СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые приемы в обучении немецкому языку

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как  разнообразить урок, чтобы  учащиеся  охотно и  успешно  усваивали учебный материал?

Просмотр содержимого документа
«Игровые приемы в обучении немецкому языку»

Учить язык с удовольствием

В век господства информационно-коммуникационных технологий очень нелегко учителю, имеющему ограниченные возможности использования современной техники на уроке, удержать внимание учащихся, сохранить их интерес к предмету. Мне в этом помогают старые добрые игровые приемы. «Mit Spass lernen” («Учиться с удовольствием») – девиз наших уроков.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка. Особенно увлеченно играют дети младшего и среднего школьного возраста. Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и раскованности, ощущение посильности игровых заданий - все это дает возможность ученикам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

В зависимости от целей и задач урока я использую различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации или применения, или для оригинального начала урока, чтобы создать положительную мотивацию для дальнейшей работы на уроке. Игры применяются как отдельные элементы урока или весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания, напряжения сил. Каждый этап урока очень важен, но я отвожу особую роль начальному этапу урока, первым 5-7 минутам. Детям нужна разминка, чтобы настроиться на определенный вид деятельности. А так как на уроках иностранного языка основная деятельность – речевая, то начало урока призвано настроить учащихся на готовность общения на иностранном языке. Я часто использую для этого этапа игровые упражнения и подбираю материал таким образом, чтобы он имел выход на тему урока. Например:

«Забастовка гласных»

На доске написано слово (словосочетание, предложение), в котором пропущены все гласные. Учащиеся должны восстановить их («вернуть их на работу»). Sch-ls-ch-n. M--n L--bl-ngsb-ch. W-s -ss-n d-- D--tsch-n g-rn? Восстановив слова, дети узнают тему урока.

«Сумасшедшие слова ( предложения)»

RATUN – Natur /den-plan-stun – Stundenplan /?- was- deine- gern- Freunde- lesen – Was lesen deine Freunde gern?

«Зашифрованное слово (предложение)»

Каждая буква в слове записана числом, соответствующим номеру, под которым она стоит в алфавите. 5,19,19,5,14 - Essen.

« Буквы потерялись».

Цель: активизация изученной лексики. Вернув на место первые буквы слов, записанных в столбик, ученики могут прочитать новое слово (название темы).

_ trasse Strasse

_ urnen turnen

_ rbeiten arbeiten

_ eutsch deutsch

_ raurig traurig


«Аллитерация имени или понятия».

Цель: активизация лексического материала по теме, формирование навыка конструирования предложений.

На каждую букву имени (понятия) придумать новое слово (можно на определенную тему). Составить предложения/мини-рассказ с данными словам.

Petra Petra liest gern und oft.

Oft Sie liest jetzt eine neue Abenteuergeschichte.

Lesen Diese Geschichte findet sie sehr interessant.

Interessant

Neu

Abenteuergeschichte

«Таинственная картина» или иначе «Да/Нет»

Цель: формирование навыка употребления вопросительных предложений без вопросительного местоимения. На доске висит картинка на определенную тему (изображение предмета или ситуации). Она закрыта листом бумаги так, что дети видят лишь маленький кусочек картинки. Задавая вопросы, требующие ответа « да» или «нет», ученики стараются отгадать, что изображено на картинке.

По этому же типу строится игра «Черный ящик».

Кроссворды на разные темы и другие игры.

Эти игровые приемы позволяют мне ввести детей в атмосферу иноязычного общения, активизировать ранее изученную лексику Кроме того, каждое упражнение имеет ещё свою обучающую цель: формирование орфографических, словообразовательных, лексических и других навыков.

Игры для формирования и совершенствования лексических/ грамматических навыков, которые используются на других этапах урока

1.Игра «Меmory» строится по общеизвестному принципу: побеждает тот, у кого в конце оказывается большее количество пар карточек. Вариантов может быть много, например:

- картинка – слово

- существительное в ед. числе – существительное во мн. числе

- антонимы

- синонимы

- формы глаголов и др.

