СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я выбираю жизнь

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика употребления психоактивных веществ

Просмотр содержимого документа
«Я выбираю жизнь»

Программа «Я выбираю жизнь»


Цель программы:

  • Объединение основных участников профилактического процесса (образовательных, социальных, медицинских) для обеспечения условий профилактики употребления наркотических средств, психоактивных веществ, для создания условий полноценного развития ребенка, его социальной адаптации.


Задачи:

  • обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических средств, алкогольных напитков;

  • систематическая поддержка связи с межведомственными организациями, занимающимися проблемами безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • улучшение качества воспитания и формирования у детей и подростков антинаркотических устоев;

  • сохранение и повышение качества здоровья школьников;

  • оказание детям и подросткам консультационной и психокоррекционной помощи;

  • осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях.


Актуальность программы:

  • По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных ПАВ, за исключением курильщиков табака составляет более 500 млн. человек. Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими ПАВ приняло характер эпидемии, что ведет к демократическому кризу, распаду семей. В Российской Федерации – 2 млн. бездомных детей, 700 тыс. - сирот. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1.87 млн. человек – это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. Поэтому для решения этой общегосударственной задачи необходима профилактическая программа «Я выбираю жизнь».



Концепция Программы


В последние годы в подростковой среде наблюдается рост наркомании, курения, пьянства, токсикомании.

Психологи и социологи, занимающиеся изучением данной проблемы, отмечают, что причины этой тенденции носят универсально-экономический характер:

  • общая криминализация и наркотизация взрослого населения страны;

  • жилищная проблема;

  • низкий социальный статус многих семей;

  • недостаточный уровень материального обеспечения;

  • отсутствие мотивации к труду;

  • отчужденность от результатов труда.

Прямое действие оказывают факторы, имеющие психолого-педагогическую сущность:

  • отсутствие прямой заинтересованности многих семей в результатах воспитания детей;

  • педагогическая безграмотность родителей;

  • правовой нигилизм несовершеннолетних;

  • несовершенство системы нравственно-правового просвещения детей и родителей;

  • отсутствие взаимопонимания, уважения, терпимости между педагогами и школьниками;

  • неумение считаться с интересами и потребностями ребенка, его индивидуальными возможностями, что в немалой степени обуславливается недостаточным уровнем материального обеспечения труда учителя.

Все это порождает негативные последствия в деле воспитания и обучения школьников, содействует развитию в подростковой среде таких пороков, как пьянство, наркомания, преступность. Вместе с тем в городе и районе имеется значительное количество учащихся, которые не относятся к вышеназванным категориям. Для педагогов очень важно сохранить этот потенциал дальнейшего развития.

Поэтому совершенно очевидной представляется задача школы по организации и осуществлению действенной профилактики правонарушений, потребления наркотиков и других социальных отклонений среди подростков. Основой профилактической деятельности может быть нейтрализация комплекса психолого-педагогических факторов, которые коренятся в школьной и семейной сферах.

До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков.

В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для детей и подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам.

И та и другая программа включает в себя 3 основные задачи:

1) развитие личностной компетенции;

2) выработка и развитие навыков защиты;

3) предупреждение возникновения проблем.

Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений.

Вторая – посредством обучения умению противостоять различным факторам риска.

Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.

Цель профилактикиобъединить представителей всех слоев общества и различных организаций (школы, правоохранительные органы, молодежные клубы, детские сады, государственные организации, медицинские учреждения, общественные объединения), упорядочить их усилия, сплотить их вокруг школы, как наиболее организованного звена общественно-государственного влияния на сознание и поведение юных граждан.

Кто же должен заниматься профилактической деятельностью в школе?

Во-первых, это психологи. Их основная задача – работа с детьми группы риска.

Во-вторых, профилактикой негативной зависимости в школе должны заниматься классные руководители.

