«Игровые театрализованные формы:
особенности их использования в работе с детьми»
/Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования/
СОСТАВИТЕЛЬ: педагог
дополнительного образования
СЕМЕНОВА Нина Юрьевна
г. Владикавказ, 2008г
Современный детский театр имеет одну важную особенность, которая не свойственна театру для взрослых. Эта особенность- широкое использование игры. Мы являемся свидетелями широкого распространения игрового театра и еще в большей степени- игровых театрализованных форм.
Среди игровых театрализованных форм лидирующее положение занимает игровое театрализованное представление.
Это сценически эстрадно- театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено историко - политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, композитора, известного деятеля и др. В зависимости от темы и задачи автора в представлении могут доминировать какие – либо виды искусства, изобразительные приемы.
Основные признаки театрализированного представления:
1. зрелищность;
2. синтетичность;
3. экспрессивность;
4. идейно- художественная целостность.
Широко распространены представления публицистические, эстрадно- юмористические, ярмарки, представления- концерты и др.
Если в литературно – музыкальной композиции главные выразительные средства - слово и музыка, то в театрализованном представлении- калейдоскоп красок, цветов, звуков. Применяются самые разные виды искусств, технические и сценические средства.
Театрализованное представление - это яркое, броское, полифоническое, зрелищное действие.
В нем превалирует динамичное, игровое начало, при этом между артистами и зрителями в большинстве случаев не происходит прямого контакта. Здесь четко просматривается разделение на сцену и зал: всякое вторжение зрителя может нарушить художественно-смысловую линию представления. Тем не менее, это не является непреложным требованием: возможны подключения зрителя к участию или соучастию в действии, что можно рассматривать как авторский прием, вполне допустимый в этом демократичном жанре.
Драматическое искусство играет существенную роль в эстетическом воспитании детей.
Но не менее важно то, что театр помогает ребенку обрести социальный опыт.
Известно: чтобы воспитать какое – либо положительное качество, необходимо показать детям его образец. И театр дает детям такой образец для подражания в действиях сценических героев. Причем, делается это ярко и привлекательно. Сильный воспитательный эффект обусловлен тем, что юный зритель и актер, сопереживая положительным персонажам, самостоятельно избирает образец для подражания, избирает ориентиры собственного поведения. Сила воздействия на личность этих, самостоятельно добытых, прочувствованных ценностей столь велика, что нередко проявляется в его реальной жизни и деятельности. И именно игровое театрализованное представление, эта новая активно развивающаяся ныне театральная форма, дает возможность ребёнку самостоятельно принимать нравственные решения и действовать в соответствии с ними.
Театрализованное представление, как и игровое театрализованное представление, имеет множество форм проявления. Они зависят от целей и задач, места проведения, возраста зрителей и ряда других обстоятельств. В этом жанре сценарист не ограничен жёсткими рамками условностей. Однако и в игровом театрализованном представлении существуют если не законы, то правила, которые игнорировать нельзя.
Так, в игровом театрализованном представлении обязательно должно присутствовать либо обычное, присущее пьесам, либо особым образом организованное действие, которое служит развитию основной идеи. Это роднит рассматриваемый нами жанр с драмой, давая основания причислять его к сценарной драматургии. Однако, художественно-образный язык этого жанра более пёстр, чем язык обычной пьесы. В силу своей природы в этом жанре одинаково хорошо "звучат" и язык драмы, и язык других видов литературы и искусства. Здесь уместен даже чуждый драме эпический язык.
Кроме того, в игровом театрализованном представлении нет временных и пространственных ограничений. Важнейшим элементом художественного языка, а также и важнейшим элементом действия здесь является игра в силу её особого языка, специфики и возможностей. Она заключается в привлечении к активному сотворчеству зрителей как в создании сюжета, драматической коллизии, так и в развитии действия. Именно игра и придает рассматриваемому жанру специфическую особенность. Рассмотрим некоторые формы, которые присущи представлениям.