2. «ABC – Spiel».

На каждую букву немецкого алфавита придумать слово на определенную тему. Например: 7 класс, тема „Äußeres und Charakter“

Arrogant Charakter Ehrlich Gut

Brav Dumm Fleißig Höflich …. и т.д.

3. „Buchstabensalat“.

А) Из букв одного большого слова образовать другие слова.

Abenteuergeschichte

Ente, teuer, Burg, Ei, Eis, Natur …

B) Найти слова, спрятанные среди других букв.

UKREISMNT

  1. « Europaspiel“ по принципу «Город-страна-река и т.д.».

Учащиеся получают листы с таблицей, в которой даны несколько разделов:

Land

Sprache

Einwoh-

ner

Einwoh-

nerin

Haupt-

stadt

Nachbar-

land

Satz







Один из играющих называет про себя все буквы алфавита. Другие останавливают его в какой-то момент. С той буквы, на которой он остановился, должно начинаться название страны. Соответственно заполняются все остальные столбцы таблицы. Кто первый закончит, кричит „Europa“. Все по очереди зачитывают свои ответы. За каждый правильный ответ - один балл. Побеждает набравший большее количество баллов.

5. «Лестница» (кто построит самую длинную лестницу из слов на определенную тему):

Tiere

Esel

Löwe

Elefant

Tiger…

6. «Квартет»

Готовые предложения разрезаются на четыре части. Например: Mein/Lieblingsessen / ist / Gemüsesalat. Ich/ esse / Nudeln/ gern. и т.д. Карточки перемешиваются и раздаются четырем игрокам поровну. Игроки должны составить и выложить предложение из полученных карточек. Если это невозможно, они могут вытянуть одну карточку у соседа справа, не глядя. Кто первым избавится от своих карточек, составив из них предложения, тот победил.

7. „ Start – Ziel“

Для этой игры необходимо подготовить кубик, фишки и карту, на которой изображен путь. Его нужно пройти, выполняя при этом определенные задания (поставить глагол в форме Präsens, Präteritum, Perfekt, Futurum, составить с ним предложение и т.д.).

8. «Рикошет»

Учащиеся играют парами/тройками. Один из учеников получает карточку с началом предложения (подлежащее + переходный глагол), например: Ich sehe … / Du hast… / Er braucht … и т.п. Другой ученик получает карточку с именами существительными в форме именительного падежа единственного или множественного числа, например: ein Buch, ein Hund, ein Heft и т.п . Первый ученик называет одно незаконченное предложение, второй должен быстро найти в своей карточке подходящее по смыслу существительное и поставить его в правильной форме, закончив предложение. Если играют трое, то третий должен добавить словосочетание с предлогом, например: Ich stelle…/der Sessel/ neben (der Schrank).

9 .« Поиск шпионов»

Учащиеся получают карточки с набором предложений, в каждом из них есть одно лишнее слово, «шпион». Побеждает тот, кто найдет быстрее и больше «шпионов». Например: Hier in der Nähe gibt es man ein Café.

  1. « Поиск сокровищ» (тренировка в употреблении предлогов).

Ученики работают парами. Каждая пара получает картинку с изображением комнаты. Они рассматривают картинку и определяют место, куда бы они спрятали драгоценности. Затем каждой паре задают вопросы, на которые нужно отвечать только «да/нет», чтобы выяснить, куда они спрятали украшения. Учитель формулирует четко задание, задавать ли вопросы с дополнением в дательном или винительном падеже. Например: Ist der Schmuck in dem Schrank? Habt ihr den Schmuck in den Schrank gelegt?

Такое же упражнение можно организовать, разыскивая сокровища пиратов на острове.

  1. „Bilderquiz“.