В-третьих, одним из основных способов профилактики наркомании, противоправных действий и алкоголизма является организация занятости подростков во внеурочное время. За организацию досуговой деятельности учащихся отвечают заместители директоров по воспитательной работе.

Основы профилактической работы с подростками должны знать социальные работники, социальные педагоги, медицинский персонал.

Необходимо помнить, что потенциальные наркоманы – это не только дети из групп риска. Наркоманом может стать и вполне благополучный ребенок (попробовал из любопытства и не смог остановиться). Зачастую ребенок начинает проявлять интерес к наркотикам под влиянием друзей, потому что они убеждают его, что наркотики – это модно, «круто».

Поэтому так необходима просветительская работа среди детей и их родителей, психологические занятия и обучающие игры.


Ожидаемые результаты:

  • сформировать у учащихся гражданские качества, современные знания и умения, помогающие личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей;

  • сформировать у школьников потребность в здоровом образе жизни.


Профилактическаяантинаркотическая работа, проводимая в школе


  1. Профилактическая работа с родителями:

  • организация «родительских университетов»;

  • предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию;

  • оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (Совет профилактики).


  1. Педагогическая работа с детьми:

  • разработка и внедрение обучающих программ – тренингов активной психологической защиты;

  • создание в школе системы, направленной на пропаганду здорового образа жизни;

  • поддержка и развитие существующих, а также организация новых детских и подростковых клубов;

  • методическое сопровождение мероприятий досуга детей и подростков;

  • разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий;

  • создание условий для саморазвития и самореализации личности;

  • организация внутришкольных и межшкольных тематических семинаров.


  1. Просветительская работа с педагогическим коллективом:

  • регулярная информация по данной проблеме на педагогических советах, совещаниях;

  • сбор информации у классных рук-ей.

  • участие в конференциях, «круглых столах» по проблемам наркомании, употреблению ПАВ, суициду.


  1. Осуществление мероприятий по раннему выявлению детей группы «риска».


  1. В установленном порядке посещение несовершеннолетних, проведение бесед с ними и их родителями.


  1. Запрашивание информации государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию.


Структура и содержание программы


Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов. В ней используются все формы и методы профилактической работы, которые направлены на активное участие самих подростков, что поможет им сознательно регулировать свои поступки, учитывать интересы других людей, ориентироваться в современной жизни, что приведет и к профессиональному самоопределению, сформирует здоровый образ жизни.

В данной работе сформированы цель и задачи профилактической работы с детьми, актуальность и научно-методическое обоснование программы, представлена ее Концепция и ожидаемые результаты. Работа знакомит с целевыми группами, на которые направлена работа по профилактике наркомании. Кроме того, даны планы работы по различным направлениям просветительской и профилактической работы в школе.


  1. Безнадзорность и правонарушение

  2. Наркотические и другие зависимости.

  3. Табакокурение

  4. Право и ответственность.

  5. Профилактика суицида.

  6. Профориентация

  7. Милосердие


В работе представлен список использованной литературы и Нормативная база по проблеме профилактики правонарушений и распространения ПАВ среди учащихся.

В качестве Приложений даны используемые в работе анкета, опросник, схема и сценарии межшкольных праздников


Профилактика безнадзорности и правонарушений


Мероприятия

сроки

Ответственные

Обновление базы данных на правонарушителей и постановка на ВШУ (внутришкольный учет)

В течение года

кл. руководители, Зам.директора по УВР, родительский комитет

Ежедневный контроль посещаемости учащихся

В течение года

Кл. руководители

Выступление на родительских собраниях об ответственности родителей за воспитание учащихся

По графику школы

Зам.директора по УВР, инспектор ОВД

Ведение учебного курса «МЫ против наркотиков»

В течение года

Учителя - предметники

Встречи, беседы инспектора ПДН с учащимися и родителями

Сентябрь, март

Инспектор ПДН ОВД,

Привлечение родителей к ответственности за нарушение их детьми Устава школы

По мере необходимости

Родительский комитет, парламент школы

Индивидуальные беседы с учащимися «группы риска»

