Выступление на методическом объединении учителей начальных классов: «Динамические игры на переменах для обучающихся с ОВЗ»
Мурашова А. П.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе образования.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащихся, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми образовательными потребностями.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Р.Ф. регулируется Конституцией Р.Ф., федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Р.Ф.», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. [1].
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Таким образом, инклюзивное образование направлено на интеграцию детей с отклонениями в общество, а так же на воспитание у обычных детей толерантности, умения сопереживать и помогать окружающим людям.
Формирование инклюзивной культуры предполагает решение следующих задач:
приобретение знаний по инклюзивной культуре,
формирование ценностного отношения,
получение опыта совместной деятельности,
положительное отношение к существующей действительности.
Важнейшим направлением в работе по формированию инклюзивной культуры образовательного учреждения будет являться создание особой атмосферы эмоционального тепла и принятия каждого ребенка. В соответствии с этим, занятия для детей с ОВЗ должны быть построены ярче и эмоциональнее, чем для нормальных сверстников. Привычной и желанной формой деятельности для детей является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных, воспитательных и коммуникативных целей.
Ребенок прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него какой-либо деятельности.
Игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.
Игра выполняет следующие функции:
общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.
познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.
развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи - в этом направлении большое влияние оказывают игрыинсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.
Таким образом, внедрение в учебно-воспитательный процесс игры как активного метода обучения детей с ОВЗ является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Посредством игры, мы развиваем его разнообразные потребности. Не маловажной составляющей являются динамические игры, в которых дети наилучшим образом снимают психологическое и физическое напряжение.
Требования по организации и проведению динамических игр на переменах для детей с ОВЗ
Младший школьный возраст — это и период совершенствования речевого аппарата. Многие дети с задержкой психического развития, а также с сочетанием нескольких патологий — имеют серьезные речевые нарушения: неверные звукопроизношение и фонематическое восприятие, малый словарный запас, неумение передавать свои мысли, что приводит к затруднению в общении, снижению интеллектуальных возможностей. Поэтому включение в подвижные игры речитативов, песен, стихотворений, скороговорок, считалок, загадок и т.п., полезно для коррекции речи.
Требования к организации игры:
для детей с ОВЗ с интеллектуальным нарушением характерно образное восприятие окружающего мира, поэтому в играх лучше прибегать к сравнениям, типа: «Прыгаем как зайчики», «Побежим тихо-тихо как мышки»;
все двигательные задания должны быть конкретные: «Бросим мяч в корзину, вот так (с показом)»;
учитель сначала обращается ко всем детям, затем к каждому индивидуально, потом опять ко всем детям. Например: «Все возьмите мячики, Вова, принеси мяч, Егор, принеси мячик; дети принесите мячики»;
каждому ребенку должно хватать места для движения, при необходимости должно быть достаточно инвентаря, игрушек, никто не должен ждать своей очереди для выполнения упражнений;
одежда не должна сковывать движения, снять все лишнее;
следить за физической нагрузкой детей, избегать перевозбуждения (особенно гиперактивных детей);
не надо делать много замечаний, поправок, отмечать минимальные успехи, поощрять. Детям с большей активностью давать больше упражнений требующих точности движений, а у детей с малой подвижностью воспитывать потребность в подвижных видах деятельности;
Для успешного развития детей важна наглядность. Ребенок должен видеть предмет, слышать его название, трогать его и выполнять с ним различные действия;
упражнения должны быть комплексные (одновременно развивать речь, память, мышление, внимание).
желательно, чтоб эти динамические переменки были систематические, постепенно-поэтапные (от простого к сложному). Новое сочетается с усвоенным движением знакомым на уроках физкультуры, музыки.
Поэтому, динамические игры на переменах должны отвечать следующим требованиям: организованное начало игр; постоянное нарастание физической нагрузки и снижение её в конце игр; все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей; проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес.
Примеры игр, используемых на переменах для детей с ОВЗ (7.2)
Подвижные игры «Карусель»
Цель: развитие равновесия в движении, тактильных ощущений, навыки бега, повышать эмоциональный тонус. Количество игроков: 8-10 человек.
Инструкция: водящий предлагает детям взяться друг за друга за пояс и побегать со словами потешки:
«Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели, А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра»
Кто не сумел удержаться, выбывает из игры. Затем игроки останавливаются, разворачиваются в другую сторону. И снова начинают бег в произвольном порядке.
Игры в круге «Дотронься до.»
Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция: все играющие стоят в круге. Они одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим. «Мы идём с тобой по кругу»
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков: 8-10 человек.
Инструкция: все играющие встают в два круга, один внутри другого. Стоящие во внутреннем кругу поворачиваются направо, во внешнем – налево. Двигаясь по кругу. Участники произносят следующие слова: «Мы с тобой идём по кругу, поглядим в глаза друг кругу, на минуту замираем – имена запоминаем…» На словах «….на минуту замираем», участники останавливаются, а когда речёвка закончилась, здороваются за руку с тем, напротив кого они остановились, называя при этом своё имя и т.д.
«Паровоз»
Цель: развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Количество игроков: 6-10 человек.
