СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В своей работе Колесова Е.В. рассматривает использование ИКТ на уроках биологии как средство развития познавательного интереса, осуществления индивидуализации обучения, обеспечения гибкости управления учебным процессом.
Наименование опыта:
«ИКТ как средство развития познавательного интереса при работе с разными категориями учащихся на уроках биологии»
Учитель биологии Колесова Е.В., МБОУ «Средняя школа № 6» г. Кольчугино
В начале нового тысячелетия в соответствии с требованиями современности возникла потребность в модернизации образования. В современном мире от человека, на самых разных рабочих местах и в самых разных жизненных ролях требуется не только научные знания, общая компетентность, но и инициатива, самостоятельность, умение принимать ответственные решения. Любые знания компетентный человек должен уметь находить и применять с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Последние несколько лет сфера образования характеризуется как сфера реформирования. Меняется многое, и в первую очередь учебный план, в котором наблюдается снижение до минимума количество обязательных часов на изучение целого ряда учебных предметов, в том числе биологии. И только за счёт элективных курсов и программ индивидуального обучения есть возможность осваивать учебный материал той или иной дисциплины на должном уровне обучающимися.
В соответствии с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов, с Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 (Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы), с проектом концепции биологического образования достижение современного качества образования возможно на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства с использованием ИКТ. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому с учетом возрастных психо-физиологических особенностей развития обучающихся.
Повсеместное проникновение средств ИКТ в образование делает актуальной задачу сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.
Данный опыт посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. При этом познавательный интерес рассматривается как качество личности и как важный мотив обучения, своего рода «движение ученика навстречу учителю».
Познавательный интерес выступает как «мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной»*.
Физиологический механизм познавательного интереса связан с возникновением в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, что и позволяет объяснить быстроту и прочность усвоения знаний при наличии у ученика интереса к изучаемому материалу.
Развивая познавательный интерес, мы имеем в виду его эволюцию: от примитивной, неустойчивой формы – любопытства – к высшей – теоретическому интересу, характеризующемуся четкой направленностью на определенную предметную область, стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем.
Особо следует отметить, что использование индивидуализации обучения рассматривается автором не как самоцель, а как одно из средств достижения более высокой цели, а именно: развитие личности ребенка, способной к творчеству и самоопределению, что в современных условиях достигается с использованием ИКТ. Поэтому предлагаемый опыт является частью целостной работы автора.
2. Условия возникновения и становления опыта
Современному обществу нужны люди, способные решать проблемы, возникающие в постоянно и быстро меняющемся мире. В настоящее время к человеку предъявляются новые требования: он должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации.
Ситуация, сложившаяся во время пандемии коронавируса СOVID-19, показала важность владения учителями информационными технологиями, быстрого перехода с традиционного обучения на дистанционные технологии.
Школа должна формировать у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Одной из основных проблем современного образования является противоречие между возрастающим объемом научных знаний и ограниченными возможностями человека в их усвоении. Для того чтобы ученику адаптироваться к постоянно и быстро изменяющимся условиям жизни в информационном обществе необходимо умение ориентироваться в информационном пространстве, критически подходить к отбору информации, получать новые знания в ходе собственной познавательной деятельности, на что обращает внимание ФГОС.
Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны, массовое ухудшение здоровья населения, связанное с неподготовленностью к получению знаний о своем развитии, существенно повышает значимость биологических знаний, умений и навыков в обеспечении гармоничного сосуществования человека и природы. С другой стороны – уменьшение часов учебного плана на преподавание биологии с сохранением объема учебного материала, необходимого выпускнику школы. Существует и еще одно противоречие: в сложившейся практике обучение в основном ориентируется на средний уровень обученности и способностей к учению. Поэтому не каждый учащийся имеет возможность реализовать свои потенциальные возможности в соответствии со своей психологической природой. А природа эта разная. Каждый ребенок обладает индивидуальной особенностью, набором присущих ему одному качеств. Это обусловлено и типологией его нервной системы, и преобладающим видом памяти и др. характеристиками.
Очевидно, что сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы и заставляет учителя активно искать способы и средства, чтобы помочь учащимся сориентироваться в потоке информации, значимой для них в данный момент и последующие годы.
Большое влияние на формирование опыта оказало также знакомство с трудами отечественных и зарубежных педагогов, в частности, изучение работ Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития детей, Г.И. Щукиной по формированию познавательного интереса, М. И. Махмутова об организации проблемного обучения, А. К. Марковой о формировании мотиваций учения, Альтшуллера о методике ТРИЗ, А.А. Окунева об эффективных уроках.
Другим важным условием стал собственный интерес автора к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремлением придать своей деятельности направленный характер.
Таким образом, важнейшей современной педагогической проблемой сегодня в методике преподавания биологии является проблема обновления методов, средств и форм организации обучения, формирующих навыки работы с информацией, поднятие роли самостоятельной работы учащихся.
В соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы достижение учеником нового качества образования возможно с использования информационно – коммуникационных технологий, что обеспечивает инновационный подход в учебно-воспитательном процессе современной школы.
3. Актуальность и перспективность опыта
Предлагаемый опыт направлен на устранение выше обозначенных противоречий, т.к. решает проблему развития учащихся путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей курса биологии, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, на основе использования различных видов уроков и активного сочетания различных форм работы с применением ИКТ.
В условиях дистанционного обучения учащихся, а так же при сочетании дистанционного и классического обучения использование ИКТ как нельзя лучше помогают работать с учащимися различных категорий.
Актуальность данного опыта заключается еще и в том, что, учитывая индивидуальные особенности учащихся, мы, в конечном итоге, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса к биологии, возможность применения полученных знаний в стандартных и новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции.
Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой. Развитие потенциальных возможностей каждого учащегося в области биологических дисциплин способствует формированию у учащихся научной картины мира для устойчивого развития государства, развитию представлений о жизни как абсолютной ценности, о единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и природы. Поэтому данный опыт обеспечивает решение задач естественнонаучного образования в целом и биологического в частности. Предлагаемая система работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, на базе которой он сформировался, поскольку муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) «Средняя школа № 6» города Кольчугино работает в направлении развития нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Предлагаемый опыт создает широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.
4.Теоретическая база опыта
В основу данного опыта положена, в первую очередь концепция развития познавательного интереса Г.И. Щукиной. В частности, использованы:
- принцип ведущей роли активной самостоятельной деятельности по освоению окружающей действительности в развитии познавательного интереса, а также принцип активного взаимодействия различных видов деятельности в учебном процессе.
Так как основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у школьников - это использование на уроках идей проблемного обучения, то в данном опыте использованы также знания теоретических основ организации проблемного обучения (по М.И. Махмутову) и в частности, представления о средствах организации проблемного обучения, о способах создания проблемных ситуаций и их решения.
Кроме общих педагогических идей и концепций, данный опыт базируется на ряде принципов И.Т. Суравегиной, А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской по организации урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии и экологии. В разработке опыта использованы предлагаемые этими авторами принципы определения содержания внеурочной работы и представления о познавательной, ценностной и деятельностной линиях взаимодействия классных и внеурочных занятий.
Познавательная деятельность, процесс, направленный не на складывание в копилку памяти известных знаний, а процесс глубокий, тонкий, процесс присвоения знаний, умений, которые, постепенно усложняясь, позволяют в своем движении развивать духовные силы школьников, подниматься в познании на более высокий уровень, приближаться в овладении истиной все более полно и глубоко.
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя в настоящее время – это быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, в активной работе с природными объектами. Дальнейшее развитие получает экспериментирование, самостоятельная творческая деятельность учащихся.
Познавательный интерес представляет потому личностно значимое образование, что он развивается у человека в деятельности и обеспечивает ее продуктивность и более высокий эффект.
Познавательное развитие определяется не только богатством знаний, но и возможностью самостоятельно использовать их для решения новых задач, для открытия нового знания, то есть развитием творческого мышления, - пишет кандидат психологических наук Г.Д.Чистякова.
Проблемам индивидуализации обучения посвящены работы Ковалевой Т.М., Прозументовой Г.Н., Проскуровской И.А., Рыбалкиной Н.В., Сухановой Е.А., Тубельского А.Н., Фрумина И.Д., Щедровицкого П.Г., Эльконина Б.Д. и других исследователей.
Говоря об индивидуализации процесса обучения, Ковалева Т.М. указывает на то, что здесь позиция ученика становится активной, т.е. он выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации — это прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ/ОБРАЗОВАНИЯ =
Субъект – педагог↔
(анализ индивидуальных особенностей и запросов + подбор индивидуальной программы освоения + разработка индивидуальной траектории развития)
— Субъект - ученик ═
═ ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесс обучения через ПРОГРЕСС УЧАЩЕГОСЯ
В современных условиях классический урок невозможно представить без использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). Современному учителю всё сложнее видеть себя в образовательном процессе без применения инновационных технологий.
В наше время сложно найти школу, в которой нет компьютерного класса, мультимедийного проектора и интерактивной доски. Творческие и ищущие учителя активно осваивают технологические новинки и находят им место на своих уроках.
Мультимедийные технологии имеют значительные преимущества перед предыдущим поколением технических средств обучения (ТСО). Учитель может представлять информацию по различным каналам восприятия в любом режиме, дозировано.
Необходимо отметить преимущества применения интерактивных технологий на уроке, разработанные Г.О.Аствацатуровым:
Прежде всего, при использовании интерактивных технологий повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети – это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который нам необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Безусловно, увеличивается плотность урока. Она достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе необязательно выводить на доске мелом, например, тему урока, термин. Эта информация может появиться на слайде в нужный момент.
Более эффективно обеспечивается интерактивность обучения. У учителя появляются новые возможности по обеспечению обратной связи, по более эффективному предъявлению разноуровневых заданий.
Мультимедийный урок активизирует самостоятельную, творческую, поисковую деятельность учащихся.
Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебной информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций — локальные компьютерные сети или Интернет
В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обучения оказывается сам обучающийся — его мотивы, цели, его психологические особенности. Все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и др.
Как показывает анализ литературы, диссертационных исследований, рассматривая информационную образовательную среду, почти все авторы сосредоточиваются на инструментах, средствах деятельности и коммуникаций, источниках информации, т.е. на операциональном ("орудийном", как говорил в свое время академик А.П.Ершов) компоненте, и почти никто не анализирует содержательное наполнение предложенных ею материалов.
Ключевым компонентом в обучении является компьютер. Он становится средством и обработки информации, и коммуникации, и обновления знаний, самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования. Включение компьютеров в учебный процесс расширяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин.
Новые информационные и коммуникационные технологии, как отмечают Л.Ю. Невуева и Т.А. Сергеева, окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если будут включены в соответствующую их возможностям модель обучения. Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, целесообразно разрабатывать, во-первых, в рамках личностно ориентированного обучения, во-вторых, с опорой на достижение новых образовательных результатов — приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей. Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут принципиально (по целевому основанию) изменить образовательную деятельность.