Еженедельно

Педагог-психолог, администрация школы

Вызов на Совет профилактики по безнадзорности и правонарушениям родителей и учащихся

1 раз в четверть

Директор, зам.директора по УВР, Кл. руководители, родительский комитет, инспектор ПДН ОВД

Рейды родительского патруля по микрорайону

По графику

Родители обучающихся

Круглый стол для родителей трудных учащихся

Декабрь

Педагог-психолог, инспектор ПДН ОВД

Видеотека для родителей и учащихся

Ежемесячно

Кл. руководители

Книжная выставка о праве и кодексах законов РФ

Декабрь, март

Школьный библиотекарь

Привлечение трудных подростков к участию в «Неделе права»

Декабрь, март

Зам.директора по УВР, Кл. руководитель

Приглашение родителей трудных учащихся на курс лекций «Как общаться с подростком»

март

Педагог-психолог, Зам.директора по УВР, Кл. руководитель


Профилактика наркомании и других зависимостей


Мероприятия

сроки

Ответственные

1

Постановка на ВШУ учащихся «группы риска»

В течение года

Зам.директора по УВР, администрация школы

2

Индивидуальная профилактическая работа с учащимися «группы риска»

В течение года

Зам.директора по УВР, нарколог

3

Профилактические беседы о всех видах зависимостей с учащимися и родителями

В течение года

Нарколог, инспектор ПДН ОВД, педагог-психолог

4

Участие в конкурсе среди учащихся на лучший антинаркотический плакат

Ноябрь

Зам. Директора по ВР

5

Просмотр видеофильмов: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»; «Наркоманы о вреде наркотиков»

Декабрь

Зам.директора по УВР, кл. руководители

6

Проведение родительских собраний о всех видах зависимостей и их пагубном влиянии на здоровье подростков

По графику школы

Педагог-психолог

7

Беседа с учащимися по теме: «Спасибо, нет!»

В течение года

Педагог-психолог

8

Международный день борьбы со «СПИДОМ»

1 декабря

Зам.директора по УВР, Кл. руководители, учителя-предметники

9

Выставка книг о вреде наркотиков и психотропных веществ, книги о ЗОЖ

декабрь

Школьный библиотекарь

10

Вовлечение учащихся «группы риска» в спортивные и творческие объединения и культурные мероприятия

В течение года

Кл. руководитель, Зам.директора по УВР, педагоги дополнительного образования

11

Выставка рисунков «Я выбираю жизнь»

В течение года

Зам.директора по УВР, кл. руководители, учитель ИЗО, педагоги дополнительного образования, родители


Профилактика табакокурения


Мероприятия

Сроки

Ответственные

Анкетирование учащихся – «Почему курят дети»

Сентябрь

Педагог-психолог, кл.руководители

Выступление на родительских собраниях о невозможности курения учащихся и родителей в образовательных учреждениях

Сентябрь

Педагог-психолог, зам. Директора по УВР

Проведение бесед, семинаров – «День отказа от курения»

18 ноября

Зам директора по УВР, кл.руководители

Беседы с учащимися о вреде табакокурения

Ноябрь

Зам.директора по УВР, врач-онколог

Организация выставки книг о вреде курения

Ноябрь

Библиотекарь школы, Кл.руководители

Проведение выставки рисунков на тему – «Курить – здоровью вредить»

Ноябрь-декабрь

Зам.директора по УВР

Проведение акции – «Бросай курить»

Май

Зам.директора по УВР, кл.руководители

Вовлечение курящих учащихся в спортивные и творческие объединения

В течение года

Кл.руководители, зам.директора по УВР, уч.физ-ры, педагоги дополнительного образования