Игровая пьеса
По большей части -это собственно пьеса, в которую включаются игры или игровые эпизоды со зрителями. Излюбленный приём авторов- диалоги персонажей со зрителями, где зрители выступают в роли коллективного и, как правило, положительного персонажа. Этот приём предоставляет большие возможности, но так как настоящий, осмысленный диалог, в котором участвуют зрители, написать очень трудно, авторы пользуются им не очень охотно или применяют упрощенную схему диалога. Вопросы, на которые вынуждены отвечать зрители, типа «А кто здесь набедокурил?», «А куда спрятался злодей?» и другие подобные делают зрителей не подлинными действующими лицами, а отводят им роль сторонних наблюдателей и информаторов. При этом часто нарушается грань, отделяющая информаторов от ябед и доносчиков. И одно только это наносит непоправимый вред воспитанию личности, сводит на нет все благие мысли и идеи, ради которых писалась пьеса.
В большинстве случаев игровые пьесы пишутся по мотивам сказок. Это обусловлено тем, что мир сказок хорошо знаком и близок детям, они прекрасно знают их сюжеты. Это дает им возможность легко включаться в действие и развивать его в соответствии с веками сложившимися функциями и структурой сказки.
Игровая пьеса и игровое представление более всего тяготеют к драматическому произведению (пьесе), поэтому сценаристам необходимо заботиться о развитии действия, а главное, как это ни странно для театрализованного представления, создавать образы героев, особенно главных действующих и противодействующих лиц.
Герои в подобных представлениях постоянно общаются с детьми. Общения не получится, если герои будут «не настоящими», если хоть в чем-то будет нарушена правда искусства. Кстати, это одна из основных трудностей для сценариста и режиссера: как соединить вымышленный мир театра и самую настоящую жизнь, в которой существуют дети? Любой ход, любое действие должны быть убедительны и оправданы.
Несмотря на большую популярность и значительные воспитательные возможности театрализованных игровых представлений, создается их не так уж и много.
Причина в том, что этот жанр требует от сценаристов глубоких знаний не только законов драматургии, но и законов игры и психологии общения. Большая трудность для сценариста - включить игру в сюжетную канву, не нарушая, а наоборот, усиливая и развивая действенную линию представления. Сценаристу необходимо выявить суть каждой игры, найти интересный, оригинальный способ ее использования и непременно наполнить смыслом сам процесс игры.
Поясню на примере. Когда массовик – затейник набирает 2 команды и заставляет их перетягивать канат, совершается примитивное действие. В данном случае массовик предлагает людям занятие, для выполнения которого не требуется ни интеллекта, ни эмоций – одна только грубая мускульная сила. Но если к этой силовой задаче присовокупить смысловую, содержательную, изменится сама суть состязания. Положим, детям будет предложено состязаться в перетягивании каната с отрицательными персонажами с условием, что от его результата будет зависеть судьба героя представления. В этом случае у детей появится позитивный мотив выполнения данного действия, а их поведение станет более эмоциональным. Вообще же опытный сценарист знает, что тот же канат, при соответствующей мотивации, может становиться средством и состязательности, и противодействия, и единения; с его помощью можно ограничить свободу передвижения в пространстве, но можно и расширить её.
Как уже говорилось выше, сюжетная основа сценариев игровых театрализованных представлений часто заимствуется у сказки или известного литературного произведения. В этой связи очень важно сохранить структуру базового произведения. Если же сценарист меняет структуру, характер, функции известных персонажей, он обязан мотивировать это, договориться о новых «правилах игры» со зрителем.
В данном случае договор и мотивация имеют первостепенное значение, т.к. в подобных представлениях обязательно привлечение зрителей в качестве действующих лиц, а потому они должны хорошо знать правила новой игры.
Иногда сценаристы, желая вырваться из жестких рамок базового сюжета, меняют функции героев, да и сюжет выворачивают наизнанку. Например, Баба-Яга становится доброй старушкой, Бармалей величайшим гуманистом всех времен и народов. Такие попытки, как правило, неудачны, ибо авторы сценариев не считают нужным, а иногда и не могут объяснить это логически, предложить приемлемые правила игры.
Хотя в искусстве используют разнообразные приемы и подходы, все же при изменении функций известных сказочных героев надо учитывать типические черты характера, которыми они были в базовом произведении. Есть такие персонажи, которые легко можно переводить из лагеря положительных героев в лагерь противодействующих, и наоборот. Таковы, например сказочные Волк, Лиса, Кот и др. Это обусловлено представлениями о них в фольклоре, да и в жизни они часто выступают в разных ипостасях. Волк в фольклоре лакомится козлятами, бабушками, но и в то же время может стать верным другом, помощником и советчиком Ивану – царевичу, а в реальной жизни он – то злейший враг скотоводов, но незаменимый санитар лесов и полей.
