СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии как метод развития внимания школьников младшего возраста с нарушениями интеллекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о применении игровых технологий с целью исправления недостатков внимания школьников младшего возраста с нарушениями интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как метод развития внимания школьников младшего возраста с нарушениями интеллекта.»

Игровые технологии в развитии внимания детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий растет. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития при данной патологии.

Игровые технологии - одно из эффективных коррекционных средств.

В игре осуществляется познавательное развитие детей, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию памяти, внимания, наблюдательности и мышления. В ходе игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка.

Кроме того, разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к обучению, к познанию ими окружающего мира.

Актуальность исследования возможностей игры в развитии внимания определяется тем, что внимание всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению эффективности таких познавательных процессов как восприятие, память и мышление, проявляясь как бы внутри их. С ним связаны точность, полнота восприятия.

В течение 3 месяцев 2 раза в неделю (всего в течение 24 занятий) в начале коррекционно – обучающих занятий проводились игровые упражнения на развитие внимания.

Упражнения были составлены на базе программы Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.

В программе приняли участие 8 учащихся коррекционной школы.

Мониторинг эффективности занятий осуществлялся с помощью методик таблица Шульте, методика Пьерона – Рузера и корректурной пробы.

Первичная диагностика показала, что имеются следующие нарушения внимания у младших школьников с умственной отсталостью:

  • низкий уровень концентрации внимания - степень и интенсивность сосредоточенности внимания на объекте недостаточные;

  • истощаемость внимания - трудности поддержания внимания длительное время;

  • наличие неустойчивости внимания - колебания внимательности.

Из опыта работы замечено, что младшие школьники с умственной отсталостью затрудняются сохранять сосредоточенность в процессе выполнения задания, отвлекаются, устают, работают в медленном темпе.

По истечении 3 месяцев была проведена контрольная диагностика, которая показала повышение концентрации внимания и увеличение объема внимания. В плане проявлений неустойчивости внимания и истощаемости динамики не обнаружено, что указывает на необходимость дальнейшей коррекции с целью улучшения показателей.

Таким образом, в целом подтверждена эффективность использования игры как средства развития внимания младших школьников с умственной отсталостью. Можно сказать, что процесс внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет специфические нарушения и требует специально организованного формирования. Если в процессе обучения детей данной категории использовать игры на развитие внимания на разных уроках в начальной школе, а также организовать развивающие уроки в форме игры, то можно существенно развить различные виды и свойства внимания у учащихся с умственной отсталостью.

Примеры упражнений:

Упражнение «Что перепутал художник?»

Учащимся предъявляется изображение, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Например, картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т.п.).

 Упражнение «Запутанные дорожки».

Школьники должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, определить в несложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т.д.).

Упражнение «Найди два одинаковых предмета»

Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

Упражнение «Съедобное – несъедобное»

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Упражнение «Ухо – нос»

Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

Упражнение «Исчезнувший предмет»

На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.

Литература

  1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников./ С.Ю. Бородулина // серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 352 с.

  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох­мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с

  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

  4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта Методические рекомендации

  5. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничения ее от сходных состояний. / Забрамная С.Д. – М: Просвещение, 2011. – 112 с.

  6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994.