Проведение индивидуальных бесед с курильщиками о здоровом образе жизни

В течение года

Соц.педагог, Кл.руководители, уч.физ-ры

Показ видеофильмов о вреде курения

В течение года

Соц.педагог, кл.руководители


Право и ответственность


Мероприятия

Сроки

ответственные

1

Беседы инспектора ПДН ОВД о правовой ответственности несовершеннолетних

1 раз в месяц

Инспектор ПДН ОВД

2

Ознакомление учащихся с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией о правах человека

В течение года

Педагог-психолог

3

Знакомство родителей и учащихся со статьями РФ об ответственности родителей за воспитание своих детей

По графику школы

Инспектор ПДН ОВД

4

Проведение правовых викторин, конкурсов, творческих работ

В течение года

Педагог-психолог, кл.руководители, инспектор ПДН ОВД

5

Показ родителям и учащимся видеофильма «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

В течение года

Зам.директора по УВР, кл.руководители

6

Проведение «Недели права»

Ноябрь

Учитель истории и обществознании, кл.руководители

7

Выставка книг по праву

Декабрь, март

Библиотекарь школы

8

Тематические классные часы

1 раз в полугодие

Кл.руководители

9

Индивидуальные консультирования с учащимися и родителями

По мере необходимости

Педагог-психолог

10

Помощь трудным учащимся в самостоятельном изучении УК РФ

В течение года

Учитель истории и обществознании


Профилактика суицида среди подростков

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Тематические классные часы

1 раз в полугодие

Педагог-психологКлассные руководители

Диагностика по методике «Н п.» в уч-ся 5-7 кл.

Сентябрь-ноябрь

Педагог-психолог, классные руководители

Диагностика по методике «Н п.» в уч-ся 8-9 кл.

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

Просмотр фильмов

В течение года

Зам. директора по ВР

Участие в конкурсе сочинений «Моя будущая профессия»

По плану ОО

Учителя русского языка и литературы, психолог

Месячник профориентационной работы в 9-10 классах

По плану ОО

Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители

Индивидуальные консультации учащихся и их родителей о выборе профессии

По мере необходимости

Педагог-психолог

Организация выставки книг и бесед о профессиях

февраль

Библиотекарь, классные руководители

Посещение учащимися и родителями дней открытых дверей образовательных учреждений

Март, апрель

Классные руководители, зам.директора по УВР

Ознакомление учащихся с трудовым законодательством при приеме несовершеннолетних на работу

Апрель, май

Учитель обществознания, классные руководители

Организация трудоустройства учащихся в летнее время

Май, июнь

Администрация школы совместно с ПДН



Профориентационная работа


Мероприятия

Сроки

Ответственные

Тематические классные часы

1 раз в полугодие

Педагог-психологКлассные руководители

Трудовой десант

Сентябрь, май

Администрация, завхоз

Анкетирование учащихся выпускных классов

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

Экскурсии на предприятия и в учебные заведения города


Зам. директора по ВР

Участие в конкурсе сочинений «Моя будущая профессия»

По плану ОО

Учителя русского языка и литературы

Месячник профориентационной работы в школе

По плану ОО

Зам. директора по ВР

Индивидуальные консультации учащихся и их родителей о выборе профессионального училище

По мере необходимости

Педагог-психолог

Участие старшеклассников в ярмарке вакансий города

Ноябрь-март

Администрация

Организация выставки книг и бесед о профессиях

февраль

Библиотекарь, Кл.руководители

Приглашение учащихся и родителей на дни открытых дверей образовательных учреждений

Март, апрель

зам.директора по УВР

Ознакомление учащихся с трудовым законодательством при приеме несовершеннолетних на работу

Апрель, май

зам.директора по УВР, классные руководители

Организация трудоустройства учащихся в летнее время

Май, июнь

Администрация школы совместно с центром занятости населения


Милосердие


Мероприятия

Сроки

Ответственные

«День матери»

