ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА»
КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АКТИВНОСТЕЙ
по тематике: «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства» для учащихся 3 класса
1. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА (по 6 позициям)
№
Характеристики
1.
2.
Возможности
Городская школа
3 класс
3.
Ограничения и риски
Обучающиеся отличаются большим кругозором практической направленности в рамках финансовой грамотности.
Меньшая информированность у детей с ОВЗ (в зависимости от заболевания)
4.
Возможно применять задания высокой сложности в работе, т.к. дети имеют платформу знаний по темам в рамках ФГ за период обучения в 1-2 классах.
30 человек, из них 3 ч. с ОВЗ
5.
Психолого-педагогическая
Риск упустить детей с ОВЗ, т.к. большинство детей из-за своей активности заполняют внимание учителя.
Возможно применение разных форм обучения, в том числе деление на группы. связанные с задержкой психического развития, речевыми или поведенческими отклонениями
В большом классе сложнее удержать внимание всех учеников одновременно, что может негативно сказаться на усвоении материала.
характеристика класса
Класс побеждает в школьных мероприятиях и соревнованиях, что доказывает, что класс активный, дружный и сплоченный. Поэтому групповые формы работы приемлемы. Динамичность, движение соответствуют требованиям класса.
Тема «Семейный бюджет, ведение домашнего хозяйства»
Обучающиеся с ОВЗ нуждаются в постоянной опеке, консультантах.
У детей имеется определённая база знаний
Следует предусмотреть памятки, «узелки» на память для детей с ОВЗ
В силу возраста имеют не полное представление о всех статьях бюджета
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знания
Установки
Понятия:
(что есть «грамотно» и как надо поступать)
Умения
- Бюджет;
- Семейный бюджет;
- Финансы;
- Понимание необходимости планирования семейного бюджета;
- Понимание соотношения между доходами и расходами;
- Понимание важности посильной работы (вклад) каждого члена семьи при ведении домашнего хозяйства.
- Финансовый год;
- Расходы;
- Доходы;
- Домашнее хозяйство;
- П лан.
- Планировать семейный бюджет с учётом ведения домашнего хозяйства на будущий финансовый год;
- Анализировать семейный бюджет;
- Прогнозировать непредвиденные расходы;
- Учитывать интересы, потребности каждого члена семьи и семьи, в целом, при планировании бюджета;
- Совершенствование математических знаний.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Функциональная грамотность, тренажёр для школьников 3 класс. Издательство Планета.
Автор М.В. Буряк, С.А. Шейкина. Тема: «Семейный бюджет» (занятие 20)
C:\Users\александр\OneDrive\Рабочий стол\Работа\1 класс\РП ФГОС3 1 класс\ Функц . грамотность (3 класс).pdf
2. Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video
3. Раздаточный материал: маршрутные листы с заданиями, игровые купюры, импровизированные кошельки. Песочные час. Макеты продуктов, ценники для игры «магазин».
4. Интерактивное. Задание из коллекции библиотеки learningapps. https://learningapps.org/24966339
5. Презентация, серия сюжетных картинок для разбора ситуаций на родительском собрании по теме «Семейный бюджет»
6.Памятка для родителей «Финансовая грамотность начинается в семье»
4. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ (образовательные технологии, методы и ресурсы)
Образовательная технология: игровая: движение по станциям.
Педагогические приёмы и методы обучения: воображаемые ситуации, введение элементов соревнования, викторина, дискуссия, мозговой штурм, творческое задание, сюжетно-ролевая игра.
1. Функциональная грамотность, тренажёр для школьников 3 класс. Издательство Планета.
Автор М.В. Буряк, С.А. Шейкина. Тема: «Семейный бюджет» (занятие 20)
C:\Users\александр\OneDrive\Рабочий стол\Работа\1 класс\РП ФГОС3 1 класс\Функц . грамотность (3 класс). pdf
2. Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video
3. Раздаточный материал: маршрутные листы с заданиями, игровые купюры, импровизированные кошельки. Песочные час. Макеты продуктов, ценники для игры «магазин».
