Игровые технологии на уроках математики в системе СПО
“ Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
В.А. Сухомлинский
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики ставит вопрос о поддержании интереса студентов к предмету. В связи с этим я ищу новые методы обучения и методические приемы, которые активизируют умственную деятельность студентов и стимулируют их к приобретению знаний.
Самая большая проблема обучения математике в системе СПО – отсутствие мотивации учащихся. Игровые технологии позволяют сделать интересной и увлекательной работу студентов по изучению математики. Создание незначительных игровых ситуаций на уроках повышает интерес к дисциплине, вносит эмоциональную окраску в учебную работу и разнообразие, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь, а самое главное – снимает утомление и имеет здоровьесберегающую направленность.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [4].
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития[4].
В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
Учитель математики Карпова Елена Геннадиевна видит актуальность применения игровых технологий на уроках математики в том, что:
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение [1].
Использование дидактических игр на уроках математики дает наибольших эффект в группах, где преобладают учащиеся с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету [2].
Я считаю, что применение игровых технологий позволяет студентам услышать друг друга, прислушаться к мнению. Игра обучает, воспитывает, развивает и развлекает. С применением данной технологии на уроках математики значительно увеличивается интерес к обучению, показатели успеваемости возрастают.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
- Карпова Е. Г. «Игровые технологии на уроках математики» https://www.uchpor tal.ru/publ/15-1-0-1105
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.
- Оникул П. Р. 19 игр по математике: Учебное пособие. – Спб.: Союз, 1999.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – 256 с.