Учитель готовит к игре большое количество картинок. Один из учащихся выходит с картинками из класса и выбирает одну, которую должны угадать другие ученики. Возможны два варианта проведения игры: ученик, выбравший картинку, описывает её до мельчайших подробностей, или учащиеся задают ему вопросы, на которые он отвечает «да/нет», пытаясь разузнать как можно больше об изображении. Дальше картинки учитель раскладывает на столах, и ученики ищут картинку, о которой шла речь. Свой выбор они должны объяснить, используя придаточные предложения. Например:Oleg hat gesagt, dass auf dem Bild ein Flugzeug fliegt.

Игры для развития речевых умений

  1. „Orientierung in der Stadt“ (развитие умений дилогической речи).

Группа делится на две части – «красные» и «зеленые», они получают соответствующие метки (бэйджики с полосками красного или зеленого цветов). «Красные» - это туристы, посетившие город. «Зеленые» - это местные жители. Красные получают план города с указанием достопримечательностей или каких-либо зданий, но без названий улиц. «Зеленые» получают карты города с полной информацией (достопримечательности, названия улиц, номера транспортных маршрутов). Туристы подходят к местным жителям и спрашивают о том, как пройти/ проехать к тому или иному зданию в городе. Когда все туристы получили необходимые ответы, группы меняются ролями.

  1. «Избирательная кампания» (развитие умений рассказывать о своих планах на будущее).

Учащиеся делятся на группы: группа поддержки кандидата в президенты/ на пост мэра города 1, 2,.. , группа избирателей. Кандидаты со своими группами составляют предвыборную программу,в которой рассказывают о том, что они сделают для страны/края/города, используя форму глагола будущего времени. Избиратели должны выбрать и объяснить свой выбор, используя предложения с „denn, weil“.

  1. «Найди друга/ родственника»

Ученики получают карточки с некоторыми данными о людях, роль которых они должны сыграть. Задавая вопросы другим ученикам, нужно выяснить, кто может быть другом (родственником) по схожести интересов (по общим родственным корням).

  1. «Детектив»

Игру можно наполнить любым содержанием. Например: по рисункам с изображением мусорных баков и списком находящегося в них мусора рассказать об обитателях дома, об их увлечениях, профессиях. Или предложить ситуацию «Украли велосипед». Детектив должен опросить всех «свидетелей» и узнать, где они были и что делали в момент совершения «кражи»( тренировка употребления Perfekt).

7. «Семейная встреча». (тема «Семья»).

Ситуация: на большой семейный праздник съехались члены нескольких родственных семей. Вы ищете членов своей семьи. Каждый участник получает карточку с именем, которое он получает на время игры, и с некоторыми сведениями о членах своей семьи. Все свободно перемещаются по классу и заводят беседу друг с другом, пытаясь отыскать своих родных. Например:Guten Tag. Ich heiße Felix. Wie ist Ihr Name? … Können Sie mir helfen? Ich suche meine Mutter Zenta./ Kennen Sie meine Schwester? Sie heißt Frida…. Eсли два участника нашли друг друга, они ищут вместе следующего и т.д., пока вся семья не будет в сборе. Когда найдены все члены семьи, они рисуют свое генеалогическое дерево и представляют свою семью.

Это лишь некоторая часть игровых приемов, накопленных за годы работы учителем немецкого языка. Применение игровых приемов помогло мне справиться со многими трудностями в обучении немецкому языку. Прежде всего, неформальная атмосфера во время игры способствует тому, что учащиеся более свободно, не боясь ошибок, используют язык для достижения определенных целей. Ученики, чтобы выиграть, стараются в игре достичь поставленной цели, используя изученные элементы в новых комбинациях, применяя порой новые, нестандартные варианты решения поставленных задач. Это создает условия для развития их творческих способностей, фантазии, нешаблонного мышления.

Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

Изучение языка в игровой форме позволяет учащимся пользоваться им с удовольствием. А то, что мы делаем с удовольствием, получается всегда у нас хорошо, успешнее, чем обычно. Осознание учащимися достигнутых ими успехов – залог их высокой заинтересованности в дальнейшей работе.