СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игры, в которые играют люди"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия для обучающихся Школы одарённых детей. Интересно о теории, с практической отработкой различных ролевых проявлений.  Занятие рассчитано на 1,5 часа с перерывом. 

Просмотр содержимого документа
«"Игры, в которые играют люди"»

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ Автор: Педагог-психолог Бельская О.Н.

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ

Автор: Педагог-психолог Бельская О.Н.

Мини-план Личность Теории Практика Суть и детали Зачем и где? Кто/как/когда? Упражнение «Три зеркала»

Мини-план

Личность

Теории

Практика

Суть и детали

Зачем и где?

Кто/как/когда?

Упражнение «Три зеркала»

Эрик Берн (Eric Lennard Berne, Леонард Бернстайн / Бернштейн) —  американский психолог и психиатр Отец, Давид Гиллель Бернстайн — врач; мать, Сара Гордон — писательница и редактор 1943 год — военный врач-психиатр; начало работы с группами 1946 год — книга «Психика в действии» («The Mind in Action», позднее «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей») Психоаналитический институт Сан-Франциско, обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона

Эрик Берн (Eric Lennard Berne, Леонард Бернстайн / Бернштейн) — американский психолог и психиатр

  • Отец, Давид Гиллель Бернстайн — врач; мать, Сара Гордон — писательница и редактор
  • 1943 год — военный врач-психиатр; начало работы с группами
  • 1946 год — книга «Психика в действии» («The Mind in Action», позднее «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей»)
  • Психоаналитический институт Сан-Франциско, обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона

Эрик Берн

и трансактный анализ

  • 1950 год — Больница Горы Сион Сан-Франциско, частная практика. Исследование интуиции, развитие концепции Эго-образа как интуитивного представления о человеке (базируется на наблюдении и выслушивании рассказов пациентов о себе)
  • 1954 — 1958 годы — создание структурного анализа, анализа индивидуальных трансакций, анализа игр, анализа сценария жизни человека, с помощью которого можно предсказывать его будущее
  • Сентябрь 1954 года — первая группа трансактного анализа, Кармел
  • С 1958 года — Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско («Семинары Эрика Берна»)
  • Ноябрь 1957 года — научный доклад «Трансакционный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии» («Transactions Analysis: a New and Effective Method of Group Therapy»), Западная Региональная конференция Американской Ассоциации групповой психотерапии в Лос-Анджелесе
  • 1958 — 1961 годы — изучение социализации и психических заболеваний в различных островных культурах на островах Тихого океана; 30 различных стран Европы, Азии, Африки, островов Атлантического и Тихого океанов для проверки своих гипотез в различном расовом и культурном окружении
Эрик Берн и трансактный анализ 1961 год — «Трансакционный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy»)  1962 год — начал издаваться журнал «Бюллетень трансакционного анализа» («Transactionai Analysis Bulletin») , редактор Э. Берн. 1963 год — «Структура и динамика организаций и групп» («The Structure and dynamics of Organizations and Groups») 1964 год — «Игры, в которые играют люди» («Games People Play») 1964 год — образована Международная Ассоциация трансакционного анализа (International Transactional Analysis Association (ITAA). 1966 год — «Принципы группового лечения» («Principles of Group Treatment») 1972 год — «Что вы говорите после того, как сказали „здравствуйте“?» («What Do You Say After You Say Hello?») о сценарном анализе

Эрик Берн

и трансактный анализ

  • 1961 год — «Трансакционный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy»)
  • 1962 год — начал издаваться журнал «Бюллетень трансакционного анализа» («Transactionai Analysis Bulletin») , редактор Э. Берн.
  • 1963 год — «Структура и динамика организаций и групп» («The Structure and dynamics of Organizations and Groups»)
  • 1964 год — «Игры, в которые играют люди» («Games People Play»)
  • 1964 год — образована Международная Ассоциация трансакционного анализа (International Transactional Analysis Association (ITAA).
  • 1966 год — «Принципы группового лечения» («Principles of Group Treatment»)
  • 1972 год — «Что вы говорите после того, как сказали „здравствуйте“?» («What Do You Say After You Say Hello?») о сценарном анализе
Пожелайте, чтобы кому-то повезло встретить вас, и вам повезет встретить кого-то (Э.Бёрн) «Трансакционный анализ представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности» Международная Ассоциация Трансакционного Анализа

Пожелайте, чтобы кому-то повезло встретить вас, и вам повезет встретить кого-то (Э.Бёрн)