Последнее воскресенье ноября

классные руководители

Международный День толерантности

16 ноября

Педагог-психолог, классные руководители

Проведение бесед о доброте и милосердии с несовершеннолетними учащимися, 1-11 классы

Декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

Проведение акции «Милосердие» для приюта бездомных животных

Январь, февраль

Зам. Директора по УВР, классные руководители

Знакомство учащихся 1-8 классов с книгами о доброте и милосердии

В течение года

Библиотекарь школы, классные руководители

Торжественное награждение учащихся и классов принимавших участие в акции «Милосердие» – «Дипломами доброты»

Март

Зам. Директора по УВР

Организовывать выставку книг о доброте и милосердии, толерантности

В течение года

Библиотекарь школы, классные руководители



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате совместной работы всего школьного коллектива с учащимися и их родителями по социально-правовой программе «Я выбираю жизнь» ожидается положительные результаты по следующим направлениям.


  • Безнадзорность и правонарушение:

  • повышение правовых знаний учащихся и их родителей;

  • усиление ответственности родителей за воспитание своих детей и их поведение;

  • снижение правонарушений среди подростков.


  • Наркотические и другие зависимости:

  • формирование знаний детей и родителей о последствиях нарко и других зависимостей:

  • обучение навыкам отказа от нарко и других токсических веществ.


  • Табакокурение:

  • проведение образовательно-профилактической работы по отказу от курения;

  • снижение количества учащихся от табакозависимости;

  • помочь учащимся правильно организовать свое свободное время.


  • Право и ответственность:

  • формирование правовых знаний учащихся и их родителей;

  • повышение ответственности родителей за воспитание своих детей;

  • формирование активной гражданской позиции.


  • Профориентация:

  • ознакомление с Трудовым кодексом Российской Федерации, правами 16-летних подростков при оформлении их на работу;

  • проведение своевременной профориентации позволяет рано ориентировать детей на выбор профессии;

  • ранний выбор профессии снижает правонарушения, расширяет кругозор по выбору предметов, необходимых в будущем для профессиональной карьеры;

  • направление работы по повышению престижности рабочих профессий.


  • Милосердие:

  • профилактика агрессивных проявлений среди учащихся к лицам других национальностей;

  • формирование толерантных качеств ребенка позволяет снизить уровень правонарушений;

  • формирование терпимого отношения к инвалидам, к лицам с ограниченными возможностями здоровья.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений»

  2. Л.В.Колесов «Антинаркотическое воспитание»

  3. В.Д.Казьмин «Курение, мы и наше потомство»

  4. Б.М.Гузиков, А.А.Мейроян «Что губит нас»

  5. В.Джонсон «Как заставить наркомана и алкоголика лечиться»

  6. Л.Богданович «Белый ужас»

  7. М.И.Буянов «Размышления о наркомании»

  8. П.С.Гуревич «Человек»

  9. «Правовые знания – школьнику», Знание «Народный университет»

  10. «Правовые знания – учителям», Знание «Народный университет»

  11. А.Ф.Никитин, Н.Г.Суворова «Школьникам о праве»

  12. Е.С.Шабельник, Е.Г.Каширцева «Ваши права»

  13. С.В.Кривцова «Навыки жизни в согласии с миром»

  14. А.Ф.Никитин «Политика и право»

  15. А.В.Гоголева «Аддиктивное поведение и его профилактика»

  16. Г.У.Солдатова «Жить в мире с собой и другими»

  17. «Подготовка молодежи к предпринимательской деятельности» под редакцией

А.С. Потапова

  1. С.Н.Верминин, Г.А.Копухова «Основы предпринимательской деятельности и бизнес планирования»

  2. А.Дорохов «Как себя вести»

  3. Полный сборник кодексов РФ


Видеофильмы:

«Курите на здоровье»

«Курение и дети»

«Что вы знаете о СПИДе?»

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

«Наркоманы о вреде наркотиков»

«А вы проверялись на СПИД?»