Игра в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
Всякая игра нужна и важнее многих дел.
Лев Толстой
Не секрет, что игра для ребенка - дорога к познанию окружающей действительности, социализации в сообществе детей. Игра способствует развитию нравственных качеств личности: честности, справедливости, дружелюбию, отзывчивости, коммуникативности и пр. Огромное влияние оказывает игра в физическом развитии воспитанников ДОУ – совершенствуются не только основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание), а и повышается двигательная активность, инициативность, самостоятельность, творчество. В Федеральной образовательной программе дошкольного воспитания указано, что к концу дошкольного возраста «ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими» [2].
О значении движений для человека высказывались ученые, педагоги, выдающиеся деятели в области физического развития. Еще Платон указывал, что о человеке можно узнать больше за час игры, чем за год разговора [3].
Спортивные игры совершенствуют нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы организма, формируют культуру здоровья, развивают интерес к физической деятельности. На это указывал врач, педагог Н.А. Семашко: «Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека» [4]. Выдающийся ученый в области анатомии, педагогики, физического воспитания П.Ф. Лесгафт отмечал: «Чтобы дисциплинировать свое тело, необходимо знакомиться со всеми возможными в нем движениями…» [4]. Участвуя в подвижной игре, дошкольник на занятиях по физической культуре учится быть активным, инициативным и самостоятельным [1].
Проводимые на прогулке игры также способствуют и закаливанию организма (солнце, воздух).
Ценность игр спортивного характера заключается в создании благоприятных условий для воспитания дружелюбия, взаимопомощи.
Однако наблюдения показывают, что в самостоятельной деятельности движения детей однообразны (в основном бег, ходьба), редко дети организовывают игры по сюжетам знакомых подвижных игр.
Поэтому воспитателю необходимо мотивировать деятельность детей, поддерживать их инициативу, предварительно ознакомив с элементарными спортивными упражнениями и играми. Работа планируется на основе подготовки детей, учета их возрастных возможностей и особенностей, задач физвоспитания, постепенного ввода отдельных элементов соревнований. Работа проводится в триаде «оздоровление-воспитание-образование».
Для активизации творческих игр («Моряки», «Пограничники») воспитателю необходимо тщательно продумать способы включения физических упражнений двигательной направленности в сюжет игры. Например:
1.«Переправа». Цель – развитие равновесия.
Детям предлагается поточным способом пройти по лавке или спортивной доске, на которой нанесены следы в разных направлениях – мост через реку.
Усложнение: препятствие дети преодолеют в командах подгрупповым способом.
2. «Осторожно, болото!» Цель – совершенствовать навык прыжка.
Дети по сигналу прыгают из обруча в обруч на правой или левой ноге к флажку, преодолевая болото, назад возвращаются бегом, последний ребенок приносит команде флажок.
Способ выполнения – поточный.
3. «Самый меткий». Цель – отработка навыка метания.
На расстоянии 3 метра от детей, установлены корзины для метания. Игроки команд метают мешочки с песком (200гр) рукой в корзину.
Способ выполнения «из-за спины через плечо».
4. «Не дотронься». Цель – совершенствовать навык ходьбы и равновесия.
Дети идут в колонне, перешагивая кубики, руки в стороны, не наклоняя головы.
5. «Выполни упражнение по схеме». Цель – развитие логического мышления, двигательных навыков.
1. вариант. Воспитатель предлагает детям взять карточку-схему физического упражнения и повторить это упражнение.
2.вариант. Ребенок, не показывая карточку-схему, выполняет движение, а дети повторяют за ним.
3.вариант. Дети самостоятельно придумывают физическое упражнение, зарисовывают и выполняют.
Предложенные игры направлены на закрепление умений детей преодолевать препятствия, достигать результата, быть настойчивыми.
Литература:
1.Марков, А. Ю. Влияние подвижной игры на занятиях по физической культуре на развитие ребёнка дошкольного возраста / А. Ю. Марков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94139/ (дата обращения: 15.10.2023).
2.Федеральная образовательная программа дошкольного образования, 2022 г.
Ресурсы Интернет:
3. 100 лучших фраз Платона о жизни, образовании и времени— URL:
https://ru.thpanorama.com/articles/otras-frases/las-100-mejores-frases-de-platn-sobre-la-vida-educacin-y-tiempo.html (дата обращения: 15.10.2023)
4.https://vk.com/topic-104018681_32847895 (дата обращения: 15.10.2023)
5.https://multiurok.ru/files/sportivnyie-uprazhnieniia-dlia-doshkol-nikov.html