  • «Трансакционный анализ представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности»

Международная Ассоциация

Трансакционного Анализа

Области практического применения ТА ТА является системой психотерапии , которая используется при лечении всех типов психологических расстройств (начиная от повседневных жизненных проблем и кончая психозами), а также методом при лечении отдельных людей, групп, супружеских пар и семей. Вне терапевтической области ТА применяется в системе образования , помогая преподавателям и учащимся плодотворно общаться и избегать ненужных конфликтов. ТА является мощным инструментом при подготовке управленческих кадров и в коммуникационном тренинге , а также при анализе Организаций и систем. ТА может быть применен в любой области , где существует потребность в понимании людей, их взаимоотношений и общения.

Области практического применения ТА

  • ТА является системой психотерапии , которая используется при лечении всех типов психологических расстройств (начиная от повседневных жизненных проблем и кончая психозами), а также методом при лечении отдельных людей, групп, супружеских пар и семей.
  • Вне терапевтической области ТА применяется в системе образования , помогая преподавателям и учащимся плодотворно общаться и избегать ненужных конфликтов.
  • ТА является мощным инструментом при подготовке управленческих кадров и в коммуникационном тренинге , а также при анализе Организаций и систем.
  • ТА может быть применен в любой области , где существует потребность в понимании людей, их взаимоотношений и общения.
Три школы ТА Классическая школа: развитие клиентом способности понимать, как он создает себе проблемы; контракт на изменение своего поведения групповое лечение, терапевт – дать клиенту новые Родительские послания: разрешение, защиту и силу (власть) (Пэт Кроссман) Школа повторного принятия решения (Р. и М. Гулдинг): теория ТА + техника гештальт-терапии работа с чувствами Ребенка представление о тупиках личная ответственность клиента и его приверженность самому себе анализ Взрослого IIIкола Катексиса (Дж. и А. Шифф): подавление эго-состояния «сумасшедшего Родителя», терапевт в роли позитивного и последовательного Родителя работа с симбиозами работа с искажениями и игнорированиями

Три школы ТА

  • Классическая школа:
  • развитие клиентом способности понимать, как он создает себе проблемы;
  • контракт на изменение своего поведения
  • групповое лечение,
  • терапевт – дать клиенту новые Родительские послания: разрешение, защиту и силу (власть) (Пэт Кроссман)

Школа повторного принятия решения (Р. и М. Гулдинг):

  • теория ТА + техника гештальт-терапии
  • работа с чувствами Ребенка
  • представление о тупиках
  • личная ответственность клиента и его приверженность самому себе
  • анализ Взрослого

IIIкола Катексиса (Дж. и А. Шифф):

  • подавление эго-состояния «сумасшедшего Родителя», терапевт в роли позитивного и последовательного Родителя
  • работа с симбиозами
  • работа с искажениями и игнорированиями
Немного отвлечёмся У каждого из нас есть частичка личности, называемая Внутренним ребёнком. Благодаря ей мы умеем удивляться, радоваться миру, смеяться и творить. Это — образ нашего «Я», наше истинное содержание, наш потенциал и основа жизнеспособности. Внутренний ребёнок может быть здоровым и активным, а может замирать или прятаться. Наше настроение и жизненные силы напрямую зависят от его состояния.  Представьте себе своего Внутреннего ребёнка. На какую из изображённых фигур он похож? Выберите один образ и познакомьтесь с результатом.

Немного отвлечёмся

У каждого из нас есть частичка личности, называемая Внутренним ребёнком. Благодаря ей мы умеем удивляться, радоваться миру, смеяться и творить. Это — образ нашего «Я», наше истинное содержание, наш потенциал и основа жизнеспособности. Внутренний ребёнок может быть здоровым и активным, а может замирать или прятаться. Наше настроение и жизненные силы напрямую зависят от его состояния. 

Представьте себе своего Внутреннего ребёнка. На какую из изображённых фигур он похож?

Выберите один образ и познакомьтесь с результатом.

Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент Модель Эго-состояний

Эго-состояние –

это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент

Модель Эго-состояний

Изучение Эго-состояний

Изучение Эго-состояний

Исследование Эго-состояний Я должен / должна………………………………………………… Я не должен / не должна……………………………………… Я могу…………………………………………………………………….... Я не могу…………………………………………………………………… Я хочу………………………………………………………………………… Я не хочу…………………………………………………………………… Я люблю…………………………………………………………………… Я не люблю………………………………………………………………… Я боюсь……………………………………………………………………… Я не боюсь………………………………………………………………… Я разрешаю себе……………………………………………………… Я не разрешаю себе ….……………………………………………… Я запрещаю себе……………………………………………………… Я не запрещаю себе ….……………………………………………… Мне кажется, что моя жизнь похожа на……………

Исследование Эго-состояний

  • Я должен / должна…………………………………………………
  • Я не должен / не должна………………………………………
  • Я могу……………………………………………………………………....
  • Я не могу……………………………………………………………………
  • Я хочу…………………………………………………………………………
  • Я не хочу……………………………………………………………………
  • Я люблю……………………………………………………………………
  • Я не люблю…………………………………………………………………
  • Я боюсь………………………………………………………………………
  • Я не боюсь…………………………………………………………………
  • Я разрешаю себе………………………………………………………
  • Я не разрешаю себе ….………………………………………………
  • Я запрещаю себе………………………………………………………
  • Я не запрещаю себе ….………………………………………………
  • Мне кажется, что моя жизнь похожа на……………
Функциональная модель эго-состояний Структурная модель эго-состояний

Функциональная модель эго-состояний

Структурная модель эго-состояний

За пределами трех школ Система Рэкета Ричарда Эрскина Концепция минисценария Таиби Кайлера Циклы развития личности Памелы Левин Теория адаптаций Поля Вара и т.д. Жизненный сценарии Если взять 2-х стороннюю позицию – «ты» и «я» с разной модальностью «+» и «-», то жизненный сценарий может выглядеть следующим образом: 1. Я «+» - ты «+» (успех!) 2. Я «+» - ты «-» (превосходство) 3. Я «-» - ты «+» (депрессия) 4. Я «-» - ты «-» (безнадежность) Все люди сами определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены

За пределами трех школ

  • Система Рэкета Ричарда Эрскина
  • Концепция минисценария Таиби Кайлера
  • Циклы развития личности Памелы Левин
  • Теория адаптаций Поля Вара
  • и т.д.

Жизненный сценарии

  • Если взять 2-х стороннюю позицию – «ты» и «я» с разной модальностью «+» и «-», то жизненный сценарий может выглядеть следующим образом:
  • 1. Я «+» - ты «+» (успех!)
  • 2. Я «+» - ты «-» (превосходство)
  • 3. Я «-» - ты «+» (депрессия)
  • 4. Я «-» - ты «-» (безнадежность)

Все люди сами определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены

Практические принципы ТА контрактный метод открытая коммуникация = клиент/пациент имеет право знать относительно себя все то, что знает специалист Цель - АВТОНОМИЯ

Практические принципы ТА

  • контрактный метод
  • открытая коммуникация = клиент/пациент имеет право знать относительно себя все то, что знает специалист

Цель - АВТОНОМИЯ

Включают: Стороны; Совместные действия; Рамки времени; Цель или результат этого; Как они узнают о том, что цель достигнута; Выгоду клиента.  4 условия К. Стайнера:   Взаимное согласие   Адекватная компенсация   Компетентность   Законность  Контракты на изменение Э. Берн определил контракт как четко выраженную двухстороннюю приверженность строго определенному плану действий. административный (деловой) – соглашение между Т и К -плата и орг. вопросы. клинический (лечебный) – К-чёткость изменений и фиксация действий для их достижения; Т – готовность + определяет свой вклад в этот процесс

Включают:

  • Стороны;
  • Совместные действия;
  • Рамки времени;
  • Цель или результат этого;
  • Как они узнают о том, что цель достигнута;
  • Выгоду клиента.

4 условия К. Стайнера:

  • Взаимное согласие
  • Адекватная компенсация
  • Компетентность
  • Законность

Контракты на изменение

Э. Берн определил контракт как четко выраженную двухстороннюю приверженность строго определенному плану действий.

административный (деловой) – соглашение между Т и К -плата и орг. вопросы.

клинический (лечебный) – К-чёткость изменений и фиксация действий для их достижения; Т – готовность + определяет свой вклад в этот процесс

Описание состояний в ТА ТЭМП-система: Т – тело (Что ты хочешь ощутить?) Э – эмоции (Что ты хочешь почувствовать?) М – мышление (Что ты хочешь понять, в чём ты хочешь разобраться?) П – поведение (Что ты хочешь сделать?) ПРОВЕРИМ ТЕЛО?! («Краешек» и «Опора»)

Описание состояний в ТА

ТЭМП-система:

Т – тело (Что ты хочешь ощутить?)

