Игра КВН в 1-6 классах.
Цель:
1.Проверить знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология» и раздела литературы «Устное народное творчество»,
2.Развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить,
3.Воспитывать интерес к изучению родного языка и литературы.
Оборудование:
-красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.),
-листы А4 для выполнения некоторых заданий.
Учитель: Ребята! Как вы уже знаете, у нас продолжается Неделя русского языка и литературы. Сегодня вы должны принять активное участие в игре КВН. Девиз нашей игры: умея читать и зная русский язык, попробуй применить на практике не только свои знания, но и смекалку! Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки.
Правила игры: в игре три тура, в каждом туре по несколько вопросов. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах. Выкрикивания за ответ не засчитываются. Команда, трижды нарушившая правила, лишается одного балла. Команда, показавшая себя на протяжении всей игры собранной, внимательной, активной и не нарушившая правила игры, получает один бонусный балл в свою копилку. Если команда готова дать ответ, то капитан команды должен поднять сигнальную карточку. Отвечает команда, поднявшая карточку первой.
А теперь вы должны придумать название для своих команд и выбрать капитанов, после чего мы приступим к игре.
1 тур «Путешествие по стране Сказок»
3адание 1. Назовите сказку.
Итак, начинает сказка сказываться.
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали»
(Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».)
«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому»
(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело».
(А. С. Пушкин. « Сказка о золотом петушке»)
«За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своем селе».
(П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)
Задание 2: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.
Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
«На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать»
(Василиса Премудрая - Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
Княгиня - диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
(Царь-девица - П. П. Ершов «Конек-горбунок».)
«Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные»
(Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»)
«Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут...»
(Пьеро - А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
«Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...»
(Незнайка - Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
Задание 3: Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши на бумаге название сказки и её автора.
-Метла, тыква, бал, часы, туфелька.
-Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба.
-Полено, очаг, ключ, борода, театр.
-Розы, сани, лёд, коньки, слеза.
-Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл.
-Корабль, цветок, перстень, ставни, заря.
Задание 4: У разных стран есть похожие пословицы. Назови подходящую русскую пословицу.
Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.
Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.
Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
Иранская: Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.
2 тур «Путешествие по Грамматике»
Задание 1: Угадай слово по шутливой характеристике:
1)Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)
2)Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)
3)Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)
4)Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-нибудь одурачить. Что это? (Нос)
5)Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
6)Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)
Задание 2: Изменив в слове только одну букву, нужно получить как можно больше новых слов. Каждой команде даются одинаковые слова, через две минуты сравним количество слов.
Бак ( бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас и т.д. ).
Дом ( ком, лом, сом, том, дым, дог, ром и т.д. ).
Задание 3: Помогите восстановить загадочную надпись.
Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись: …о…о …о…а…о…а…ь! (Добро пожаловать).
Задание 4: Прочтите ребус.
Прежде, чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
Задание 5: Что означает …
-Дырявая память (плохая)
-На всех парусах (быстро)
-Сбить с толку (запутать)
-Кот наплакал (мало)
-Комар носа не подточит (идеально)
-Клевать носом (дремать)
-Пускать пыль в глаза (обманывать)
-Как снег на голову (неожиданно)
Задание 6: Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову дом суффикс -ик, домик)
Задание 7: Игорь написал на доске прописью:
“Сто сорок и сто сорок будет двести”. Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударения).
Задание 8: Игровые вопросы.
-Когда мы употребляем выражение “ чучело гороховое” и почему? Что оно обозначает?
-Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Прошитую на машинке)
-Каким ключом нельзя открыть замок?
-Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
-О каком слове идет речь:
Союз – мой первый слог,
Второй мой слог – предлог,
А целое – у молодца
Посреди лица. (Нос)
тур «Конкурс капитанов»
Капитанам команд предлагается следующее задание: из одного слова в течение одной минуты составить как можно больше маленьких слов. Выиграет тот капитан, у которого будет большее количество слов:
космонавтика
Пока капитаны будут справляться с заданием, остальным я предлагаю отгадать загадки:
-каким гребнем не причешешься (петушиным)
-какой год продолжается всего один день (новый)
-из какой тарелки не пообедаешь (пустой)
-на какое дерево садится ворона во время дождя (мокрое)
-из какого крана нельзя напиться (подъемного)
-из какого полотна не сошьешь рубашку (железнодорожного)
-у бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, пес Дружок. Сколько у бабушки внуков? (один).
-Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
-Стоит дом, кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт. (Школа.)
-Какая водица только для грамотного годится? (Чернила, паста).
-В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)
-Чёрные, кривые, от рождения немые,
Станут в ряд - сразу заговорят. (Буквы.)
Подведение итогов, подсчет баллов.