4. Интерактивное. Задание из коллекции библиотеки learningapps. https://learningapps.org/24966339
5. Презентация, серия сюжетных картинок для разбора ситуаций на родительском собрании по теме «Семейный бюджет»
6.Памятка для родителей «Финансовая грамотность начинается в семье»
5. МЕСТО ЗАНЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс по функциональной грамотности.
Раздел «Финансовая грамотность».
Тема: «Семейный бюджет»
6. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (интегративные задания)
Мультиинтегративное задание: «Семейный бюджет. Экономия». (1 станция)
Задание: постановка проблемного вопроса: можно ли экономить семейный бюджет, выполняя чистку зубов? Проводят мини-эксперимент.
Ответ: В ходе выполнения задания обучающиеся приходят к выводу, что экономить семейный бюджет можно, выполняя чистку зубов правильно и эффективно.
Мультиинтегративное задание: «Семейный бюджет: продуктовый магазин» (2 станция)
Ответ: в ходе задание обучающиеся приходят к выводу, что приобретая только необходимые товары в супермаркете, участники могут значительно сэкономить семейный бюджет. Избегание ненужных покупок и планирование покупок на основе реальных потребностей позволяет оптимизировать расходы и избежать излишних трат.
Задание: Участники игры попадают с супермаркет. На продуктах стоят цены. Их цель – приобрести товары, которые необходимы для повседневной жизни, при этом избегая ненужных покупок. Можно ли правильно выполняя покупки экономить семейный бюджет?
Мультиинтегративное задание: «Семейный бюджет. Обязательные расходы» (3 станция)
Ответ: В ходе выполнения задания обучающиеся приходят к выводу, что умение рассчитывать стоимость занятий позволяет родителям более точно планировать бюджет, учитывая дополнительные затраты на образование ребенка.
Задание: Прочитайте задачу и выполните необходимые вычисления. Какова стоимость занятий за февраль? Как умение рассчитать стоимость занятий влияет на планирование семейного бюджета?
Мультиинтегративное задание: «Семейный бюджет. Расходы и доходы». (4 станция)
Задание: используя коллекцию библиотеки learningapps распредели статьи бюджета. Как это умение влияет на семейный бюджет?
Ответ: В ходе выполнения задания обучающиеся приходят к выводу, что умение эффективно распределять статьи бюджета влияет на семейный бюджет. Правильное распределение доходов и расходов позволяет семье управлять своими финансами, планировать и контролировать свои расходы, обеспечивать финансовую устойчивость и достижение поставленных целей.
Мультиинтегративное задание: «Семейный бюджет. Безналичные расходы». (5 станция)
Ответ: Выполняя задание обучающиеся приходят к выводу: неправильное поведение в интернете, как в случае с Ваней, может привести к серьезным финансовым последствиям, включая потерю денег с кредитной карты или банковского счета семьи.
Задание: прочитай жизненную ситуацию.
Составьте памятку «Советы безопасного поведения в интернете». Как неправильное поведение в интернете может отразиться на семейном бюджете?
6. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (интегративные задания)
Ответ:
Планировать бюджет нужно. Мы же должны быть уверенны, что не потратили больше, чем заработали. Таким образом, игра помогает осознать важность финансовой грамотности и умения управлять своими деньгами, планировать и экономить семейный бюджет.
Пояснения: При проведении данной игры мы смогли с интегрировать разные предметы.
Финансовая и математическая грамотность: «Семейный бюджет. Экономия», «Семейный бюджет: продуктовый магазин», «Семейный бюджет. Обязательные расходы».
Финансовая и читательская грамотность: «Семейный бюджет. Экономия», «Семейный бюджет: продуктовый магазин», «Семейный бюджет. Обязательные расходы», «Семейный бюджет. Расходы и доходы», «Семейный бюджет. Безналичные расходы».
Финансовая грамотность и глобальные компетенции: «Семейный бюджет. Экономия», «Семейный бюджет: продуктовый магазин», «Семейный бюджет. Обязательные расходы», «Семейный бюджет. Расходы и доходы», «Семейный бюджет. Безналичные расходы».
Финансовая грамотность и креативное мышление: «Семейный бюджет. Экономия», «Семейный бюджет: продуктовый магазин», «Семейный бюджет. Безналичные расходы».