Инструкция: все участники стоят в кругу. Ведущий игры подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз. Как тебя зовут?». Участник называет своё имя, а «Паровоз» его повторяет. Важно повторить имя с той же интонацией, с какой произнёс участник. Кто представился, присоединяется к «Паровозу». Далее при каждом новом участнике знакомства все игроки по очереди повторяют имя новенького. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединяться друг к другу.
Если встречается игрок с именем, которое уже есть в составе, то ему присваивается порядковый номер, например, Света -1, Саша – 3 и т.д.
«Хоровод знакомства»
Цель: развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, речи.
Количество игроков: 7-8 человек.
Инструкция:все дети, взявшись за руки водят хоровод со словами:
«Мы по кругу ходим, ходим,
Познакомится хотим,
Стоят лишь те, кого зовут…. (Серёжи),
Ну а мы с вами – сидим»,
После этих слов дети, чьё имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.
«Кто быстрей!»
Цель: развитие внимания и быстроты реакции.
Количество игроков: 10 и более человек.
Инструкция:все встают в круг. Ведущий показывает два одинаковых предмета. (мячи, кубики, мягкие и игрушки). И начинает передавать по одному предмету в разные стороны по кругу. Тот, у кого их окажется сразу два, выбывает из игры.
«Кролик»
Цель: развитие внимания и быстроты реакции.
Количество игроков: 7-8 человек.
Инструкция: для игры надо выбрать «Кролика», то есть водящего. Остальные участники образуют вокруг него круг. Кто-нибудь даёт команду, и игроки начинают поднимать и опу4скать руки. Задача «кролика» - вырваться из круга. Все стараются всячески мешать, для чего машут руками с быстрой скоростью.
Если не смотря, на их старания, «кролику» всё же удаётся вырваться, он выбирает себе замену, например, того, кто мешал, больше всех.
«Удочка»
Цель: улучшение координации движений, развитие способности вести совместные действия с партнером.
Количество игроков: 10-12 человек.
Инструкция: все играющие становятся в круг. Водящий становится в центр круга. Он имеет верёвку (скакалку) длиной 3-4 м, на конце её крупный узел или лёгкий мешочек. Водящий вращает верёвку под ногами играющих, а они, подпрыгивая, стараются её не задеть. Задевший верёвку – попавшийся на 2удочку» - становится водящим.
«Мыши и ловушки»
Цель: развитие способности вести совместные действия с партнером, быстроты реакции, точности движений. Количество игроков: 10-12 человек.
Инструкция: ребята становятся в круг, держатся за руки, подняв руки, идут по кругу по часовой стрелке (мышеловке). Дети (мыши) стоят в круге, а во время движения других детей по кругу, бегают из круга в круг. Со словами: «Ах как мыши надоели, всё погрызли, всё поели! Мы расставим мышеловки и поймаем всех мышей!». На слова «…всех мышей!» дети приседают и опускают сомкнутые руки вниз. Мышки, которые не успели выбежать из круга становятся в круг. Игра продолжается до последней мыши.
Игры на внимание «Дотронься до.»
Цель: развитие у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
«Видеотелефон»
Цель: развитие воображения, творческих способностей.
Инструкция. Участники выстраиваются в одну колонну. Ведущий тихо называет последнему в колонне какое-либо слово (либо показывает карточку со словом). Игрок придумывает, как это слово можно передать невербально (с помощью движений, жестов, мимики), затем касается плеча впереди стоящего. Тот поворачивается и наблюдает за действиями «передающего». Когда у второго игрока возникает своя версия, он таким же образом передает ее дальше, придумывая уже свои движения. «Повтори, не ошибись»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие. Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
«Кошки-мышки»
Цель: развитие умения сотрудничать взаимопонимания, умения воспринимать и следовать правилам игры.
Количество игроков: 10-12 человек.
Инструкция: игра проводится по принципу «Мышеловка». Подгруппа детей поднимает «парашют» и говорит слова, а другая подгруппа пробегает под тканью. Кто остался под ней, тот пойман. Затем подгруппы меняются. Можно не только бегать, но и ползать на высоких четвереньках.
Игры с другими предметами «Что пропало»
Цель: развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Оптимальное количество игроков — 5—10.
Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).
Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз. «Зоопарк»
Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.
Количество игроков: 8—10 человек.
Инвентарь: обруч или мел.
Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей — обезьяны, зайцы, гуси и т.д.
Незанятые дети встают за педагогом, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так — от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с педагогом, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.
Спокойные игры
«Кулачок- ребро-ладошка»
Выполнить по образцу (образец наклеен на стене)
«Нейрогимнастика»
Таким образом, роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.
Арсенал же используемых игр на перемене безграничен. Все зависит от фантазии педагога и детей. Следует также отметить, что главным здесь является способность самих детей организовать игру, а педагог является как бы координатором этого процесса.
Список литературы:
http://минобрнауки.рф/документы/938
Пугачев, А. С. Инклюзивное образование / А. С. Пугачев. — Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 374-377.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2001.;
Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1999.;
Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1995.;
Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 9 – 11 лет. – М., 1998.; 7. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие / Под ред. М. С. Староверовой. М.: Владос, 2011.