СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая технология для развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Пальчиковые дорожки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровая технология для развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Пальчиковые дорожки»







Доклад на тему:

«Игровая технология для развития мелкой моторики

младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Пальчиковые дорожки»




Выполнила:

Учитель - логопед Пелёвина Т.С.















г. Чкаловск

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры, игровые упражнения.

Нам бы хотелось остановиться на игровых упражнениях направленных на развитие мелкой моторики с использованием пальчиковых дорожек, т.к. раз­вивая мелкую моторику, мы развиваем речевую активность, умственные способности, пси­хические процессы.

Еще в середине XX в. было установлено, что уровень разви­тия речи детей напрямую зави­сит от формирования движений пальцев рук. Если движения со­ответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Игровые упражнения с использованием пальчиковых дорожек разработа­ны таким образом, чтобы полно­стью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать внимание только на од­ной руке. Действия одной рукой допустимы лишь для детей, не умеющих внимательно следить сразу за двумя руками.


Задачи игровой технологии, с использованием пальчиковых дорожек:

— формировать умение пере­двигать пальчики по обозна­ченным контурам;

  • комбинировать движения паль­цев;

  • развивать их подвижность и умение передвигать пальцы по заданному маршруту;

  • развитие психических процессов.

При проведении пальчиковых упражнений с детьми необходи­мо использовать современные образовательные технологии:

  • личностно-ориентированные, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка;

  • здоровьесберегающие, позво­ляющие регулировать плот­ность, напряжение и физиче­скую нагрузку на пальцы и кисти рук;

  • развивающие, способствую­щие развитию возможностей ребенка;

  • коррекционные, позволяющие успешно восстанавливать и исправлять речевое развитие.

Правила работы с игровой технологией:

  • пальцы обеих рук следует на­гружать равномерно;

  • после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять (например, трясти кистями);

  • поскольку пальчиковая гимнастика воздействует комплексно, она должна использоваться во всех видах непосредствен­но образовательной деятель­ности.

При разучивании игровых упражнений для пальцев соблюдается такая последователь­ность: объяснение, разминка, поэтапное заучивание. Нужно обязательно рассказать ребен­ку, что вы сейчас будете делать. Далее следует пальцы размять, сгибая и разгибая их. Для этой цели подойдет простая игра «Тучка и солнышко». Затем по­казать ребенку основные фигу­ры и приступать к выполнению упражнения.

Чтобы игра была интересной, пальчиковую гимнастику можно сопровождать чтением стихот­ворений.

Внимание и память у детей с умственной отсталостью развиты недостаточно, ре­бенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможны неточности при вы­полнении движений. Поэтому при заучивании любого упраж­нения требуются время и терпе­ние.

Мы разработали игровую технологию для пальцев на пло­скости по определенным ориен­тирам — «пальчиковым дорож­кам», включающую несколько видов таблиц с определенны­ми ориентирами для «ходьбы» пальцами и составленную с учетом педагогического принци­па от простого к сложному, т.е. от простых схем, где участвуют 1—2 пальца, к сложным.

Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками.

Схемы имеют различные ори­ентиры: плоскостные (кружочки, квадратики, цветочки, капельки и т.д.) и объемные с массажным эффектом (подушечки, бусинки, буквы и цифры на жестких фор­мах) фигуры.

Работая с пальчиковыми до­рожками, мы отрабатываем точные движения по ориенти­рам. При достижении результа­та можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и тематиче­ской направленности. Следует отметить, что работать по ним нужно разными пальцами, т.е. предполагается вариативность и формирование дифференциро­ванных движений.

Рассмотрим игровые упражнения с использованием «пальчиковых дорожек»

Пальчики-солдатики

Дети «шагают» пальчиками, считая: «раз-два, раз-два».

По дорожке мы идём,

Никогда не устаем.

Раз-два, раз-два,

Нам шагать уже пора.

Пальчики нужно менять, про­буя различные варианты.

Догонялки

Используют дорожки с пло­скостными фигурами, например наклеенными цветными прямоу­гольниками.

Это упражнение выполняют под счёт: «Раз-два-три» или под слова:

Убегу, убегу,

Убегу, убегу,

Догоню, догоню,

Догоню, догоню.

Дети «шагают» тремя пальчиками по дорожкам. Пальчики можно менять пробуя разные варианты.


Рубим дрова

Используя дорожки с плоскостными фигурками, наклеенными бумажными квадратиками.

Дети «шагают» указательным и безымянным пальцами, а средний - ставят на дорожку ребром.

Чтобы печку истопить,

Надо дров нам нарубить,

Рубим, рубим мы дровишки

Пусть тепло будет детишкам.

Это упражнение можно выполнять другими тремя пальчикам.





Помощник

Используются объемные дорожки, например бусинки.

Дети «шагают» пальцами по бусинкам под счет: «Раз-два, раз-два» или под стихи, когда движения будут уверенными.

Я по камешкам иду,

К мамочке шагаю.

Никогда не упаду,

Точно попадаю.











Тренажёр для пальчиков

На листе бумаги произвольно приклеиваются 5 разноцветных кружков ( например: основные цвета или оттенки). Учитель называет цвета кругов в любой последовательности, а дети расставляют пальчики. Например: правая рука - красный круг – большой палец, жёлтый – мизинец, синий – указательный; левая рука – черный – средний палец, жёлтый – большой, зелёный мизинец и т.д.



















Упражнение с пробками

Берём пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия — смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули,

смена рук

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

смена рук

Пальцы — словно балеринки,

Но одетые в ботинки,

смена рук

Каждый пальчик — будто ножка,

Только шаркает немножко.


Цапля

Ребёнок «ходит» по дорожке указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова перехо­дим к двум первым пуговицам.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу —

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!





При реализации игровой тех­нологии «Пальчиковые дорож­ки» наблюдается следующая по­ложительная динамика:

- улучшается произношение зву­ков, более активно и прочно усваивается лексика;

- дети учатся управлять сво­им телом, что предотвращает возникновение неврозов;

- развиваются внимание, терпение, самоконтроль, фанта­зия;

- осваиваются начала геоме­трии, как на плоскости, так и в пространстве;

- воспитывается чувство радо­сти от выполнения игровых заданий.