Игра как способ активизации познавательной активности учащихся на уроках обществознания.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Учебная игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая задача ставится перед учениками в форме игровой;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревновательности, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Наиболее часто из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображении фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
В ходе игр ученик лучше осознает свою идентичность. Играя людей разного социального статуса и ранга, дети лучше усваивают понятие «социальная роль» и «социальный статус».
Еще один вариант игры – детям при помощи пантомимы предлагается изобразить тот либо другой возраст, а все остальные угадывают, о чем идет речь.
Показ по умолчанию предусматривает изображение символов того либо другого возраста. Даже без заблаговременной подготовки, с поддержкой учителя дозволено выделить те особенности возраста, которые закреплены в представлениях людей и воспроизводятся всем новым поколением.
Театральные мини- постановки фактически могут быть использованы в самых различных уроках. Особенно результативно таким образом изучать теорию конфликтов и раздоров.
При изучении вопросов права можно создавать посредством игры реальную обстановку и тем самым моделировать последующую форму правового поведения ученика в будущем.
Особую роль на уроках обществознания играет деловая игра. Она используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Негласные правила запрещают отказываться от полученной, по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Одним из многочисленных примеров проведения деловой игры для учащихся является «Аукцион знаний».
Все участники делятся на несколько групп, перед началом аукциона каждая команда получает в «банке» первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита, который в конце игры должны вернуть в банк с процентами.
Правильный ответ на купленный в ходе торгов вопрос приносит команде определенный доход.
Игра состоит из нескольких туров. В конце игры подводится результат, подсчитываются условно заработанные за знания деньги.
Примером применения тренировочных, закрепляющих материал урока игр являются всевозможные игровые моменты, применяемые во время опроса или закрепления пройденного. Например, игра «Цветик-семицветик», «Яблоня», «Рыбная ловля» (задания записаны на обратной стороне лепестков, листьев, на рыбках).
Такие игры просты в исполнении реквизита к ним. Ученики с интересом принимают в них участие.
Опрос учащихся с можно проводить также с использованием кроссвордов, что повышает их заинтересованность и активность. Сходные по своим задачам в дидактике опроса решает игра «Ералаш», составление карточек для игры во многом напоминает кроссворды. Учащиеся делят карточку на две половинки: в первом столбце записываются вопросы или какие-то понятия, во втором столбце не по порядку записываются ответы или толкования данных понятий.
Игровые технологии на уроках обществознания оказывают положительное влияние на учеников. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: восприятие, память, внимание, мышление. Применение игровых технологий в практике преподавания способствует повышению эффективности урока, познавательной активности учащихся, даже пассивные ученики будут включены в урок. Благодаря играм на уроках у учащихся будет формироваться самостоятельность, инициативность, способность мыслить нестандартно, находить быстрые решения, делать выбор в нестандартных ситуациях, умение работать с информацией, высказывать и отстаивать свою позицию.