«Игра как средство общения дошкольников»
Воспитатель : Евтеева С.В.
2021
Актуальность выбранной темы
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.
У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т.е. такой, который служит в игровых замыслах.
Кроме игр с предметами, большое значение для развития ребёнка имеют ролевые игры. Роль – это важнейший компонент игры, в игре она выполняется ребёнком очень чётко.
Начиная с самого малого возраста, ребёнок учится, играя. Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребёнок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями.
Игра помогает ребёнку набраться опыта, который пригодится ему в дальнейшей жизни.
К сожалению, в современном мире игры, общение нередко вытесняются (и часто виною тому взрослые!) просмотром телепередач, компьютерными играми. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты. Задача педагогов – помочь детям играть, общаться в игре, строить доброжелательные отношения, а также донести до родителей, что игру ничем нельзя заменить.
Поэтому считаю тему самообразования «Игра как средство общения дошкольников» весьма актуальной в настоящее время.
Цель: способствовать развитию игровой деятельности детей и общения в игре.
Задачи:
1. изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;
2. составить картотеку игр, способствующих развитию общения между детьми;
3. развивать игровую деятельность детей, способствовать общению детей в игре;
4. провести работу с родителями, направленную на понимание значения игры в жизни и общении ребёнка.
«Игра как средство общения дошкольников»
Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В.А. Сухомлинский.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая работа |
Изучение методической литературы | Сентябрь - ноябрь | 1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду». 2. Кузнецова А.Е. «205 развивающих игр для детей». 3. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. «Играем и учимся дружить». 4. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В. «Развитие игровой активности дошкольников». 5. Субботина Л.Ю. «Игры для развития и обучения» 6. Смирнова Е.О. «Лучшие развивающие игры». 7. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/ https://www.maam.ru/ | Анализ изученных источников, составление картотеки игр на развитие навыков общения. |
Работа с детьми Работа с детьми | Сентябрь | Знакомство детей с подвижными народными играми. | Игровой досуг: «Русские народные подвижные игры» |
Октябрь | Знакомство с играми народов мира. | Вечер «Игры народов мира». |
Ноябрь | Игры на формирование навыков личностного поведения в ролевых играх. | Вечер игр и забав. |
Декабрь | Игры, способствующие физическому развитию. | Досуг вместе с родителями «Будем спортом заниматься» |
Январь | Игры на развитие логического мышления. | Вечер логических игр. |
Февраль | Сюжетно-ролевые игры. | Вечер любимых игр. |
Март | Коллективные игры с элементами творчества. | Вечер творческих игр. |
Апрель | Знакомство детей со старинными народными играми. | Вечер «Игры наших бабушек и дедушек». |
Май | Досуг вместе с родителями | Игровой досуг «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр» |
Сентябрь - май | Игры на развитие навыков общения. | Час игр и забав в вечернее время. |
Работа с родителями | Сентябрь | Выяснить, знают ли родители, какие игры предпочитают их дети, какое значение придают родители играм своего ребёнка. | Опросник «Любимые игры моего ребёнка». |
Октябрь | Консультация для родителей «Как игра способствует развитию общения?» | Выступление на родительском собрании. |
Ноябрь | Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя». | Вечер развлечений. |
Февраль | Подготовка к круглому столу: сбор необходимой информации, составление плана, конспекта проведения, подготовка памяток. | Круглый стол «Игры наших бабушек и игры современности». |
Март | Совместное мероприятие с детьми и родителями «В стране Вообразилии» | Вечер развлечений. |
Апрель | Консультация «Игры на лето». | Папка-передвижка в родительском уголке. |
Май | Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. | Презентация для родителей (на родительском собрании) «Наши игры» |
Октябрь- май | Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы. | Демонстрация игровых пособий и материалов, сделанных своими руками, на родительских собраниях. | |
Самореализация | Март | Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр» | Выступление на педсовете. |
Апрель | Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников». | Выступление на семинаре-практикуме. |
Май | Отчёт по теме самообразования. (Доклад, видео-презентация и т.п.) | Выступление на педсовете. |
Задачи на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Игра как средство общения дошкольников» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.