Э – эмоции (Что ты хочешь почувствовать?)

М – мышление (Что ты хочешь понять, в чём ты хочешь разобраться?)

П – поведение (Что ты хочешь сделать?)

ПРОВЕРИМ ТЕЛО?!

(«Краешек» и «Опора»)

Пять учений транзактного анализа 1. Теория личности – как люди «устроены» психологически (модель эго-состояний, структурный и функциональный анализ) 2. Теория коммуникации (анализ взаимоотношений) 3. Теория игр – изучает особые варианты межличностного и внутриличностного взаимодействия, сопровождающиеся обманами, ловушками, расплатами, разочарованиями и вознаграждениями 4. Анализ фиксированных эмоциональных установок или базовых экзистенциальных позиций 5. Теория детского развития (анализ жизненных сценариев), включая нарушенное развитие

Пять учений транзактного анализа

1. Теория личности – как люди «устроены» психологически (модель эго-состояний, структурный и функциональный анализ)

2. Теория коммуникации (анализ взаимоотношений)

3. Теория игр – изучает особые варианты межличностного и внутриличностного взаимодействия, сопровождающиеся обманами, ловушками, расплатами, разочарованиями и вознаграждениями

4. Анализ фиксированных эмоциональных установок или базовых экзистенциальных позиций

5. Теория детского развития (анализ жизненных сценариев), включая нарушенное развитие

Трансакции Трансакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне.  Начало коммуникации называется стимулом, ответ — реакцией.  Берн считал трансакцию «основной единицей социального взаимодействия». 1. «К оторый час? » — «Час дня»   2. «Опять опаздываете! Так дело не пойдет!» — «Простите. Я постараюсь, чтобы это больше не повторилось»   3. «Ух, как я устал. Помассируй, пожалуйста, мне спину. Хорошо?» — «Конечно, помассирую»

Трансакции

  • Трансакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне.
  • Начало коммуникации называется стимулом, ответ — реакцией.
  • Берн считал трансакцию «основной единицей социального взаимодействия».

1. «К оторый час? » — «Час дня» 2. «Опять опаздываете! Так дело не пойдет!» — «Простите. Я постараюсь, чтобы это больше не повторилось» 3. «Ух, как я устал. Помассируй, пожалуйста, мне спину. Хорошо?» — «Конечно, помассирую»

Трансакции. Пересекающиеся трансакции  1. « Опять опаздываете! Так дело не пойдет!» — «Я вижу, что вы рассержены, и понимаю ваши чувства. Пожалуйста, скажите, что вы хотите от меня»   2. «Который час?» — «Который час! Который час! Не спрашивайте меня о времени! Вы опять опоздали! Долго это будет продолжаться?»   3. «Ух, как я устал! Помассируй, пожалуйста, мне спину. Хорошо?» — «Думаешь, у меня есть на это время?» 15

Трансакции. Пересекающиеся трансакции 1. « Опять опаздываете! Так дело не пойдет!» — «Я вижу, что вы рассержены, и понимаю ваши чувства. Пожалуйста, скажите, что вы хотите от меня» 2. «Который час?» — «Который час! Который час! Не спрашивайте меня о времени! Вы опять опоздали! Долго это будет продолжаться?» 3. «Ух, как я устал! Помассируй, пожалуйста, мне спину. Хорошо?» — «Думаешь, у меня есть на это время?»

15

Правила коммуникации Э. Берна Первое правило коммуникации: до тех пор, пока трансакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться бесконечно долго. Второе правило коммуникации: при пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации , для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эго-состояния. Третье правило коммуникации: поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.

Правила коммуникации Э. Берна

  • Первое правило коммуникации: до тех пор, пока трансакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться бесконечно долго.
  • Второе правило коммуникации: при пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации , для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эго-состояния.
  • Третье правило коммуникации: поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.
Трансакции. Скрытые трансакции  1. Муж (резко, интонация Падает в конце предложения; мышцы лица напряжены, брови нахмурены): «Что ты сделала с моей рубашкой?» — Жена (дрожащий голос, повышенная интонация, смотрит из-под приподнятых бровей): «Положила ее в ящик»   2. Продавец: «Конечно, сэр, этот фотоаппарат — лучшее, что у нас есть. Но, возможно, он вам не по карману». — Покупатель (с вызовом): «Я покупаю его!»

