СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на развитие восприятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие восприятия.»

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста

развитие восприятие


Выделяют следующие операции восприятия: обнаружение, различение, идентификация, опознание.

Обнаружение – это исходная фаза процесса восприятия. На этой стадии дается ответ на вопрос: «Есть ли предмет?».

Различение – или собственно восприятие, ведет к формированию перцептивного образа. Например, когда мы воспринимаем какой-либо предмет, включаются почти все наши органы чувств. Зрительный анализатор помогает воспринимать цвет, форму, величину. Вкусовой анализатор позволяет ощутить вкус. Тактильный анализатор дает возможность судить о твердости предмета и т.д. Различение ведет к формированию образа предмета.

Идентификация, или сличение – это отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти.

Опознание – последний этап – отнесение данного объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее.

Виды восприятия.

  1. По ведущему анализатору :

  • зрительное восприятие ;

  • слуховое восприятие;

  • обонятельное восприятие;

  • осязательное восприятие;

  • вкусовое восприятие;

  • кинестетическое восприятие.

  1. По степени целенаправленности восприятия :

  • произвольное восприятие, когда есть восприятие цели;

  • непроизвольное восприятие, когда нет цели что-то воспринимать.

  1. По объектам отражения :

  • восприятие пространства – это отражение удаленности объекта, его формы, объема, величины;

  • восприятие времени – это отражение временных отрезков ( длительности, последовательности событий);

восприятие человека ( внешний вид, черты характера).  - развитие зрительного восприятия цветов – различение, называние, классификация;

- развитие зрительного и осязательного восприятия форм – различение, называние, классификация;

- развитие зрительного и осязательного восприятия величины – различение, называние, классификация, сравнение по величине;

- развитие зрительного восприятия и формирование и развитие пространственного ориентирования – понимание, называние, ориентирование;

- развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов – различение, называние и классификация;

- развитие вкусовой чувствительности.


Игра «Закрой фломастер».

Цель: развивать навык систематизации предметов по признаку, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.

Описание: снять колпачки с фломастеров, смешать их. Предложить ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Назвать цвет колпачка и фломастера. (Цвет колпачка повторяет цвет стержня.)



Игра «Правильная морковка».

Цель: закреплять умение выделять цвет предметов; развивать навык классификации предметов по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: фигурки моркови разных цветов, вырезанные из картона.

Описание: разрезать фигурки на две части. Предложить ребенку «угостить» зайчика морковью. Ребенок отмечает, что зеленые и синие морковки - ненастоящие, зайчик их не ест. Поэтому надо собрать все фигурки оранжевого цвета.


Игра «Какая машина – такая и дорога».

Цель:  закреплять умение выделять цвет предметов.

Описание: нарисовать несколько небольших машин разного цвета. Предложить ребенку раскрасить дорожки под ними. (Цвет дороги должен совпадать с цветом машины.)


Игра «Шарик пропал».

Цель: формировать цветовое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветные пластмассовые шарики.

Описание: предложить ребенку поиграть в разноцветные шарики: рассмотреть их, назвать цвет каждого шара, покатать, побросать в коробку и т. п. Незаметно спрятать один из шариков. Обратить внимание ребенка на то, что игрушек стало меньше. Спросить, не помнит ли он, какого цвета был потерявшийся шарик. «Найти» шарик и показать его ребенку. Если он правильно назвал цвет, похвалить его, в противном случае еще раз назвать цвет каждого шарика.


Игра «Подбери одежду».

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: одежда для куклы, кукла.

Описание: педагог демонстрирует куклу, рассказывает, что кукла с утра раскапризничалась и не может выбрать себе платье. Предлагает помочь кукле одеться. Кукла капризничает: «Я хочу желтое платье!» Предложить ребенку найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» И т. д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложить ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета.


Игра «Подбери нитку».

Цель: учить классифицировать предметы по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: сдутые разноцветные шарики, нитки тех же цветов, что и шары.

Описание: показать ребенку шарики и предложить подобрать к каждому из них нитку такого же цвета. После успешно выполненного задания надуть шары и поиграть с ними.



Игра «То ли тонет, то ли нет».

Цель: развивать наблюдательность; познакомить со свойствами предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага разных видов: тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка, картон, лист из глянцевого журнала, газетный лист, емкость с водой.

Описание: поставить перед ребенком емкость с водой. Напомнить, как доставали и раскладывали тонущие и нетонущие предметы. Предложить посмотреть, как ведет себя в воде бумага. Поочередно опускать в воду приготовленные образцы, комментируя происходящее. Показать ребенку, как из мокрой бумаги можно «лепить» фигурки.




Игра «Рядом, перед, около».

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько игрушек.

Описание: предложить ребенку проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе удобное место. Вокруг ребенка разместить игрушки. Вместе с ребенком придумать названия остановкам или вспомнить знакомые ему: «Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет остановка? Посмотри, кто это спрашивает?»; «Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот автобус? А кто сидит рядом с тобой?» И т. д.


Игра «По мотивам «Трех медведей».

Цель: развивать навык сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки, повторяющие персонажей сказки (большой, средний, маленький медведи).

Описание: напомнить ребенку сказку о трех медведях. Предложить пригласить персонажей сказки в гости. «Пришедших» гостей следует усадить за стол. Вспомнить, кто на каком стуле сидел. Дать ребенку три тарелки разного размера, предложить раздать их медведям, не указывая при этом, кому из них какая тарелка полагается. Понаблюдать за ребенком. Если он не справляется с заданием, объяснить, что папа-медведь ест из большой тарелки, мама – из средней, а медвежонок – из маленькой. Пусть ребенок самостоятельно расставит перед медведями чашки в соответствии с размерами.



Игра «Правая рука, левая нога».

Цель: развивать внимание, сенсорные ощущения; познакомить с понятиями «право - лево».

Описание: предложить ребенку привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой. Если прозвучит фраза «Правая рука», надо поднять вверх правую руку с колокольчиком и позвенеть им. Если прозвучит фраза «Левая рука», надо поднять свободную руку и помахать ею. Усложняя игру, можно несколько раз подряд повторять одну и ту же фразу, привязать колокольчик еще и к левой ноге, при этом в игру включая фразы «левая нога», «правая нога».


Игра «Кто быстрее».

Цель: помочь освоить категорию «длинное – короткое».

Описание: привязать к двум машинкам веревочки – короткую и длинную. Отдать ребенку машинку с короткой веревочкой и предложить посмотреть, чья машина доберется до гаража первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяться веревочками и повторить игру. Положив веревочки рядом, наглядно показать, что такое «длинное» и что такое «короткое».


Игра «Подумай и положи».

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).

Описание: предложить ребенку положить какой-либо предмет в определенное место, например: «Положи этот листок бумаги под большую книгу. Книга лежит на столе», «Положи тетрадь между книжкой-раскраской и альбомом» и т. п.






   «Скажи, что ты слышишь »

Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.

Описание: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа и т.д.). Игру хорошо проводить на прогулке.

 «Тихо - громко!»

Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.

Описание: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибается, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.


 «Наседка и цыплята»

Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.

Описание: За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи - пи - пи).