Индивидуализация обучения достигается через включение учащихся в различные виды деятельности на уроке, которые активизируют «интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы» (Г. И. Щукина), составляющие основу познавательного интереса. При этом важное место занимают субъект – субъектные отношения участников образовательного процесса, обеспечивающие формирование социальных мотивов.
Реализация данной идеи, независимо от времени, места формы организации учебного процесса, возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов:
Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Гуманное отношение к детям включает:
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребенка;
- сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения;
- терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
- право ребенка на свободный выбор;
- право на ошибку;
- право на собственную точку зрения;
- стиль отношения учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. При изучении биологии можно использовать не только слуховое и зрительное восприятие, но и осязание, обоняние и даже вкус (если это безопасно). Это позволяет учащимся ближе знакомиться с явлениями и объектами живой природы, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти ответы на многие вопросы , тем самым открывает путь к новым знаниям.
Принцип единства фундаментальных для человека видов деятельности: познание, труда и общения. Данный принцип заключается в активном сочетании указанных видов деятельности и различных их форм в учебном процессе и внеурочной деятельности, что позволяет удовлетворить разнообразные интересы учащихся. Познавательная деятельность отвечает запросам тех, кто углубляется в предмет, практическое – интересы тех, кто стремится непосредственно видеть результаты своей работы. Общение способствует обмену опытом, обеспечивает эмоциональный подъем, формирует социальные мотивы.
Принцип проблемности обучения обеспечивает развитие у учащихся таких качеств, как умение видеть и формулировать проблему, выдвигать и обосновывать гипотезы, способность применять усвоенные прежде знания в новых ситуациях, находить новые способы решения поставленных задач. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, повышает познавательную активность, способствует проявлению творческих способностей.
Принцип опоры на субъективный опыт обучаемого предполагает учет субъективного опыта учащегося, что позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий и средств ИКТ.
Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого означает, что основным приоритетом образования является создание условий для его самостоятельной учебной деятельности, способствующих его самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению.
Принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого направлен на всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых.
Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия. «Исходя из ребенка» пытаться создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей ребенка.
Принцип преемственности, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений, знаний и навыков.
5. Новизна опыта
Новизна данного опыта состоит в попытке индивидуализировать преподавание биологии с учетом психо-физиологических особенностей учащихся с применением разных вариантов информационно - коммуникационных технологий на различных этапах урока биологии. Использование средств ИКТ позволяет сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст, а также вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения.
Теоретическая новизна опыта состоит в создании условий для реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся, развитии интереса к изучению биологии, развитии компетентностей учащегося, позволяющих адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях, самостоятельно достигать образовательных результатов.
Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций по организации учебного процесса в ИКТ - насыщенной среде, способствующей реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
6. Ведущая педагогическая идея.
«Педагог, желающий что-нибудь прочно
запечатлеть в детской памяти, должен
позаботиться о том, чтобы как можно
больше органов чувств… приняли
участие в акте запоминания».
К.Д.Ушинский.
Для того чтобы знания, получаемые учащимися, приобретали для них личную значимость, становились частью их сознания необходимо связать творческую и познавательную учебную деятельность с мотивацией их внеурочной деятельности.
Такая перестановка, будет способствовать развитию творческого и познавательного интересов.
Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению. Индивидуализация обучения при традиционном обучении чаще всего возможна при закреплении учебного материала и его применении. Значительно труднее применять индивидуализацию обучения при усвоении новых знаний . " Слабые" учащиеся встречают большие затруднения при усвоении нового материала из-за пробелов в знаниях, плохо развитого логического мышления; " сильные" же работают без затруднений. В силу того, что наша классно-урочная система ориентирована на " среднего" ученика, страдают в результате и "слабые" и " сильные".
Индивидуализация обучения не означает, что каждый школьник обучается индивидуально, независимо от других, хотя и такое обучение возможно.
Психологи единодушно стоят на той точке зрения, что все дети способны к обучению, что каждый нормальный и психически здоровый школьник способен получить среднее образование, успешно овладеть учебным материалом в пределах школьной программы, и учитель должен добиваться этого в отношении всех учащихся.
При индивидуальном подходе внимание должно быть оказано не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности.
Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход в организации их учебной работы.
В современных условиях компьютерное обучение целесообразно строить как личностно-ориентированное, то есть принимать во внимание личностные особенности учащихся, а также специально создавать условия для развития личности.
Переход к самостоятельному выбору информации в подростковом или юношеском возрасте – очень ответственный момент в развитии информационной культуры школьников.
Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
Задача учителя при этом состоит в создании такой наглядности, работа с которой будет способствовать развитию образного восприятия информации, одновременно заставляя думать, превращаясь в важную познавательную задачу.
Сущность опыта заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся через формирование информационной образовательной среды учебного курса, внедрение в урок информационно – коммуникационных технологий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Электронные образовательные ресурсы, применяемые на уроках, играют важную роль не только в вооружении учащихся полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей, формируют опыт самостоятельного обучения.
Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.
7. Технология опыта
Реализация ведущей идеи данного опыта осуществляется через уроки биологии путем сочетания различных форм работы с использованием информационно-коммуникационных технологий с разными категориями детей. Информационно-образовательная среда (ИОС) – среда образовательной организации на сегодняшний день предлагает обширный выбор ИКТ. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.
Разнообразные формы работы обеспечивают «погружение» в предмет, что интенсифицирует учебный процесс, повышает качество приобретаемых знаний и обеспечивает «облагораживание их чувствами».
Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.
Условия организации деятельности:
1. Наличие комплекта мультимедийного оборудования в кабинете биологии (автоматизированное рабочее место – АРМ).
2.ИКТ-компетентность педагога.
