Анищенко А. Ю., преподаватель СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции"
Игровая технология как способ организации
учебного процесса
Современное развитие общества, постоянно требует изменение и подготовки школьников и студентов к новым реалиям. Темпы изменений задают федеральные государственные образовательные стандарты, требующие более «живого» обучения. На настоящий момент, на наш взгляд, основное внимание должно быть направлено на разработку новых технологий, приемов обучения. Однако, именно это является не простой задачей. Организация занятия, цели, задачи, приемы должны так организовать обучающихся, чтобы их деятельность, а не деятельность учителя или преподавателя, стояла на первом месте. Для этого необходимо найти подход к каждому своему подопечному и мотивировать его к деятельности.
Особое место в этом процессе занимает игра. По мысли В.А. Сухомлинского, «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Этот факт объясняется прежде всего тем, что она является одним из основных видов деятельности человека. Создание искусственной ситуации, со своими правилами, направленная на социализацию, т.е. усвоение социальных норм, опыта человечества. Именно она создает возможность самоконтроля личности над своим поведением.
В структуру игры входят разнообразные элементы: целеполагание, планирование, оценивание. По мере обучения, преподаватель (учитель) постепенно дает ребятам все больше и больше возможностей самим сделать эти элементы совершенно самостоятельно. Именно тогда будет происходить наиболее плодотворное дальнейшее развитие личности ребенка, так как именно самостоятельная постановка цели, планирование своей деятельности и самооценивание результатов работы будет аккумулировать этот процесс. Принятие на себя импровизированной ситуации, роли создает социальный опыт, который может пригодиться в самых разных жизненных ситуациях.
Виды игр и их классификация занимают особое место, поскоьку являются предметом вечного спора. Их множество. На наш взгляд, систему классификаций наиболее удачно выдели Г.К. Селевко.
Г.К. Селевко классифицирует игры по параметрам игровых технологий (см. рис.1:
1) по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые,
социальные, психологические;
2) по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
3) по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
4)по предметной области: математические, музыкальные, театральные,
трудовые, технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.;
5) по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д
Рисунок 1. Схема классификации игр по Г.К. Селевко
У

чащиеся проявляют на данных занятиях творческие способности и успешно развивают их. Особое положение занимают такие предметы как история и обществознание, поскольку на них, по нашему субъективному мнению, проще показать технологию применения игры. Особенно последнее, так как область изучения данного предмета затрагивает все человечество, огромное количество тем. На игровых уроках они уже могут попробовать себя в разных профессиях, ситуациях. Приведем пример. Очень интересным является игра, направленная на создание своего малого бизнеса. Ребята проявляют недюжинный энтузиазм, креативность и остроту мышления. Данный факт проявляется уже в названии, ведь большинство покупателей в первую очередь обращают внимание на название, а потом уже на все остальное. Неслучайно прогуливаясь по городу, мы видим огромное количество вывесок и магазинов. Конечно, данная ситуация находится еще далеко от реальных условий, но получение позитивного опыта, мотивации деятельности российского гражданина создает будущее нашей страны.
Некоторые игровые ситуации создают возможность поработать с предметами. Так, на занятии по истории можно использовать рубашку, компас, часы, кошелёк др. предметы для того чтобы ребята попытались догадаться к какой социальной группе относится человек, чем он занимается, почему это важно для него.
Игровые технологии можно использовать как на протяжении всего занятия, так и отдельных его элементов. Во внеклассной работе тоже нельзя обойтись без нее.
Из опыта работы, отметим, что игра способствует развитию познавательных способностей, развитию коллектива школьников или студентов. Именно выполнение коммуникационной функции, особенно для технических специальностей колледжа или вуза, стоит на первом месте. Выступая в команде обучающиеся преодолевают страх публичного выступления, неприятных эмоциональных переживаний, часто возникающих при индивидуальном ответе.
Таким образом, использование игровых технологий является необходимостью на современном этапе развития образования. В результате ребята искренне вовлекаются в учебный процесс, учатся самостоятельно вырабатывать и принимать решения. Это повышает эмоциональность ребят и их заинтересованность.
Список литературы:
1. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5-7 классы. –М., 2017. - 288 с.
2. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. – Челябинск, 2019. - 23 с
3. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М.,2017. — 474 с.