Игры – энергетики
Жизненная энергия людей подвержена колебаниям. Колебаниям подвержена и жизненная энергия всей группы. Спады энергии, сопровождаемые скукой, раздражением, потерей внимания и интереса, возникают естественно и нередко - по несколько раз в день.
В арсенале каждого воспитателя ежедневно должен быть десяток новых «энергетиков». Предлагаю вам несколько игр:
«Групповое жонглирование»
Для этой игры нужны несколько мячей и групповое пространство, на котором все игроки могут встать в круг на небольшом расстоянии, лицом к центру. Ведущий просит, чтобы каждый игрок запомнил два момента:
-от кого он получил мяч,
- кому он бросил мяч.
Пока игроку не бросили мяч, он должен стоять с протянутыми руками. После того, как игрок поймает и перебросит мяч, он опускает руки.
«Ива на ветру»
Группа становится тесным кружком, плечом к плечу. В центре круга – один человек – «Ива». Ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит в кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладони. Нужно помнить, что легкий ветерок не должен превращаться в ураган. Ветерки, раскачивая иву, поют ей колыбельную, что-то вроде «у-у-у» на какой-нибудь нежный мотив.
Каждый из детей по очереди становится «ивой», раскачивающейся от ласковых прикосновений. Эта игра основана на доверии и создает атмосферу доверия.
«Именной поезд»
Один из детей добровольно вызывается быть паровозом. Пыхтя и гудя, он начинает двигаться по кругу, пока не остановится около одного из игроков.
- Привет, – говорит «паровоз», - я – Петя!
- Привет, Петя, я – Маша!
«Паровоз» приветствует Машу, попеременно поднимая левую и правую руки и выкрикивая: «Маша! Маша!» После такого радостного приветствия Маша берет Петю за талию. Изображая вагон.
Так продолжается до тех пор, пока «вагончики-дети» не подцепятся все друг к другу.
«Мы - детективы»
Два ребенка становятся лицом друг к другу и в течение минуты пристально изучают друг друга. После этого, по сигналу воспитателя они поворачиваются друг к другу спинами и меняют какие-то три детали своего внешнего вида. Например, расстегивают верхнюю пуговицу рубашки, заправляют свитер в брюки и т.д.
По сигналу воспитателя дети поворачиваются лицом друг к другу и снова пристально изучают один другого. Затем каждый должен назвать изменения в костюме другого.
«Общее настроение»
Понимать настроение собеседника и подстраиваться под него – важнейшее условие подлинного, глубокого взаимопонимания. Начать совершенствоваться в этом высоком искусстве можно в самой забавной, глуповато-шаловливой форме.
Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, горя, гнева и т.д.
«Дождь»
Все садятся в круг, согнув ноги в коленях, и с открытыми глазами повторяют движения, которые показывает ведущий:
- шуршит ладонями, потирая их друг о друга;
- щелкает пальцами;
- негромко хлопает в ладоши;
- ударяет себя ладонями по бедрам;
- топает ногами и в обратной последовательности.
Данные звуки издаются по очереди. Вначале это имитация шуршания ветра в листве, затем падают первые капли, далее имитация моросящего дождя, затем он превращается в сильный, затем слышен шум проливного дождя, который перерастает в настоящий ливень. И вот уже небеса разверзлись, слышен раскат грома: это началось и нарастает топанье ногами. Затем ливень затихает так же, только в обратной последовательности. Повисает тишина…
«Театр-экспромт»
1. Изобразите губами и бровями:
- рот до ушей; - удивление – «не может быть»;
- радость от приятной встречи; - огорчение - «как же так»
- утешение – «все будет хорошо»; - счастье – «какой успех».
2. Изобразите жестами и мимикой:
- закипающий чайник; - швейную машинку;
- паровоз; - ваших лучших друзей;
- самого себя; - птенчика.
3. Вы во фруктовом саду. Рвете яблоки и груши, кладете их в корзинку. Кто первым покажет самую тяжелую корзинку?
4. Вы находитесь на пожаре. Передавайте ведра, наполненные водой друг другу. Осторожно! Не торопитесь, не облейте друг друга!
5. «Зеркало». Имитация выполнения.
- пришиваем пуговицу, - собираемся в дорогу,
- печем пирог, - выступаем в цирке и пр.
6. «Зеркало и его отражение». Каждое задание выполняется попарно. Один зеркало, другой – отражение в зеркале. Показ масок-эмоций:
радость, печаль, веселье, огорчение, восторг, разочарование, удивление и т.д.
Игры на эмоциональную разрядку
В перерывах между занятиями так необходима эмоциональная разрядка! Как это сделать? Предлагаем ряд игр.
«Приглашение к чаю»
В этой игре много символичного, например, чайная чашка, передаваемая из рук в руки.
- Кого бы ты сейчас хотел пригласить к чаю?
- О чем бы ты хотел с ним поговорить?
- Что ты ему скажешь?
- А что бы ты хотел услышать в ответ?
«Турнир знатоков этикета»
Это командное состязание. Этические задачи просты:
- Как пользоваться чайной ложкой?
- Как пользоваться столовой ложкой?
- Как вести себя в общественном транспорте?
- Как вести себя в гостях?
- Как вести себя в театре? И т.д.
Не стоит в подборе задач-ситуаций ограничиваться узкими сферами жизни сегодняшнего дошкольника: пусть он в воображении заранее переживает будущую ситуацию, например, развлечь гостя, предложить помощь товарищу, попавшему в беду.
«По секрету всему свету»
Выбирается игрушка – слоненок Федя. Слоненок этот необычный: у него большие уши, поэтому он любит слушать, когда ему рассказывают. Кроме этого, у Феди ест длинный и любознательный нос-хобот, потому, что он хочет все узнать. Единственное, чего нет у Феди, так это речи, поэтому он прекрасно хранит тайны.
Воспитатель сам задает стиль общения с игрушкой. Федя может присутствовать и на занятиях, где ему отводится особое место, откуда бы он мог все видеть и слышать.
Такой сторонний наблюдатель предоставляет воспитателю большие возможности: не натаскивать детей, но корректировать их поведение.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
От комплиментов улучшается настроение, улучшается жизненный и творческий тонус, приобретается уверенность в собственных силах. Методическое обеспечение этой игры на редкость простое: участники игры становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу, высказывая при этом комплимент и продолжая игру. Принимая мяч, нужно поблагодарить за комплимент и продолжать игру. Вариант игры: безмолвное высказывание симпатий по отношению друг к другу (языком мимики и пластики).
Воспитатель должен следить, чтобы комплимент не повторялся, и никто из участников игры не остался без внимания.
«Путешествие в свое прошлое»
Хоть и небольшая, но жизнь уже прожита нашими детьми. Специалисты считают, что обращения к событиям своего детства открывают человеку многое в понимании самого себя, позволяют по-новому оценить социальную ситуацию, в которой он живет.
Обращение к самому себе «когда я был маленьким» поможет найти дошкольнику свое «Я» в сегодняшнем дне. Снимет эмоциональное напряжение в общении со сверстниками и взрослыми. Здесь же можно привлечь и рассказ о своих любимых игрушках.
Дошкольный возраст
Проведение «Утра радостных встреч»
Развитие эмоциональной сферы
Рекомендации психолога
Педагог-психолог Былкова И.Н.