3. Наличие Интернета в кабинете биологии (при организации некоторых форм работы).
Ограничения заключаются в том, что не все дети одинаково владеют компьютером и не все имеют дома компьютер или выход в Интернет. Это может вызвать дискомфорт у учащихся. В этих случаях предлагаю учащимся задания на выбор: учащиеся получают домашнее задание, которое следует выполнить с применением ИКТ и традиционное домашнее задание. Учащиеся без компьютера могут сами решать – потратить время на подготовку домашнего задания в компьютерном классе школы или выполнить традиционное домашнее задание. При проведении уроков учащиеся не имеют индивидуальное компьютеризированное место, что тоже осложняет выбор учителем приемов работы с ИКТ.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
Однако, несмотря на то, что требования современного общества диктуют необходимость воспитания информационной грамотности, нельзя преувеличивать роль средств современных ИКТ в учебном процессе. Необходимо их разумное сочетание с традиционными средствами обучения.
Снижению влияния этих факторов способствуют следующие методы и приемы:
Развитие познавательного интереса на классических уроках биологии.
При проведении занятий с учащимися разных категорий используются ресурсы Домашней школы, ФЦИОР, образовательного портала «Интернет урок» (http://interneturok.ru/ru):
Индивидуальная работа может осуществляться как под непосредственной координацией педагога, так и как средство самообразования.
Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика.
В настоящее время при подготовке к уроку, организации и проведении занятий и контроля приходится затрачивать много дефицитного времени на поиск и систематизацию материала, который позволяет сделать урок современным и интересным для всех учащихся.
Применение информационных, компьютерных технологий на уроках биологии, не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Информационные технологии в обучении биологии способствуют
Интенсификации процесса обучения, увеличению доли продуктивной деятельности.
Расширению информационной и иллюстративной базы урока, повышение доступности учебной информации.
Дифференциации различной деятельности на уроке (возможность дифференцировать цели и задачи урока в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем обученности каждого учащегося; дифференцировать формы и типы учебной деятельности на уроке).
Обеспечению индивидуального подхода к каждому учащемуся в соответствии с уровнем его обученности, его пожеланий и мотивов.
Индивидуальному отбору контрольного материала, объективизации оценки знаний учащихся и повышению оперативности контроля знаний.
Развитию личности учащегося, самоподготовке учащихся к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества
Преимущества использования компьютеров
Для ученика
комплексное воздействие на каналы восприятия;
оперирование большими объемами информации – в одной обучающей программе могут быть представлены справочный, лекционный материал, проверочные, игровые и задания для самостоятельной работы;
неограниченное количество обращений к заданиям;
немедленная обратная связь;
интерактивность;
адаптивность;
интенсификация самостоятельной работы учащихся; рост объема выполненных на уроке заданий;
повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работ;
ученики овладевают компьютерной грамотностью;
использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным;
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок.
Для учителя
переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его;
побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения;
стимулирует его профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера;
применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика;
растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции;
Направления использования ЭОР в учебном процессе
Электронный образовательный ресурс – это электронный ресурс, содержащий систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанный на обучающихся разного возраста и степени обученности.
Электронные дидактические демонстрационные материалы для сопровождения занятий – это электронные материалы для сопровождения лекций (слайд-лекции, видео-лекции, схемы и др.), демонстрируемые с помощью мультимедиа проекторов и созданные с помощью инструментальных программных средств
Справочный электронный ресурс - обновляемый электронный ресурс, содержащий краткие сведения научного и прикладного характера, созданный по гипертекстовой технологии с использованием мультимедийных компонентов, объединенный единой программной средой и системой навигации, включающей средства для быстрого поиска информации.
Контрольно-измерительный ресурс (тест) - обновляемый электронный ресурс, обеспечивающий входной, промежуточный или итоговый контроль знаний для различных ступеней обучения.
Электронное учебное пособие - обновляемый электронный ресурс, частично или полностью заменяющий или дополняющий учебник, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины (определенного раздела), соответствующий учебной программе дисциплины, и официально утвержденный в качестве данного вида ресурса.
ОМС - ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адрес ФЦИОР в Интернет:http://fcior.edu.ru
Для каждого теоретического элемента курса биологии имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
модуль получения информации (И-тип);
модуль практических занятий (П-тип);
модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ надо помнить, что это УРОК, а значит составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты.
Так, при изучении нового материала можно использовать демонстрационную программу (MICROSOFT POWER POINT), которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Презентация в программе POWER POINT позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
Варианты использования MICROSOFT POWER POINT в работе с учащимися:
- проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала;
- заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях;
- наглядная демонстрация процесса (опыты, биологические модели), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью биологического оборудования или школьной доски;
- презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов;
- подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;
- создание фотоальбомов и видеороликов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях, наблюдениях в рамках деятельности по проекту;
- корректировка и тестирование знаний;
- проведение дополнительных занятий в компьютерном классе, когда отставшие или отсутствующие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;
- работа с тестирующими системами и тренажерами.
Организация урока с использование ИКТ сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации познавательной деятельности учащихся. Выстроенный ряд цифровых образовательных ресурсов, грамотно составленные к ним задания, смена деятельности – и урок пройдет в быстром темпе, учащиеся не утомятся и смогут получить больше положительных эмоций от урока.
Поиск дополнительной учебной информации с сохранением её на магнитных носителях способствует формированию у учащихся навыков работы с информацией. Например, при изучении темы «Биоразнообразие» в 11 классе мною было дано задание, найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений. При изучении в 11 классе темы «Генетическая и клеточная инженерия»: найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие точки зрения ученых. Тем более этот материал ценен потому, что затрагивает социальную сферу отношений. Учащиеся могут сделать обзор (дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 9 классе при изучении темы «Эры жизни»: дайджест по материалам об изменении органического мира в различные эры.