Некоторые из положительных персонажей могут временно пребывать в противостоящем лагере, даже быть отрицательными героями. Но есть персонажи, которых сделать злодеями никак нельзя. Это персонажи, в типических чертах которых заложено острое чувство справедливости и доброты, а главное, ярко выражено стремление к покровительству и защите слабых. Причем эти герои не вписываются в противоположный лагерь, несмотря на то, что в их характере имеются некоторые отрицательные черты, а точнее сказать, слабости.
Самые типичные герои этого ряда: Буратино, Емеля, Карлсон, Винни-Пух и др. Сценарист игрового представления непременно должен найти привлекательные манки для включения зрителей в игру, стало быть и в сценическое действие. Если по каким-то причинам этого не получится, действие может прерваться, а представление постигнет неудача. Чтобы этого не случилось необходимо предусмотреть запасные варианты действия. Места в представлении, где зрители вводятся в действие или выводятся из него, представляют повышенную опасность.
В игровом представлении широко используются подвижные игры, потому нужно уже в сценарии предусматривать условия их безопасного проведения. К примеру, хотя бы в ремарках предостерегать об опасности и давать советы по ее предотвращению. К разряду очень опасных относятся игры с едой. Кроме того, игра с едой требует особого такта.
Надо также помнить, что нарушение правил гигиены в местах массового скопления детей - прямая угроза их здоровью.
Сценаристам игровых представлений очень важно суметь найти приемы, позволяющие регулировать поведение большой массы зрителей, направлять их на совершение нужных по ходу действия поступков. Этой целью хорошо служат: боевой клич, речевка, целенаправленные специально подобранные физические движения, массовая песня. Но лучше всего направляет действия зрителей сама игра, которая и стала важнейшей составной частью театрализованного игрового представления.
Импровизационно - игровая театрализация.
Суть ее заключается в том, что представление создается как будто бы сию минуту самими зрителями, а ведущие только намечают контуры сюжета. Ясно, что организовать такое действие невозможно без предварительной активизации фантазии зрителей, без серьезной организационной и методической подготовки.
Алгоритм создания импровизационно - игровой театрализации примерно следующий. Вначале со зрителями проводятся игры, конкурсы, соответствующие теме и характеру будущего действия. Это дает возможность зрителям освоиться с обстановкой, привыкнуть друг к другу и ведущим. Затем ведущие рассказывают сказку или отрывок из нее и обсуждают прочитанное со зрителями. В ходе обсуждения как бы спонтанно возникает идея оживить прочитанное. Если дети идею поддерживают, можно приступать к распределению ролей, причем все зрители должны быть заняты в предстоящем спектакле. Дело это вполне решаемое. Хорошо разогретые зрители, особенно дети, с удовольствием играют не только Красную Шапочку, но и Волка, и даже роль обычного дерева. Дети сыграют любой предмет – главное, увлекательно рассказать о нем и его значении в спектакле.
Начинать распределение лучше со второстепенных ролей. В подобных представлениях очень многое зависит от ведущих, их умения, обаяния, интеллекта. Импровизационно – игровые театрализации легче всего создавать вместе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Сюжетно – игровой вечер (утренник)
Культорганизаторы часто используют в практике проведения игровых вечеров и утренников театрализованные формы, в которых драматургическая основа либо отсутствует вовсе, либо едва просматривается. Называть эти действия театрализованными можно с большой натяжкой, поскольку вся театрализация заключается в том, что ведущие выступают в образах литературных или сказочных героев.
Наличие какого-никакого сюжета, персонажей, реквизита, костюма, свето -звуковых эффектов позволяет сценаристам называть подобные действия игровыми театрализованными представлениями. Однако к таковым они отношения не имеют, ибо театрализованное представление предполагает наличие драматургического развития, а его-то здесь и нет. А есть игровая программа с использованием чисто внешних театральных средств. Но создавать подобные программы необходимо, так как они помимо вовлечения в игру, способны вызвать у детей эмоциональный импульс и пробуждать тягу к настоящему театру.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
В.И. Немирович –Данченко «О творчестве актера»
Ю.В. Колчеев, Н.Н. Колчеева «Театрализованные игры в школе», -М,2000г
Н.Кузина. Заводные игры.-М,2001г
Э.Т.Чурилова. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.-М,2001г
9