ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Хасанова Диляра Флюсовна
Студентка
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Елабужский институт
Аннотация: данная статья посвящена актуализации игровых технологий на уроках биологии. Выявлены принципы игровой деятельности. Определены эффективные игры на уроках биологии, такие как ролевые игры, игры-состязания, имитационно-моделирующие игры, игра – направляемая дискуссия, игра – творческая дискуссия; их значение и место на уроках биологии.
Ключевые слова: игра, метод, мотивация, результат, принцип.
GAMES IN BIOLOGY LESSONS AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMATION OF STUDENTS' MOTIVATION
Khasanova Dilyara Fl’usovna
Abstract: this article is devoted to the actualization of gaming technology in biology classes. The principles of gaming activity are revealed. Effective games in biology classes are defined, such as role-playing games, competition games, simulation-modeling games, game-guided discussion, game-creative discussion; their significance and place in biology classes.
Key words: game, method, motivation, result, principle.
ФГОС нового поколения ориентирован на развитие творческих способностей личности, на формирование у него способности учиться на протяжении всей жизни. Чтобы добиться поставленных целей необходимо создать новые подходы, методы, использовать иные средства. Традиционная форма представления информации с ведущей ролью учителя на уроке не является эффективной и не способствует развитию креативности, критического мышления, умения по иному смотреть на ситуацию, придумывать и искать новые способы решения задач.
Следовательно, необходимы новые способы, которые будут способствовать качественному, эффективному обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Одним из таких способов являются игры, так они, выполняя широкий спектр функций, создают среду для естественного и интересного усвоения новых знаний, формирования умений и развития навыков.
Игры – важный метод привлечения внимания обучающихся. Они выполняют огромную роль в формировании интереса у учащихся. Игровая форма обучения – непосредственная, увлекательная. Они способствуют качественному и эффективному усвоению учебных предметов. Ведь в процессе игровой деятельности у обучающихся с одной стороны максимально включаются такие качества, как сосредоточенность и внимательность, а с другой такие свойства, как непосредственность и лёгкость, что обеспечивает быструю и надёжную фиксацию новой информации, которая при повторении быстро превращается в знание, которое основывается не на репродуктивном усвоении, не на запоминании, а становится достоянием, добытым усилием мысли.
Игры помогают прийти к предметным, метапредметным и личностным результатам. Во-первых, в процессе игры термины, новые определения запоминаются проше. Легче формируется научная картина мира. Во-вторых, в игровой деятельности обучающиеся больше общаются друг с другом, обмениваются мыслями, отстаивают свою позицию, задают вопросы Развивается эмоционально-волевая сфера. В-третьих, ученики учатся внимательно слушать других, быть толерантным к позициям своих одноклассников. Совершенствуются личностные качества. Игра рассматривается и как форма общения, и как форма деятельности, и как проявление и условие умственного развития [Батова].
Игра пробуждает мотивацию у обучающихся, учит ценить процесс и результат как равноправные компоненты единой деятельности.
Основными принципами игровой деятельности являются активность школьников, эмоциональность дидактической игры, индивидуальная направленность игры, которая отражает сугубо личное отношение школьника к игре, коллективность, целеустремлённость, результативность, развитие игровой динамики, реализующийся через правила поддержания игровой атмосферы, взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, которая приводит к переносу основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей, переход от простейших игр к сложным игровым формам, который выражается в постепенном углублении содержания игровых заданий и правил [Ушатикова, 32-33 с.].
Изучение биологии – это не только знакомство с флорой, фауной, видовым многообразием. Это не просто изучение законов и закономерностей, определений, понятий и терминов. Этот процесс должен быть интересным, увлекательным. Урок необходимо строить так, чтобы на нём стимулировалась активность, развивались познавательные и творческие возможности обучающихся [Есенгелтьдиева]
Большую ценность на уроках биологии представляют такие, как ролевые игры, игры-состязания, имитационно-моделирующие игры, игра – направляемая дискуссия, игра – творческая дискуссия [Абдрахманова, 4-10 с.].
Исполнение роли вовлекает в игру не только интеллектуально, но и эмоционально, позволяет полностью увлечься игрой, погрузиться в неё. На этапе рефлексии следует делать выводы и с позиции знаниевого компонента, и эмоциональной направленности. Ролевые игры сохраняют ведущее значение в современных дидактических разработках благодаря своей универсальности, практичности и эффективности.
Игры-состязания необходимо использовать на уроках контроля знаний. Учащимся выдаётся определённое задание, которое они должны выполнить за заранее оговорённое время и в соответствии с конкретными правилами, сообщаются также правила начисления очков. Во время игры учитель выполняет роль ведущего и судьи.
Имитационно-моделирующие игры возможно применять на этапе закрепления знаний. Они могут быть представлены в двух вариантах: индивидуальном и групповом. Индивидуальный вариант является наиболее простым и носит иллюстративный характер (т.е. показывает возможности применения имеющихся знаний на практике). Групповой вариант характеризуется более глубоким и сложным построением учебного процесса, требует умелого распределения ролей и организации сотрудничества внутри группы.
Игра – направляемая дискуссия будет эффективным методом в том случае, если изучаемая тема характеризуется проблемным содержанием, а задача урока – показать существование противоположных идей и их принципиальные различия. Этот тип игры может быть использован как на этапе закрепления, так и усвоения нового материала.
Игру – творческая дискуссию необходимо применять в таких ситуациях, когда основная направленность обучения связана с развитием критического мышления, анализа сложных проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Усвоение фактического материала в этом типе игр выступает как основа для творческого применения знаний.
Таким образом, игры являются важным элементом обучения. Они пробуждают интерес у ученика, увлекают его, способствуют развитию креативности, нестандартного подхода, глубокого понимания материала.
Поэтому современным учителям необходимо чаще применять игры на своих уроках, дополнять, совершенствовать их.
В заключение приведём советы по использованию игровых методик на уроках. Во-первых, необходимо узнавать больше новых игр, придумывать самому, привлекать учеников к самостоятельному созданию игр, то есть пополнять игровую картотеку. Во-вторых, более часто использовать на уроках игровые методы, применять игровые технологии при изучении темы и раздела. В-третьих, прежде чем использовать игру на уроке, необходимо продумать всё до мелочей и подробностей. В-четвёртых, учитель должен владеть тайм-менеджментом, то есть ему необходимо рационально использовать время. В-пятых, нужно знать, что в процессе игры и учитель и ученик – равные партнёры. В-шестых, необходимо совершенствовать эмоционально-творческие возможности игры [Андреев, 320-321 с.].
Список литературы
Абдрахманова К.А. Игры и игровые ситуации на уроках биологии. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1554», 2015. – 17 с. Электронный ресурс: https://gym1554.mskobr.ru/files/uchebnye_igry_na_urokah_biologii.pdf
(Дата обращения:28.01.2020).
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/В.И. Андреев. – 3-е изд. Казань: центр инновационных технологий, 2012.- 608 с.
Батова Н.В. Здоровьесбережение и игры на уроках биологии как перспективные технологии обучения на основе личностно-ориентированного подхода. Издательство: Академия социального управления (Москва), 2016. – 547-551 с.
Есенгельдиева И.Д. Применение дидактических игр на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары), 2019.- 46-47 с.
Ушатикова И. И. Игропедагогика: учебное пособие/ И.И. Ушатикова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – 144 с.
Д.Ф. Хасанова, 2020