СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения, способствующие успешной адаптации (Практические рекомендации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаем следующие игры, проведение которых способствует развитию «эмоционального интеллекта» у детей и помогает руководителю кружка, клуба создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом, облегчая тем самым процесс адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения, способствующие успешной адаптации (Практические рекомендации)»

Практические рекомендации: игры и упражнения способствующие успешной адаптации

Предлагаем следующие игры, проведение которых способствует развитию «эмоционального интеллекта» у детей и помогает руководителю кружка, клуба создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом, облегчая тем самым процесс адаптации. Перечисленные выше ценности не случайно, именно сейчас особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов сделанных самими детьми

Игры и упражнения на знакомство, разминку


Цели: налаживание контактов, снижение неуверенности, развитие внимательного отношения друг к другу.


Педагогические указания:


- игры для введения и знакомства должны обладать простой игровой структурой;


- игра не должна тянуться долго

«Волшебство»


Волшебная палочка предается всеми играющими из рук в руки, и тот, кто берет ее в руки должен сказать свое имя.

«Аплодисменты»


Группа образует публику. Все стоят или сидят полукругом, повернувшись лицом к двери. По очереди друг за другом каждый играющий выходит из комнаты и снова входит. При появлении каждого человека, вся «публика» разражается бурными аплодисментами.


Вариант: тот играющий, которого будут сейчас приветствовать, может заранее пожелать, как он хочет, чтобы его поприветствовали. Например, топот ногами, просто хлопать, свистеть и т. д.

«Имя с символом»


Каждый игрок придумывает себе имя с одним символом. Начальная буква которого совпадает с начальной буквой имени игрока, и рисует карточку с символом. Сидя в кругу каждый представляется по имени и называет собственный символ («Меня зовут Миша с мишкой», или «Витя с велосипедом»). Игрок повторяет имена своих ближайших соседей а затем представляется сам.


Вариант: все повторяют имя только что представившегося игрока.

«Добрый день»


Играющие идут через комнату и приветствуют других путешественников, ударяя своей рукой по их руке и идут дальше. Потом по указанию ведущего приветствуют друг друга за мочки ушей, пяткой левой ноги, правым локтем, спиной и т. д.

Игры на развитие сотрудничества

«Пчелы и змеи» (с 9 лет)


Цель: развитие слаженности действий внутри группы.


Инструкция: я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на 2 примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля.


Правила игры: оба короля выходят из комнаты, затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в группе. Король пчел должен найти мед – например ручку. А змеиный кроль должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: Ж-жжж… Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: Ш-шшш… Чем ближе змеинный король приближается к ящерице тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут мы спрячем мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут занять свои места. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Кто же из королей окажется первым?


Анализ упражнения:


- Как ты чувствовал себя в роли короля?


- Что для тебя было самым трудным в этой роли?


- Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?


«Graffiti» (с 9 лет)


Цель: познакомить детей со всем многообразием мнений, точек зрения и отношений в группе. Игра способствует развитию в детях терпимости к окружающим.


Материалы: цветные фломастеры каждому ребенку, листы ватмана, надписав на верху каждого листа «что я люблю», «что я хочу знать», «чему я хочу научиться», «прекрасные мгновенья», «что меня пугает», «что для меня самое увлекательное».


Инструкция: вы можете сказать, что обычно пишут на стенах? Как вы думаете для чего они пишут на стенах? Тот кто рисует на или пишет на стене, стремится тем самым выразить свое умение. Предлагаю сыграть в игру под названием «Graffiti». Разбейтесь на одинаковые группы. У каждой группы есть пять минут, чтобы записать на своем листе свои мысли по поводу данной фразы. Записывайте свои мысли кратко и хлестко, как обычно и пишут на стенах. Пишите на своем листе все одновременно до тех пор, пока я не скажу «Стоп!». Тогда передайте свой лист другой группе, а сами возьмите лист у одной из соседних групп. Сначала вы можете прочитать, что написали представители другой группы, а затем напишите, что вы сами думаете или считаете по этому поводу. Опять же пишите все одновременно (6 минут).


Процедура продолжается до тех пор, пока каждая группа не выскажется по всем темам.


Предложите обсудить друг с другом все надписи.


Анализ упражнения:


- Какая тема оказалась для тебя самой интересной?


- На какую тему ответы оказались наиболее разнообразными?


- Какая надпись понравилась больше всего?


- Какую надпись ты не понял?


Игры и упражнения на развитие представления и фантазии


Цель: предоставить кружковцам возможность испробовать новое поведение.


Педагогические указания: ведущие не должны чувствовать себя скованно, бояться выступать в какой-нибудь роли.


«Настроения и чувства»


Группа движется по помещению, по требованию ведущего игроки должны выглядеть то печальными, то гордыми, то сильными, то кислыми, то веселыми и т. д.


«Осторожно, заразно!»


Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т. д. Игра продолжается, таким образом, пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.


«Автобус уехал»


Каждый играющий при помощи пантомимы должен представить чувство, которое может быть вызвано в описываемой ситуации. Например: «Последний автобус ушел прямо перед твоим носом!», «Ты потерял деньги!», «Ты встречаешь своего знакомого» и т. д.


Игры и упражнения на расслабление


Цели: Эти игры помогут детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены.


Педагогические указания: игры хорошо использовать в перерывах между занятиями.


«Тряпичная кукла и солдат» (с 6 лет)


Инструкция: Все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь…


А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными…


Теперь снова покажите солдата (10 секунд), теперь опять станьте тряпичной куклой (10 секунд).


Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились. После этого предложите детям: встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины…Теперь стряхните воду с волос…Теперь – с верхней части ног и ступней.


«Улыбка» (с 8 лет)


Инструкция: сядьте поудобнее и закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и выдоха…


Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза…


Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка…


Повтори это еще раз.


Глубоко вдохни… Задержи воздух… Запрокинь голову… Сильно выдохни, выдувая воздух до потолка…


Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы, и как напрягаются мышцы щек…


Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире.


Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплывается в широкой дружеской улыбке. (Повторяйте этот шаг до тех пор, пока вы не увидите улыбку на лицах всех детей.)


Когда ты сейчас снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Возможно, ты заметишь в ладонях легкое покалывание. Дыши и улыбайся… И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.


Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Возможно, ты заметишь, как твои ноги и ступни начнут слегка подрагивать от этой улыбающейся солнечной силы.


Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость во всем своем теле.


Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что в твоей груди находится большой золотой шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз также глубоко вдохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. И ты сможешь потом вызывать в себе это приятное чувство, вспоминая картину улыбающегося солнца.


Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.