Набережночелнинский государственный педагогический институт
«Игра, как прием обучения английскому языку»
Составила: Авхадеева Ф.Д.
учитель английского языка первой
квалификационной категории
2018 г.
«Игра, как прием обучения английскому языку»
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языкая использую технологию коммуникативного взаимодействия с элементами игры в условиях создания комфортной среды обучения. Технология коммуникативного взаимодействия с элементами игры позволяет осуществлять речевое взаимодействие обучающихся вследующих режимах: индивидуально, в парах, группах, коллективно.
Именно обучение в игре и через игру позволило каждому ученику поверить в свои силы. А мне дало возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности. Я решила применять в своей педагогической деятельности игровые технологии на уроках, представляя детям материал в доступной игровой форме. Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Я определила, что главная особенность дидактической развивающей игры выражается в принципе от простого к сложному и сочетается с принципом творческой деятельности, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения.
Игровые технологии хорошо работают во всех классах, но особенно необходимы в 1-2 классах.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных путей к овладению темой или иными знаниями, умениями, навыками.
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.
Игры используются в самых различных целях: при введении нового
лексического материала, для закрепления его в памяти учащихся и для развития их устной речи.
Лексические игры преследуют следующие цели:
познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;
тренировать учащихся в употреблении лексике в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
развивать речевую реакцию.
Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.
Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр считаю важнейшей своей задачей. Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:
Warming-up activity
Цель: закрепление новой лексики, проговаривание новых слов в типичных ситуациях, эмоциональная и физическая разрядка.
Преподаватель встает на свободное место и говорит:
«I like yoghurt but I don’t like cheese». При этом он показывает рукой направо, говоря like и налево, говоря don’t like. Задача учащихся – присоединиться к учителю справа и слева, предложив свой вариант. Например: I don’t like cheese either, but I like margarine.
Fill in the missing letter
Цель: повторение графического образа слова.
Преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача учащихся – вставить пропущенные буквы
Word-building
Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова demonstration учащиеся могут составить слова: on, at, near, no, not, one, ten, date, arm, nose, note, read, rat, set и другие
The odd word
В каждой строчке находится слово, которое не соответствует другим по звучани (данное задание применяется на уроках в 5 классе)The odd word
[ai], time, tiger, nice, night, little, sky, fine;
[au], house, mouse, around, ground, down, our
В каждой строчке находится слово, которое не соответствует другим по значению.
tiger, lion, bear, fox, hen, wolf
dining-room, bedroom, kitchen, chair
sugar, meat, eggs, milk, ball
Составь слово
Учащимся предлагается список существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех), чтобы получилось сложное существительное.
Snow
Foot BALL
Basket
Соревнование
Цель: использование новой лексики в диалоговой речи
Игра состоит из двух этапов. Учащиеся играют в парах. На первом этапе учащиеся пишут максимальное количество слов по заданной теме. На втором этапе составляют диалоги с данными словами
“Words”
Цель: неподготовленное монологическое высказывание с использованием изученной лексики
Каждому ученику дается список отдельных слов. (Желательно, чтобы в этом списке были все части речи). Например: a boy, to go, to find, interesting, strange, thing, very much, good, happy, home.
Учащиеся должны составить устно (или написать) рассказ, содержащий эти слова. Выигрывает тот ученик, который составил лучший рассказ.
Другой вариант игры: в рассказе можно использовать слова в том порядке, в котором они даны в списке.
Игровые методики для самостоятельного использования учащимися лексики в ситуации общения:
Игра - проект « Рецепт блюда» (рассчитана на 9 класс)
Описание: учащиеся делятся на группы. Каждая группа создает свой «рецепт» и делает его презентацию. «Независимые эксперты по здоровому питанию» оценивают «рецепты» и высказывают свое мнение. На презентацию отводится 7 минут. Задача учащихся – подготовить монологическое высказывание по теме, спонтанно высказать свое мнение.
Ролевая игра «В супермаркете».
Описание: преподаватель заготавливает «товар для продажи» в виде карточек с надписями. Задача учащихся – разыграть диалоги от лица покупателя и продавца, используя лексику на карточках
Подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений, одна из которых недостаток урочного времени на проведение игр. Думаю, эти проблемы по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся.
Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.