ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Арсланова Ольга Валерьевна
воспитатель
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Сенькинская средняя образовательная школа»
Аннотация. В статье говорится об актуальности игр с элементами краеведения в жизни детей дошкольного возраста. Используя такие игры,дети могут иметь: целостное представление о Родине; появляется интерес к глубокому познанию Родного края.
Ключевые слова: краеведение, игры, Родина, патриотизм, традиции, этнокультурный уголок.
У каждого человека есть Родина, большая и малая, место, где он вырос, семья, друзья и близкие, которые его любят и заботятся о нем. Это всё влияет на развитие и формирование личности. Есть такое выражение «Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты».Всё что нас окружает, влияет на наше личностное формирование. Всё прошлое и настоящие оказывает на нас какое-либо воздействие.
Краеведение – это кладь опыта наших предков, в сложившихся бытовых обычаях, в труде, в освоении земли, полей и лесов. Так же краеведение это не только историческое прошлое, но и настоящее, и наше будущее.
Как мы знаем в дошкольном возрасте ребенок впитывает как губка всю информацию и опыт окружающих его людей и среды.В этом возрасте хочется привить ребенку любовь, заботу, чувство гордости и патриотизма к своему родному краю.
В детском саду мы используем элементы краеведения в играх. Так как игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает наш мир, узнает много нового. В игровом процессе развивается внимание, мышление, память, воображение речь, обогащается словарный запас. Дети в игре проявляют инициативу, сотрудничают друг с другом и взрослыми, применяют свой опыт в решении задач.
Целью моей работы стало воспитание человека знающего, любящего и уважающего свою Родину. Так же поставлен был ряд задач:
Сформировать представление о жизни предков
Развить личностные качества дошкольников по средствам игр с элементами краеведения
Создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка
На одном из родительских собраний обсудили вопрос о элементах краеведения в образовательном процессе. Родители нас решили поддержать, и мы совместно создали картотеку краеведческих игр, поделив их на группы:
Игры-загадки: загадки про животных республики Марий Эл, предметы обихода, профессии, продукты, природные явления, национальная одежда, мебель. Цель: развивают логическое мышление, наблюдательность и учат детей видеть за образным описанием реальный предмет.
Сюжетно-ролевые игры, такие как: «Кем я хочу стать?», «Сельское хозяйство», «Ветеринар», «Стройка», «Поход в библиотеку», «Поход в театр», «Моя деревня», «Экскурсовод». Цель сюжетно-ролевых игр с элементами краеведения воспитывать у детей бережное отношение к природе, знакомство с профессиями сельского населения, развивать связную речь и пополнять словарный запас детей.
Дидактические игры: «Где это находится?», «Назови кто?», «О чем я рассказываю?» Они направлены на развитие внимания, мышления и воспитывают интерес к родному краю.
Марийские народные подвижные игры: «Йыдал пазар» (Базар лаптей), «Мундыраш чумырген» (Клубочек), «Биляша», «Мече дене модмаш» (Катание мяча), «Кӧ писынрак?» (Кто быстрее?), «Мечым логалте» (Сбей мячом), «Шылтыме шергаш» (Спрятанное колечко), «Пире ден пача-влак» (Волк и ягнята) [3]. Цель игр развить ловкость, быстроту реакции, познакомить с активным досугом марийского народа.
Эти все игры мы применяем на занятиях, прогулках и различных мероприятиях. Дети в процессе игры узнают о Родном крае. А также в этнокультурном уголке нашей группынаходятся: маски для игр, лэпбуки, куклы, различный декор в этно стиле и предметы быта наших предков. В этнокультурном уголке дети могут самостоятельно поиграть с различными играми, предметам и куклами. В дошкольной группе у нас создан мини-музей, где ребятишки и их родители могутпознакомятся с различными предметами быта, труда и с традициями наших предков. В мини-музее мы проводим викторины и загадки по предметам находящихся там. Дети могут полностью окунутся в этнокультурный мир нашей Родины.
Уже сейчас мы видим результаты нашей работы в рисунках, рассказах и творчестве детей. Они стали более активными, сообразительными, находчивыми, появился интерес к Родному краю. У дошкольников формируются чувства любви, патриотизма и желание помогать трудится на благо Родине.
Литература:
Каптерев, П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста // Народная школа. 1874. № 6–7. С. 42.
«Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г.
https://infourok.ru/konsultaciya-mariyskie-narodnie-podvizhnie-igri-3955267.html