Финансовая и цифровая грамотность: Семейный бюджет. Расходы и доходы», «Семейный бюджет. Безналичные расходы».
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Форма проведения активности: Внеурочная деятельность. Игра по станциям «Семейный бюджет»
Этап 1 Мотивационный (10 мин.)
Приветствие.
Чтоб в дальнейшем жить без бед,
Запланируй свой бюджет!
Хоть семья, хоть государство -
Не транжирь деньги напрасно!
Мультфильм «Богатый бобрёнок»;
Серия 10. Бюджет.
https ://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video
Экскурс в историю. Князя Ивана Даниловича в городе звали Иван Калита.
Такое прозвище у него появилось из-за того, что его всегда видели с кошельком
на поясе, в котором он носил с собой деньги. Эти деньги он раздавал нищим.
Вот этот кошелёк имел своё название тюркского происхождения "Калита".
Отсюда и такое прозвище.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап 2. Операционно – действенный (25 мин.)
Двигаются по станциям согласно маршрутному листу. Получают игровые купюры. Регламент нахождения на станции - 5 минут.
Станция 2.
«Семейный бюджет: продуктовый магазин»
Станция 1.
Станция 3.
«Семейный бюджет. Обязательные расходы»
«Семейный бюджет. Экономия»
Нужно ли нам планировать расходы?
Станция 5.
«Семейный бюджет. Безналичные расходы»
Станция 4.
«Семейный бюджет. Расходы и доходы»
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап 3. Рефлексия (10 мин.)
Оценочный этап:
Мультфильм «Богатый бобрёнок»; Серия 10. Бюджет. https://bobrenok.oc3.ru/10/#scroll-marker__video
Досматривают вторую часть: «Да, нужно считать расход!».
Рефлексивный этап:
Составляют Синквейн «Бюджет»
Подсчитывают свой доход и подводят итог. «Покупают призы».
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Форма проведения активности: программа воспитания. Раздел: финансовая грамотность.
Форма проведения: родительское собрание (круглый стол, дискуссия) Тема: «Семейный бюджет».
Этап 1. Мотивационный
Учитель оглашает результаты анализа анкет, проведённых ранее и вовлекает родителей в дискуссию. Разговор ведётся о том, почему же родители мало разговаривают с детьми на финансовую тему и нужна ли детям финансовая грамотность?
Рассматриваются приёмы, формы общения родителей с детьми на различные темы, позволяющие постепенно вводить ребёнка в мир финансовой грамотности.
Этап 2. Операционно-действенный
6 шагов финансовой грамотности, помогающие включить своего ребёнка в планирование бюджета семьи
1.«Планируем вместе». Посвящаем ребенка в семейный бюджет
2. «Ребёнок– не ругаем, чётко, ясно объясняем». Контролируем собственную реакцию.
3. «В магазин шагаем-вместе выбираем» Обучаем осознанному выбору покупок .
4 . «Тебе деньги выделяем – очень сильно доверяем». Приучаем к карманным деньгам.
5. С детьми играем-финансам обучаем».
6. «Творим добро». Вовлекаем ребёнка в традицию благотворительности .
Этап 3. Рефлексия. Памятки для родителей.
« Содержание и методика обучения финансовой грамотности в начальной школе на основе функционального подхода»
Синквейн
* Интересный, активный, познавательный, деятельностный, увлекательный.
* Научил, активизировал.
* Буду применять на различных этапах урока.
* Успех !
Вредные советы.
Бессонная ночь после составления интегративного задания)))
Если мама разрешает
В интернете поиграть,
И тогда тебя заметит
Очень-очень честный дядя.
Выходи туда почаще
(Про него своим родным
И подольше там сиди.
Ничего не говори!)
Как живёт твоя семья
В чатах игр всегда делись!
Делай всё, что попросит.
Если будешь ты послушным,
Про заплату папы, мамы
То семью твою большую
И что любишь ты котлеты
Он кредитом наградит!
Обязательно пиши.
Нам не жалко, он же бедный!
Пусть и он котлеты ест