Создание специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников неизмеримо расширяет возможности обучения биологии. Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в самых разнообразных формах, что делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся. При обучении биологии я использую такие электронные пособия, как «Биология. 1С Репетитор», «Биология. Анатомия и физиология человека», «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», плакаты для интерактивной доски «Анатомия и физиология человека», комплект ЦОР, ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии.
2. Индивидуализация обучения в рамках дистанционного урока биологии.
Современное общество достигло высокого уровня развития во многих сферах жизни общества (экономическая, политическая, духовная и социальная). Сложился определенный уклад жизни общества, но все изменилось, когда мир столкнулся с пандемией COVID-19. Система образования столкнулась с двумя проблемами. Первая проблема - это проведение мероприятий по защите здоровья обучающихся и педагогических работников учебных заведений (от детских садов, до высших учебных заведений). Вторая – обеспечение непрерывности образовательного процесса в новых условиях. Единственным решением этих двух проблем стало электронное обучение (дистанционное обучение).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базе данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными технологиями в свою очередь, понимают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникативных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Можно сказать, что дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Если говорить о плюсах, то это возможность осуществлять процесс обучения удаленно, использовать различные ресурсы Сети Интернет (видео-опыты, видео-уроки, документальные фильмы, flash-анимации, виртуальные образовательные платформы для дистанционных уроков и контроля знаний обучающихся и т.д.), более свободный график занятий (корректировка расписания исходя из состояния здоровья и возможностей педагогических работников). Если говорить о минусах: это необходимость определенного уровня материально-технической базы, как у педагогических работников, так и у обучающихся; отсутствие живого контакта между участниками образовательного процесса, трудности в формировании практических навыков и умений по предметам (химия, биология, физика), трудности в осуществлении объективного контроля знаний обучающихся. В процессе дистанционного обучения учитель не всегда может контролировать некоторые аспекты самоподготовки обучающихся по своему предмету, здесь на первый план выходят честность и самостоятельность обучающихся. Но одним из главных минусов является снижение уровня учебной мотивации у большей части обучающихся за все время дистанционного обучения. Поэтому в выборе методик обучения с применением ДОТ и ЭО следует обратить особое внимание на методы, активизирующие коммуникативную и познавательную деятельность обучающихся, и направленные на самостоятельное и совместное групповое решение учебных задач, и на выбор траектории изучения учебного материала при общении с учителем и друг с другом.
Я, как учитель биологии, также столкнулась с трудностями дистанционного обучения. В процессе своей работы мне было необходимо выбрать методы, которые позволят не только достигнуть определенного уровня знаний у обучающихся, но и позволят сформировать необходимый уровень практических навыков и умений, которые формируются при выполнении практических и лабораторных работ.
В своей работе с обучающимися во время дистанционного обучения я использовала следующие методы:
Он-лайн уроки (главная трудность, что не все обучающиеся имеют возможность подключиться к такому занятию, поэтому для всех обучающихся на отдельной моей странице в Сети Интернет были размещены краткие конспекты с пояснениями по самым трудным темам). Одновременно с этим обучающиеся могли прислать мне свои вопросы на мою почту, для дополнительного пояснения.
Выполнение лабораторных работ с использованием виртуальной лаборатории. Так же стали широко использовать отчет по проведенной практической работе с использованием видеофайлов и фотоотчетов.
Работа с учебным фильмом (на странице группы классов в ВК размещала отрывки из научно-популярных фильмов по определенным темам и перечень вопросов, на которые обучающимся необходимо было дать ответ.
Выполнение опорных конспектов с последующим фотоотчетом (опорный конспект я задавала в нескольких формах: схематический – с использованием схем, таблиц, картинок, условных обозначений и классический – краткий конспект по параграфу учебника).
Использование flash-анимации по отдельным темам (брала из интернета и сайтов коллег).
Выполнение тестов и контрольных работ в виде он-лайн тестирования и письменно (размещала в интернете контрольные работы, обучающимся на их выполнение отводилось ограниченное количество времени и затем фотоотчет).
Широко использовала электронные образовательные платформы: Google Класс, Российская электронная школа и Учи. ру., Я класс.
Разработала свои курсы СЭДО:
Использование тех или иных методов и электронных ресурсов я корректировала в течение всего периода дистанционного обучения, в соответствии с техническими возможностями моих обучающихся.
Поэтому, пройдя период вынужденного дистанционного образовательного процесса в период пандемии, в целом можно сказать, что интеграция очных и дистанционных форм обучения с внедрением в них интерактивных методов и технологий является наиболее перспективной моделью обучения в современно мире.
3. Индивидуальная работа с учащимися.
Используя возможности ИКТ активно организуется индивидуальная работа с учащимися, которая имеет следующие направления:
3.1.Работа с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении по состоянию здоровья
Уроки с такими учащимися проводятся с использованием ЭОР сайта Домашняя школа (http://dodeti.vladimir.i-edu.ru/);
Автором разработаны курсы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, размещенные в Домашней школе Владимирской области:
- биология, 6 класс;
- биология 10 класс;
- биология 11 класс;
- подготовка к ГИА по биологии;
- подготовка к ЕГЭ по биологии.
Автор имеет достаточно большой опыт работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, работает в этом направлении с 1993 года.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия; как помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации, что особенно актуально в условиях надомного обучения. В зависимости от диагноза такие дети имеют ограничения в работе на уроке, например дети с заболеваниями опорно-двигательной системы не могут писать, учащиеся, имеющие проблемы со зрительным анализатором не могут читать текст в учебнике и т.д.
Опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках биологии целесообразно в тех случаях, когда необходимо:
-познакомить обучающихся с природными объектами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (растительный и животный мир, не характерный для данной местности, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);
- продемонстрировать опыты, связанные с трудоемкостью («Обнаружение в почве минеральных солей»);
- показать обучающимся скрытые процессы и явления (движение крови в организме, влияние курения и алкоголя на внутренние органы);
- продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы (образование плодов и семян);
- познакомить с микро- или макрообъектами (клетка, планета ит.д.);
- провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и т.д.);
- продемонстрировать животных в движении (птицы в полете, добывающие пищу хищники, вскармливание детенышей).
3.2 Работа с обучающимися, имеющими пробелы в знаниях.
Коррекционные методы преодоления неуспеваемости педагогически запущенных школьников преимущественно индивидуальны. Знание возможных причин неуспеваемости каждого подростка достигается системой диагностирующих контрольных работ и бесед с учетом и анализом наиболее характерных для него ошибок и затруднений в ходе учебной работы. В зависимости от выявленных особенностей учитель вместе с подростком намечает программу дальнейшей работы, ее объем, конкретное содержание, периодичность.
Это может быть:
- работа над пропущенным материалом;
- подготовка к восприятию нового материала;
- преодоление пробелов в навыках учебного труда (развитие умений слушать объяснение учителя, фиксировать главное, читать и конспектировать, составлять план ответа, задавать вопросы и отвечать на них, анализировать ошибки и т. д.);
- усвоение алгоритмов решения заданий определенного типа; упражнения в повышении темпа учебной работы; специальная тренировка внимания, мышления, памяти, устной и письменной речи; развитие навыков самоконтроля и др.
Обязательное методическое условие: педагогически запущенный школьник должен быть поставлен в активную позицию при проведении каждого из этих дел, он должен психологически переживать сопричастность к каждому из них.
Для слабого ученика очень важно создать психологический комфорт на уроке, дать ему почувствовать свои возможности. А для этого важно предлагать посильные задания, которые постепенно будут усложняться и со временем позволят школьнику выйти на новый уровень своих знаний. Необходимо освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха. Учитель может использовать следующие методические приемы и задания:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
3.3 Работа с учащимися, имеющими интерес к предмет, профессионально ориентированными на специальности, связанные с предметом биологии.
Мультимедийные технологии позволяют разнообразить формы организации контроля усвоения знаний, а использование интерактивной доски снижает страх перед публичным выступлением, вызывает у ребенка интерес к проверке, желание показать свои знания. Перед учителем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и место включения в урок определяет сам учитель. Учитель при этом находится в постоянном поиске, повышает свой профессиональный уровень.
Например, можно отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс. Такие задания помогают учащимся разобраться в протекании сложных процессов в живых организмах, например в 10 классе:
тема: «Митоз», анимационная схема «Этапы митоза»;
тема «Репликация ДНК»;
тема «Биосинтез белка»;
Тема «Мейоз».
Использование творческих заданий на уроках позволяют расширить кругозор учащихся, творчески подойти к выполнению домашнего задания с учетом своих интересов и склонностей. Ученики представляют свой ответ в виде презентации или другого продукта и выстраивают защиту. Например, в 11 классе при изучении темы «Микроэволюция» предлагаю учащимся в качестве дополнительного домашнего задания выяснить. Чем отличаются мимикрия Бейтса и мимикрия Мюллера, и привести примеры использования подобной маскировки в разных отраслях деятельности человека.
Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
Приёмы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля учебной деятельности на уроке, используемые учителем:
1. Возможность учащемуся выполнять роль «эксперта» на уроке (контроль за исполнением заданий, «подсказки» при возникновении затруднений при ответе на вопрос другим учащимся);
2. При выполнении определённых заданий по вариантам – проверка работы соседа по парте.
4. «Щадящая» форма фронтального опроса (на вопросы учителя один вариант отвечает другому, а затем ученики прослушивают правильный ответ учителя и оценивают ответ своего соседа).
5. Тестирование.
Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте. Лабораторно-практические работы мы с учащимися проводим в виртуальной лаборатории, благодаря диску «Учебное электронное издание. Лабораторный практикум. Биология 6-11кл.», В ходе каждой лабораторной работы ученик поэтапно выполняет задания и результаты сводятся в итоговую ведомость учета знаний. На уроках использую лабораторные работы, предлагаемые на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/)
и сайте виртуальной лаборатории (http://www.virtulab.net/):
При изучении темы «Группы крови» в 8 классе провожу виртуальную лабораторную работу по определению групп крови. «Виртуальная лабораторная работа "Определение группы крови", позволяющая реально выполнить опыт по определению группы крови».
Не всегда есть возможность провести на улице предусмотренные программой экскурсии. Тогда можно их провести виртуальную экскурсию, используя диск «Экология». С помощью компьютера можно провести виртуальные экскурсии в любую точку нашей планеты, посмотреть экспонаты музеев мира.