Трансакции. Скрытые трансакции 1. Муж (резко, интонация Падает в конце предложения; мышцы лица напряжены, брови нахмурены): «Что ты сделала с моей рубашкой?» — Жена (дрожащий голос, повышенная интонация, смотрит из-под приподнятых бровей): «Положила ее в ящик» 2. Продавец: «Конечно, сэр, этот фотоаппарат — лучшее, что у нас есть. Но, возможно, он вам не по карману». — Покупатель (с вызовом): «Я покупаю его!»

Теория игр Эрика Берна Игра – это процесс какого-либо действия, совершаемого со скрытым мотивом, который: находится вне осознания Взрослого; явно не проявляется до момента изменения участниками своего поведения и приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и желание обвинить партнера Вэнн Джойнс

Теория игр Эрика Берна

Игра – это процесс какого-либо действия, совершаемого со скрытым мотивом, который:

  • находится вне осознания Взрослого;
  • явно не проявляется до момента изменения участниками своего поведения и
  • приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и желание обвинить партнера

Вэнн Джойнс

Характерные особенности, присущие играм 1. Повторяемость. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же. 2. Вне осознания Взрослого (нет осознания). Лишь на заключительной стадии игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру. 3. Окончание всегда через рэкетные чувства. 4. Всегда обмен скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм. 5. Всегда момент удивления или смущения(случилось нечто неожиданное).

Характерные особенности, присущие играм

1. Повторяемость. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.

2. Вне осознания Взрослого (нет осознания). Лишь на заключительной стадии игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.

3. Окончание всегда через рэкетные чувства.

4. Всегда обмен скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.

5. Всегда момент удивления или смущения(случилось нечто неожиданное).

Формула игры Крючок + Клев = Реакция → → Переключение → → Смущение → Расплата  План игры (Джон Джеймс) Что постоянно происходит со мной? Как все это начинается? Что происходит потом? (Вопрос Лоренса Коллинза: В чем заключается мое секретное послание другому человеку?) А потом? (Вопрос Лоренса Коллинза: В чем заключается секретное послание ко мне другого человека?) Чем все кончается? Как я себя чувствую? Как, с моей точки зрения, чувствует себя другой человек?

Формула игры

Крючок + Клев = Реакция → → Переключение →

Смущение → Расплата

План игры (Джон Джеймс)

  • Что постоянно происходит со мной?
  • Как все это начинается?
  • Что происходит потом?
  • (Вопрос Лоренса Коллинза: В чем заключается мое секретное послание другому человеку?)
  • А потом?
  • (Вопрос Лоренса Коллинза: В чем заключается секретное послание ко мне другого человека?)
  • Чем все кончается?
  • Как я себя чувствую?
  • Как, с моей точки зрения, чувствует себя другой человек?

Сценарий как генеральный план жизни План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути. Э. Бёрн, «Принципы группового лечения»

Сценарий как генеральный

план жизни

План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути.

Э. Бёрн, «Принципы группового лечения»

Виды сценариев Сценарий победителя – это сценарий «того, кто достигает поставленной перед собой цели» легко и свободно. Сценарий не-победителя (банальный сценарий) – это сценарий человека, который день ото дня терпеливо несет свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая; никогда не рискует. Сценарий побежденного – это сценарий «человека, который не достигает поставленной цели».

Виды сценариев

  • Сценарий победителя – это сценарий «того, кто достигает поставленной перед собой цели» легко и свободно.
  • Сценарий не-победителя (банальный сценарий) – это сценарий человека, который день ото дня терпеливо несет свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая; никогда не рискует.
  • Сценарий побежденного – это сценарий «человека, который не достигает поставленной цели».
Литература Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Макаров В., Макарова Г. Транзактный анализ – восточная версия. Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. Харрис Т.Э. Я – о’кей, ты – о’кей. Шустов Д.И. Руководство по клиническому трансактному анализу. Штайнер К. Сценарии жизни людей.

Литература

  • Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых.
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы.
  • Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика.
  • Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.
  • Макаров В., Макарова Г. Транзактный анализ – восточная версия.
  • Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру.
  • Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ.
  • Харрис Т.Э. Я – о’кей, ты – о’кей.
  • Шустов Д.И. Руководство по клиническому трансактному анализу.
  • Штайнер К. Сценарии жизни людей.
Для любопытных) https://www.youtube.com/watch?v=ab17LOZe2GU https://www.youtube.com/watch?v=L_qFJdZoQaQ

Для любопытных)

https://www.youtube.com/watch?v=ab17LOZe2GU

https://www.youtube.com/watch?v=L_qFJdZoQaQ

Благодарю за  внимание=)

Благодарю за внимание=)