СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Игра, развивающая внимание школьника. Пути и способы развития внимания"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном предмете или явлении. Благодаря вниманию человек способен познавать окружающий мир.Психологи выделяют три вида внимания. Произвольное, непроизвольное, постпроизвольное.

Просмотр содержимого документа
«" Игра, развивающая внимание школьника. Пути и способы развития внимания"»

Игра, развивающая внимание школьника.

Пути и способы развития внимания

(выступление на МО воспитателей)

Подготовила:

воспитатель Маркова О.Н.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном предмете или явлении. Благодаря вниманию человек способен познавать окружающий мир

Внимание присутствует во всех психических процессах, оно возникает не только при восприятии предметов и явлений внешнего мира, но и во время размышлений, когда мы представляем что-нибудь, в припоминании чего-либо. Часто при концентрации на какой-то мысли человек может не замечать ничего из окружающего.

Внимание делает наши психические процессы полноценными. Именно внимание позволяет нам сознательно воспринимать окружающий мир. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Подчеркивая роль внимания в психической жизни человека, К.Д.Ушинский, образно выражаясь, писал: "внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира".

Внимание обеспечивает яркое и четкое восприятие материала. Оно также необходимо для понимания этого материала.

С.Л. Рубинштейн, который впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, считал, что "внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена".

Психологи выделяют три вида внимания. Произвольное, непроизвольное, постпроизвольное.

Непроизвольное внимание

Оно протекает автоматически и не требует специальных усилий. Основу непроизвольного внимания составляет ориентировочный рефлекс. Его появление автоматически включает произвольное внимание, которое и обеспечивает дальнейшую и контролируемую обработку стимула.

Произвольное внимание

Произвольное внимание относится к контролируемым и осознаваемым процессам. Непременной характеристикой произвольного внимания является усилие, направленное на выделение и обработку той информации, которая диктуется целью, задачей.

Благодаря произвольному вниманию человек способен длительно выполнять неинтересную, сложную, монотонную работу, преодолевая нежелание, разные трудности.

Внимание теснейшим образом связано с деятельностью.

В зависимости от характера деятельности выделяют три критерии внимания:

а) Познавательный критерий: человек лучше воспринимает и понимает то, на что он обратил внимание.

б) Мнемический критерий, который выражается в запоминании материала, находившегося в поле внимания. Очевидно, что лучше запоминается то, на что было обращено наше внимание. И наоборот, то, что не привлекло внимания, вряд ли вспомнится.

в) Критерий избирательности выражается в возможности активно воспринимать только часть поступающей информации и делать только одно дело.

Таким образом, можно сделать вывод, что внимание делает эффективной познавательную деятельность человека

В отечественной психологии принято выделять следующие свойства внимания: статические (концентрация, устойчивость, объем) и динамические (распределение и переключение).

Концентрация внимания (в противовес его рассеянности) - это наличие связи с определенным объектом, она выражает интенсивную сосредоточенность на нем. Такое состояние повышает ясность и отчетливость восприятия объектов. При сильной концентрации все остальное не замечается человеком.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой человек сохраняет концентрацию внимания на объекте, не отвлекаясь на другие. Сохранение концентрации внимания обусловлена, во-первых, мерой трудности, понятности материала, во-вторых, индивидуальными физиологическими особенностями человека; в-третьих, степенью его интереса к данному материалу.

Внимание неизбежно подвержено периодическим невольным колебаниям. Самым важным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Это возможно, если человек действует с материалом. Поэтому на уроке необходимо менять виды деятельности детей, учить их анализировать объект, а также не просто устно объяснять материал, а включать его в практическое применение учащихся.

Объем внимания – это количество предметов, которое охватывает внимание. У взрослого человека объем внимания равен в среднем примерно до 4-6 объектам; у ребенка он составляет не более 2 - 3 объектов. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых объектов. Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. Хотя считается, что концентрация внимания обратно пропорциональна его объему, эта предпосылка не всегда верна. "Когда в поле внимания включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, его расширение может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее". Это важно помнить, организуя учебный процесс в классе.

Переключение внимания – это сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой, способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания зависит от темперамента, а также от соотношения интереса к предшествующей и последующей деятельности. Чем увлекательнее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот.

Распределение внимания – это способность одновременно выполнять два или более видов деятельности. "Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания" . Распределение зависит как от характера совмещаемых видов деятельности, так и от степени их сложности и интересности для человека. Главное условие одновременного выполнения разных видов деятельности – это то, что один из них должен быть полностью автоматизированным и не требовать внимания.

Так как процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга младшего школьника сменяются довольно быстро, его внимание отличается легкой переключаемостью и отвлечением. Это определяет довольно сильный рефлекс ко всему новому. Поэтому первоклассник легко переключается на яркие, объекты, но не замечает главного. Но очень скоро ориентировочный рефлекс становится более широким, ребенок может смотреть на один предмет, не упуская из вида более значимый для него.

Концентрация внимания у младших школьников может быть весьма большой только по отношению к особенно интересному предмету или явлению. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу.

Зная проблемы у детей со вниманием младших школьников, нужно использовать специальные тесты, игры для развития произвольного внимания.

Список литературы

  1. Ахтамьянова И.И., Архипова М.Л. Проблема формирования внимания в разных видах деятельности //в сб. Вопросы психологии познавательной деятельности.- М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1984., с.86-96.

  2. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с.33-38

  3. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание// А.Н. Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983. / Под ред. А.В. Запорожца и др. Стр. 165-177.
  5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.:Педагогика, 1972.-160с.;

  6. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание.- М., 1951.

  7. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995.-352с.