ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Введение
Дошкольный возраст является периодом первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В сенситивный период интенсивно развиваются познавательный интерес ребенка и его познавательные способности. Изучением развития познавательных возможностей детей в практике работы образовательных учреждений для детей с нарушением зрения занимались такие ученые, как Л.И. Плаксина, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и другие. Детям младшего дошкольного возраста не столько уделялось внимания, сколько детям среднего и старшего дошкольных возрастов. Это обусловлено недостаточностью специальной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения на ранних этапах их развития, в период формирования основ базиса личностной культуры и компенсации зрительного дефекта.
Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина определяют восприятие как отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. В.Ф. Базарный дает следующее определение: «восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств».
Восприятие – ведущий психический процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:
Восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
Оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
Восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребёнка.
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора (зрительный, слуховой, кожный и мышечный) чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов становится доминирующим. Как и у нормально развивающихся детей, у детей с нарушением зрения наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.
В образовательном учреждении для детей с нарушением зрения особое внимание уделяется развитию зрительного восприятия. М.В. Маршалова определяет зрительное восприятие как психический процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Зрительное восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на зрительный анализатор.
Зрительное восприятие детей с нарушением зрения имеет свои специфические особенности:
Анализирующее восприятие имеет черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности.
Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии.
Имеются существенные проблемы пространственной ориентировки
Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения формы, цвета, величины, удаленности предмета, его положения в пространстве и др.
Снижение функций зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, замедленность и нечеткость их опознания, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, нарушает одновременность восприятия
Низкое качество овладения сенсорными эталонами.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрительных нарушений. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия.
Одним из направлений для успешного воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях разработаны игровые методики. Методики разработаны на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Методики предусматривают включение большого количества практических заданий и упражнений, в результате выполнения которых в значительной степени обогащается чувственный опыт детей, осуществляется тренировка их в обращении с конкретными предметами и явлениями окружающей действительности.
Игровые методики социальной адаптации дошкольников.
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее для слабовидящих детей, используются различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего, необходимо создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки. Для этого используются следующие методики.
1. Коррекционная методика социальной адаптации.
Наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной и коррекционной развивающей работы, при котором совокупность средств направлена на улучшение физического здоровья детей с нарушением зрения, устранение дефектов развития, увеличение знаний об окружающем, обогащение внутреннего мира ребенка, на способность к общению и самовыражению.
Первым шагом в этом направлении является диагностическая работа, по результатам которой вырабатывается индивидуальная методика социальной адаптации ребенка, в которой учитываются все полученные данные. На основе этих данных планируются коррекционные и развивающие занятия. Являясь одной из граней окружающего мира, игра влияет на развитие памяти, мышления, внимания, речи, происходит усвоение в ней социальных и нравственных норм. Одновременно игра является сильнейшим эмоциональным фактором, центром эстетических переживаний, средой формирования волевых качеств и коммуникативных навыков. Важно, что традиционная игра вносит много нового во взаимоотношения между детьми и взрослым, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.
2. Методика коррекции межличностных отношений у детей с нарушением зрения.
Опасность конфликтных отношений заключается в том, что явившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особенностью дошкольного возраста, определяют все дальнейшее формирование личности. Они могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.
Простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются в подчинении у первых, третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их, четвертые сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.
Изучение конфликтов в среде дошкольников показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого.
Поэтому для решения этой проблемы используется игротерапия, где игра выступает в роли своеобразной сферы, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.
При разработке приемов коррекции учитывается необходимость изучения социальной ситуации развития слабовидящего ребенка, отношения со сверстниками; оказывается, педагогическая помощь ребенку в налаживании его отношений с другими детьми.
В процессе игровой терапии используются специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам.
Принципы игровой коррекции:
- безоговорочная симпатия к ребенку;
- минимальное количество ограничений;
- активность ребенка.
В процессе игровой психокоррекции используются разнообразные игровые приемы, которые проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию и контролю поведения.
Методика проведения игры.
Методика проведения игр, направленных на сближение друг с другом и педагогом
Давайте познакомимся.
Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей).
Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но её можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.
Вариантов может быть множество.
Раздувайся, пузырь!
Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
Лови – лови!
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5-0,75см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающейся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (и опять сначала это будет педагог, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, - ребенок).
«Лови – лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.
Педагогу необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращая игру в постоянное одергивание.
2. Методика песочной игротерапии.
В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Все игры с песком условно можно разделить на три направления:
обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
проективные (с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации ребенка используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Что нужно для реализации методики песочной терапии?
Прежде всего песочница, она может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно песочницы символизирует воду, а борта – небо.
К песку предъявляются определенные требования: он должен быть чистым, просеянным (желательно прокаленным).
Кроме лопаток, формочек, совочков, должна быть собрана коллекция небольших игрушек и предметов.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становиться возможным.
В процессе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.
Рассмотрим подробнее методику проведения игр с песком.
Отпечатки наших рук.
Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям) песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки).
Делаем такие упражнения:
отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик);
скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;
шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;
«игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть);
«следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т.д.
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Вывод:
Таким образом, адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативному (стрессу). Адаптивные возможности слабовидящего ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Помочь детям преодолеть стресс помогут занятия, построенные на играх и игровых упражнениях.
Цель которых: снижение эмоционального напряжения у детей с нарушением зрения в адаптационный период. Из этой цели следуют задачи:
Снятие эмоционального напряжения.
Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы в группе.
Разработка системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала позволит положительно решать проблему адаптации ребенка к ДОУ.
Обобщив результаты, можно сделать вывод, что использование игровых методик, способствует повышению уровня адаптации детей с нарушением зрения.