СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единые требования к устной и письменной речи обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единые требования к устной и письменной речи обучающихся, нормы ведения тетрадей, оценивание обучающихся  не меняются!

Просмотр содержимого документа
«Единые требования к устной и письменной речи обучающихся»

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей


Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года № 364-М (Извлечения) О письменных работах учащихся общеобразовательных школ.

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся

1. Виды письменных работ учащихся

  1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы.

  2. По русскому, родному и иностранным языкам, литературе, математике, физике, химии проводятся текущие и итоговые письменные работы.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласовании с учителями.

2. Количество и назначение ученических тетрадей

2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по русскому языку в I-IV классах - по 2 тетради, V-1X классах - по 3 тетради, в том числе одна тетрадь для изложений и сочинений;

по литературе- 1 тетрадь;

по математике в 1-VI классах - по 2 тетради (в начальной школе, кроме того, тетрадь на печатной основе), в VI1-IX классах - 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии), в X-XI (ХП) классах - 2 тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 - по геометрии;

по иностранным языкам - по 2 тетради в V-IX классах и 1 - в X-XI классах, по 1 тетради-словарю для записи иностранных слов в VI-XI классах;

по физике и по химии - 2 тетради, одна - для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая - для оформления лабораторных, практических, экспериментальных работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение года):

. по биологии, географии, природоведению, истории, обществоведению, основам права, факультативам, трудовому обучению в V-XI классах и начальной военной подготовке - по 1 тетради;

по изобразительному искусству - I тетрадь по рисованию;

по музыке - 1 нотная тетрадь

Фиксация наблюдений природных явлений по природоведению во II и III классах ведется в "Дневниках наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека".

2.2. Для контрольных работ по русскому, родному языкам, литературе, математике, физике, химии выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

3. Порядок ведения тетрадей учащимися

Все записи в тетрадях учащихся должны проводить с соблюдением

следующих требований:

Писать аккуратным и разборчивым почерком.

Единообразно выполнять надписи на обложке тетради.

3.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на долях (например
10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранным языкам число и месяц
записываются словами в форме Именительного падежа (например, десятое сентября).

3.5. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ....

3.6. Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы....

3.7. Соблюдать красную строку....

Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные
обозначения карандашом или ручкой. ...

Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

4. Порядок проверки письменных работ учителями

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются: по русскому языку и математике:

в 1-V и в первом полугодии VI класса - после каждого урока у всех учеников;

во II полугодии VI - класса и в V-1X классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных- не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности.

В X-XI (XII) классах - после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся:

по иностранным языкам в V-VI классах - после каждого урока; в VII-XI классах - после каждого урока, только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в 2 недели проверялись тетради учащихся VIJ - IX классов и не реже одного раза в учебную четверть - тетради учащихся X-XI классов, а тетради-словари - не реже одного раза в месяц;

по литературе в VJ-IX классах - не реже 2 раз в месяц; в X-XJ (XII) классах - не реже одного раза в месяц;

по истории, обществоведению, основам права, географии, биологии, физике, химии, трудовому обучению и начальной военной подготовке -выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже одного-двух раз в учебную четверть.

Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также
все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

Проверка контрольных работ учителями осуществляется в
следующие сроки:

контрольные диктанты и контрольные работы по математике в I-IX классах проверяются и возвращаются учащимися к следующему уроку;

контрольные работы по математике в X-XI (XII) классах, физике, химии и иностранному языку в V-XI классах проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) - через один-два урока.

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:...

при проверке изложений и сочинений в V-XI (XII) классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются, волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком ф, логические - знаком Л, речевые - знаком Р, грамматические - знаком Г;

при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся IV-X (XI) классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;...

подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинения указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок; после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

4.5.Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

По иностранным языкам в IV-VI классах оцениваются все работы, в журнал выставляются оценки за наиболее значимые. В VI1-XI классах оцениваются все проверяемые работы, в том числе и работы в тетрадях-словарях; в журнал выставляются оценки за наиболее значимые.

По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

4.6. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку

Утверждены приказом Министерства просвещения РСФСР от 3 сентября 1984 года № 234 (Извлечения)

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знания полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

1. Оценка устных ответов учащихся

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые не только по учебнику, но и самостоятельно; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка "4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и I -2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка диктантов

Объем диктанта устанавливается: для V класса - 90-100 слов, для VI класса -100- 110, для VII класса -110-120, для VIII класса -120-150 слов, для IX класса -150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях,
    образованных от существительных с предлогами, написание которых не регулируется правилами;

  1. в случаях раздельного и слитного написания "не" с прилагательными
    и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  2. в написании "ы" и "и" после приставок;

  3. в случаях трудного различения "не" и "ни";

  4. в собственных именах нерусского происхождения;

  5. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9)в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в
нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то оно считается за одну ошибку.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, менее 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка: "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

Ш. Оценка сочинений и изложений

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе -250-300, в X классе - 350-450 слов.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

в IV-V классе - 0,5-1,0 страниц; в VI классе - 1,0-1,5; в VII классе .- 1,5-2; в VIII классе - 2,0-3,0; в IX классе - 3,0-4,0.





Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме

2. Фактические ошибки отсутствуют

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая,

или 1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускается: 2 орфографические,

и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая,

и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки

при отсутствии орфографических ошибок, а также 2грамматические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов

Допускается: 4 орфографические,

и 4 пунктуационные ошибки,

или 3 орфографические ошибки,

и 5 пунктуационных ошибок,

или 7 пунктуационных ошибок

при отсутствии орфографических

ошибок, (в IV классе –

5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь; работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов


«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеются более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок


V. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок....

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных, диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом " 2 " или "1".

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Сборник приказов и инструкций министерства просвещения РСФСР. М,

Просвещение, 984, №31, с. 3-14.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Утверждены приказом Министерства просвещения РСФСР

от 5 сентября 1984 г. № 239 (Извлечения)

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):


Классы

Количество сочинений

Классных

Домашних

Всего

5

4

-

4

6

3

1

4

7

2

2

4

8

2

3

5

9

3

3

6

10

4

3

7

11

4

3

7


Объем сочинений должен быть примерно таким: в V классе - 1-1,5 тетрадные страницы, VI классе -1,5-2, VII классе - 2-2,5, VIII классе -2,5-3, IX классе - 3-4. X классе -4-5, XI классе - 5-7.

Уменьшение объема сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V-VIII и 10 дней в IX-XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В V-XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Отметка "5" ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано в соответствии с планом раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей,

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка "4" ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно в соответствии с планом раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное в изложении содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без выводов и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок

(Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. М, Просвещение, 1984, №36, с. 12-17.)


Примерные количественные характеристики учебно-познавательных процессов


Процессы

Чтение

Письмо

Речь

Техника чтения

30 слов/мин

-

монологи­ческая

диалогическая

Класс

вслух

про себя

10 зна­ков в мин

2 предло- жения

2-4 предложения на человека

1

2

3(4)

50

80

120

100-120 120-140

25

40

50

3-4

5-6

6

2-4

2-4

2-4

5

6

7

8

9

120

140

150

150

150

140-170

170-210

210-250

250-260

260-310

60

70

70

80-90

100

7

-

8

2

2

6-8

6-8

6-8

6-8

10-12

10

11

150

150

290-310

310-330

100-120 120

4-5

5

10-12

10-12


10