Большое значение имеет компьютер для развития творческих способностей учащихся. В этом направлении, я использую компьютер, как творческую мастерскую. В этой мастерской учащиеся создают собственные проекты. Эти проекты могут быть коллективными или индивидуальными. Например, учащиеся старших классов создают проекты с помощью программы Power Point. Есть индивидуальные проекты: «Птицы Владимирской области», «Растения Красной книги», «Наш школьный двор», «Особо охраняемые природные территории России», так же есть коллективные проекты, например, коллективный проект «Экологические проблемы» учащихся 9-11 классов. При разработке коллективного проекта каждый учащийся индивидуально разрабатывает свою часть, представляющую собой законченный фрагмент, который затем собирается в единый программный продукт. Сборке работы, предшествует обсуждение и защита индивидуальных работ, их оценка, выбор коллективного дизайнерского решения. Такой подход создает устойчивую положительную мотивацию к изучению материала, формирует чувство ответственности, создает условия для сотрудничества. Создание таких проектов
развивает самостоятельность учащихся,
развивает умение добывать информацию,
создавать собственный программный материал,
развивает творческие способности, чувство ответственности, чувство коллективизма,
актуализирует полученные знания,
отрабатывает практические навыки.
4. Применение ИКТ во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность по предмету биологии достаточно многогранна. В своей деятельности как руководитель НОУ, я активно использую метод проектов и исследований. В настоящее время после введения ФГОС второго поколения учащиеся должны защищать проект в 9 и 10 классе. Поэтому ИКТ служат средством получения информации и представления результата деятельности. Также ученики используют средства Интернет для участия в сетевых проектах.
Применение ИКТ во внеурочной деятельности обеспечивает:
повышение эффективности и качества внеурочной деятельности;
активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;
усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.
В настоящее время актуальны проведение различных конкурсов, турниров, олимпиад по биологии с использованием мультимедийных презентаций.
Учитывая особенности предмета биологии, учителю необходимо создать такие педагогические условия, когда каждый учащийся включается в творческую деятельность, в ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Существует множество направлений в данной работе: организация работы кружков, участия детей в предметных олимпиадах и др.
Метод проектов предполагает организацию учебного процесса, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе
- взаимного доверия и уважения учителя и ученика;
-обеспечение свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;
- принципа коллективного труда;
- использование личностно - ориентированного обучения.
Главная цель творческих проектов - научить школьников организовывать свою творческую деятельность, создавать собственный образовательный продукт, используя для этого телекоммуникационные средства. Работа учащихся над творческим проектом допускает как индивидуальную, так и коллективную работу. При этом мною никогда строго не устанавливается тема проекта, возможный выбор несколькими учащимися одной и той же темы только делает данную тему более интересной, так как в итоге, как показывает практика, то или иное событие в данном случае рассматривается по-разному, с разных точек зрения.
Любознательность, стремление узнать дополнительную информацию характерно большинству учащихся, но чем раньше учитель начнет строить свою работу, учитывая наличие данного качества учащихся, тем раньше будет достигнут положительный результат. Поэтому, начиная с 5-ого класса, я учу детей составлять свои творческие проекты. Дополнительным помощником учителя на этом этапе обучения является, как правило, наличие у учащихся дополнительных знаний по изучаемому учебному материалу.
Из результатов 1-ого этапа логически вытекает 2 этап – появляется интерес учащихся к предмету, стимулирующий творческий поиск. Существование данного интереса подтверждает то, что учащиеся сами предлагают различные виды работы на уроке и дома, которые с удовольствием выполняют.
Уже к концу учебного года у пятиклассников формируется устойчивый интерес к предмету, выражающийся во многих показателях, а главное - в высоком качестве обученности по предмету. Таким образом, реализуются задачи 3 этапа работы учителя.
Непрерывно осуществляя данную работу, постепенно усложняя задания для учащихся (например, работая в программе Windows Movie Maker), к 10-11классу творческие проекты становятся не только больше по объему, но и серьезнее по содержанию.
8. Результативность.
Данные ежегодного мониторинга на тему:
«Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ)» 2019-2020 учебный год.
Когда учащиеся используют информационно-компьютерные
технологии (ИКТ)
Варианты ответов | 5 класс 27 человек | 8 класс 43 человека | 11 класс 27 человек |
При подготовке к занятию | 13 48% | 22 51% | 19 70% |
Для самообразования | 8 30% | 16 37% | 23 85% |
Для игры | 13 48% | 11 26% | 2 7% |
Для общения | 11 41% | 13 30% | 21 78% |
Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ).
Из диаграммы видно, что наблюдается повышение использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) учащимися при подготовке к занятиям, на занятиях, для самообразования, общения в 8, 11 классах. Если в 5 классе при подготовке к занятию только 48% обучающихся используют ИКТ, то в 8 классе – 51%, в 11 классе – 70%. Это объясняется особым интересом обучающихся к ИКТ, дифференциацией обучения, использованием в учебном процессе современных образовательных технологий и интерактивных форм обучения.
Какие средства информационно-компьютерных технологий вы
используете?
Варианты ответов | 5класс 27чел. | 8 класс 42чел | 11 класс 27чел |
Текстовые редакторы | 7 27% | 31 74% | 23 87% |
Электронные таблицы | 4 13% | 15 37% | 16 60% |
Презентации | 13 50% | 32 76% | 23 85% |
Мультимедийные программы | 17 63% | 22 52% | 19 70% |
Специализированные программы | 3 12% | 6 22% | 7 47% |
Интернет | 20 74% | 42 100% | 27 100% |
Другие (игры, общение и т.д.) | 13 48% | 28 67% | 18 67% |
Используемые средства информационно-компьютерных технологий
учащимися
В своей работе обучающиеся чаще всего используют текстовые редакторы, электронные таблицы, презентации, специализированные программы, интернет.
