СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках биологии»

ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Хасанова Диляра Флюсовна

Студентка

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Елабужский институт

Аннотация: данная статья посвящена актуализации игровых технологий на уроках биологии. Выявлены принципы игровой деятельности. Определены эффективные игры на уроках биологии, такие как ролевые игры, игры-состязания, имитационно-моделирующие игры, игра – направляемая дискуссия, игра – творческая дискуссия; их значение и место на уроках биологии.

Ключевые слова: игра, метод, мотивация, результат, принцип.


GAMES IN BIOLOGY LESSONS AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMATION OF STUDENTS' MOTIVATION

Khasanova Dilyara Fl’usovna



Abstract: this article is devoted to the actualization of gaming technology in biology classes. The principles of gaming activity are revealed. Effective games in biology classes are defined, such as role-playing games, competition games, simulation-modeling games, game-guided discussion, game-creative discussion; their significance and place in biology classes.

Key words: game, method, motivation, result, principle.

ФГОС нового поколения ориентирован на развитие творческих способностей личности, на формирование у него способности учиться на протяжении всей жизни. Чтобы добиться поставленных целей необходимо создать новые подходы, методы, использовать иные средства. Традиционная форма представления информации с ведущей ролью учителя на уроке не является эффективной и не способствует развитию креативности, критического мышления, умения по иному смотреть на ситуацию, придумывать и искать новые способы решения задач.

Следовательно, необходимы новые способы, которые будут способствовать качественному, эффективному обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Одним из таких способов являются игры, так они, выполняя широкий спектр функций, создают среду для естественного и интересного усвоения новых знаний, формирования умений и развития навыков.

Игры – важный метод привлечения внимания обучающихся. Они выполняют огромную роль в формировании интереса у учащихся. Игровая форма обучения – непосредственная, увлекательная. Они способствуют качественному и эффективному усвоению учебных предметов. Ведь в процессе игровой деятельности у обучающихся с одной стороны максимально включаются такие качества, как сосредоточенность и внимательность, а с другой такие свойства, как непосредственность и лёгкость, что обеспечивает быструю и надёжную фиксацию новой информации, которая при повторении быстро превращается в знание, которое основывается не на репродуктивном усвоении, не на запоминании, а становится достоянием, добытым усилием мысли.

Игры помогают прийти к предметным, метапредметным и личностным результатам. Во-первых, в процессе игры термины, новые определения запоминаются проше. Легче формируется научная картина мира. Во-вторых, в игровой деятельности обучающиеся больше общаются друг с другом, обмениваются мыслями, отстаивают свою позицию, задают вопросы Развивается эмоционально-волевая сфера. В-третьих, ученики учатся внимательно слушать других, быть толерантным к позициям своих одноклассников. Совершенствуются личностные качества. Игра рассматривается и как форма общения, и как форма деятельности, и как проявление и условие умственного развития [Батова].

Игра пробуждает мотивацию у обучающихся, учит ценить процесс и результат как равноправные компоненты единой деятельности.

Основными принципами игровой деятельности являются активность школьников, эмоциональность дидактической игры, индивидуальная направленность игры, которая отражает сугубо личное отношение школьника к игре, коллективность, целеустремлённость, результативность, развитие игровой динамики, реализующийся через правила поддержания игровой атмосферы, взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, которая приводит к переносу основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей, переход от простейших игр к сложным игровым формам, который выражается в постепенном углублении содержания игровых заданий и правил [Ушатикова, 32-33 с.].

Изучение биологии – это не только знакомство с флорой, фауной, видовым многообразием. Это не просто изучение законов и закономерностей, определений, понятий и терминов. Этот процесс должен быть интересным, увлекательным. Урок необходимо строить так, чтобы на нём стимулировалась активность, развивались познавательные и творческие возможности обучающихся [Есенгелтьдиева]

Большую ценность на уроках биологии представляют такие, как ролевые игры, игры-состязания, имитационно-моделирующие игры, игра – направляемая дискуссия, игра – творческая дискуссия [Абдрахманова, 4-10 с.].

Исполнение роли вовлекает в игру не только интеллектуально, но и эмоционально, позволяет полностью увлечься игрой, погрузиться в неё. На этапе рефлексии следует делать выводы и с позиции знаниевого компонента, и эмоциональной направленности. Ролевые игры сохраняют ведущее значение в современных дидактических разработках благодаря своей универсальности, практичности и эффективности.

Игры-состязания необходимо использовать на уроках контроля знаний. Учащимся выдаётся определённое задание, которое они должны выполнить за заранее оговорённое время и в соответствии с конкретными правилами, сообщаются также правила начисления очков. Во время игры учитель выполняет роль ведущего и судьи.

Имитационно-моделирующие игры возможно применять на этапе закрепления знаний. Они могут быть представлены в двух вариантах: индивидуальном и групповом. Индивидуальный вариант является наиболее простым и носит иллюстративный характер (т.е. показывает возможности применения имеющихся знаний на практике). Групповой вариант характеризуется более глубоким и сложным построением учебного процесса, требует умелого распределения ролей и организации сотрудничества внутри группы.

Игра – направляемая дискуссия будет эффективным методом в том случае, если изучаемая тема характеризуется проблемным содержанием, а задача урока – показать существование противоположных идей и их принципиальные различия. Этот тип игры может быть использован как на этапе закрепления, так и усвоения нового материала.

Игру – творческая дискуссию необходимо применять в таких ситуациях, когда основная направленность обучения связана с развитием критического мышления, анализа сложных проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Усвоение фактического материала в этом типе игр выступает как основа для творческого применения знаний.

Таким образом, игры являются важным элементом обучения. Они пробуждают интерес у ученика, увлекают его, способствуют развитию креативности, нестандартного подхода, глубокого понимания материала.

Поэтому современным учителям необходимо чаще применять игры на своих уроках, дополнять, совершенствовать их.

В заключение приведём советы по использованию игровых методик на уроках. Во-первых, необходимо узнавать больше новых игр, придумывать самому, привлекать учеников к самостоятельному созданию игр, то есть пополнять игровую картотеку. Во-вторых, более часто использовать на уроках игровые методы, применять игровые технологии при изучении темы и раздела. В-третьих, прежде чем использовать игру на уроке, необходимо продумать всё до мелочей и подробностей. В-четвёртых, учитель должен владеть тайм-менеджментом, то есть ему необходимо рационально использовать время. В-пятых, нужно знать, что в процессе игры и учитель и ученик – равные партнёры. В-шестых, необходимо совершенствовать эмоционально-творческие возможности игры [Андреев, 320-321 с.].

Список литературы

  1. Абдрахманова К.А. Игры и игровые ситуации на уроках биологии. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1554», 2015. – 17 с. Электронный ресурс: https://gym1554.mskobr.ru/files/uchebnye_igry_na_urokah_biologii.pdf

(Дата обращения:28.01.2020).

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/В.И. Андреев. – 3-е изд. Казань: центр инновационных технологий, 2012.- 608 с.

  2. Батова Н.В. Здоровьесбережение и игры на уроках биологии как перспективные технологии обучения на основе личностно-ориентированного подхода. Издательство: Академия социального управления (Москва), 2016. – 547-551 с.

  3. Есенгельдиева И.Д. Применение дидактических игр на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары), 2019.- 46-47 с.

  4. Ушатикова И. И. Игропедагогика: учебное пособие/ И.И. Ушатикова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – 144 с.


Д.Ф. Хасанова, 2020