Как часто Вы используете информационно-компьютерные
технологии (ИКТ)
Варианты ответов | 5 класс 27 чел. | 8 класс 42чел. | 11 класс 27 чел |
Ежедневно
| 14 51% | 31 74% | 25 93% |
1-2 раза в неделю | 8 30% | 11 26% | 2 7% |
1-2 раза в месяц | 3 19% | - | 0 0% |
1-2 раза в четверть | - | - | 0 0% |
Другое | 0 | 0 | 0 |
Как часто используют учащиеся информационно-компьютерные
технологии (ИКТ)?
Из диаграммы видно, что учащиеся ежедневно используют информационно-компьютерные технологии в своей работе. Это связано с тем, что у детей растёт интерес к информационно-компьютерным технологиям (ИКТ).
Считаете ли Вы, что использование информационно-компьютерных
технологий (ИКТ) существенно облегчает подготовку к занятиям и
позволяет разнообразить их?
Варианты ответов | 5 класс 27 чел. | 8 класс 42 чел. | 11 класс 27 чел. |
Да | 25 92% | 39 93% | 27 100% |
Нет | 2 8% | 3 7% | - |
Мнение учащихся, что использование информационно-компьютерных
технологий (ИКТ) существенно облегчает подготовку к занятиям и
позволяет разнообразить их
Из диаграммы видно, что использование информационно-компьютерных
технологий (ИКТ) существенно облегчает подготовку к занятиям и
позволяет их разнообразить.
Рост мотивации к изучению предмета (увеличение % учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета) за последние три года.
Диагностика мотивации, осуществляемая по опроснику «Оценки школьной мотивации» Т.А. Ратановой, показала положительную динамику роста мотивации обучающихся по биологии.
Уровень мотивации обучающихся.
В своей педагогической деятельности ежегодно использую диагностику определения уровня школьной мотивации для коррекции индивидуальной работы с детьми, выбора образовательных технологий и форм организации учебной деятельности. Диагностика мотивации, осуществляемая по опроснику «Оценки школьной мотивации» Т.А.Ратановой, за последние три года показала положительную динамику роста мотивации обучающихся по биологии.
Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней.
Учебный год | Биология | |
Школьный уровень | Муниципальный уровень | |
2017-2018 | 39 человек | 8 человек |
2018-2019 | 44 человека | 10 человек |
2019-2020 | 49 человека | 12 человек |
Эффективность участия школьников в школьной олимпиаде по биологии
показатели | 2017-2018 учебный год | 2018-2019 учебный год | 2019 – 2020 учебный год |
1. Показатель участия: Ку | 40% | 42% | 46% |
2. Показатель эффективности участия: Кэ | 28% | 29% | 30,3% |
За последние три года наблюдается рост числа обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня. Это объясняется индивидуальной работой с обучающимися, проявляющими особый интерес к биологии, дифференциацией обучения, использованием в учебном процессе современных образовательных технологий и интерактивных форм обучения, повышением интереса к предмету.
Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Кроме предметных олимпиад, ученики принимают участие в различных конкурсах
2007 – 2008 учебный год.
1. Районный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее»:
- Колесов Роман, 6 класс - Диплом II степени
- Мустафина Марина, 6 класс - Грамота за участие
Участие в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды – Минейчев Павел
Участие в общероссийском марафоне «Зеленая планета», Грамота школе за активное участие
ДООБ (Дистанционная обучающая олимпиада по биологии)– 2007.
2008 – 2009 учебный год.
Дистанционная эколого-биологическая викторина Ярославского центра телекоммуникаций – октябрь 2008 г. - 2 команды - участие
Дистанционная эколого-биологическая викторина Ярославского центра телекоммуникаций – апрель 2009 г. - 2 команды - участие
Экологический марафон-2009, проводимый Институтом программных систем РАН Международным детским компьютерным центром им. А. К. Айлазяна, ассоциированной школы ЮНЕСКО – результаты будут после 12 июня 2009 г.
2009 – 2010 учебный год.
1. Областной конкурс юных исследователей окружающей среды – участие
2. Экологический марафон-2009, проводимый Институтом программных систем РАН Международным детским компьютерным центром им. А.К. Айлазяна, ассоциированной школы ЮНЕСКО
2011-2012 учебный год.
1. VIII районный конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее»:
- Скворцова Анастасия - Диплом 2 степени
2. Районный конкурс «Юннат» - Архипова Мария - 1 место
3. Фестиваль НОУ – 1 место
4. Областной конкурс юных лесоводов:
- Колесов Роман – призер
- Черцов Михаил – призер
2012-2013 учебный год.
1. Районный конкурс «Юннат»- Балакина Анастасия - 1 место
2. Районный конкурс исследователей окружающей среды- Скворцова Анастасия – 1 место
3. Областной конкурс исследователей окружающей среды – Скворцова Анастасия - 1 место
4. Дистанционная эколого-биологическая викторина Ярославского центра телекоммуникаций – октябрь - 1 команда - участие
5. «Юные Тимирязевцы» - участие
6. Всероссийская интернет-олимпиада по биологии «Хочу знать больше»:
- Колесов Роман – Диплом I степени
- Луконина Виктория – Диплом I степени
- Пантелеева Анастасия – Диплом II степени
- Фадеева Екатерина – Диплом II степени
- Куликов Евгений – Диплом IIIстепени
- Шлякова Анастасия – Диплом IIIстепени.
7. Всероссийский кроссворд "Человек и его здоровье" 6-8 классы: - Балакина Анастасия – 1 место - Груздова Диана – 1 место - Пугина Анна – 1 место - Пичуева Анастасия – 2 место - Пичуева Екатерина – 2 место2013 – 2014 учебный год:
- Калабзина Александра – победитель муниципального конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию принятия Конституции РФ;
- Скворцова Анастасия – победитель областного конкурса «Юные исследователи окружающей среды» и участница всероссийского конкурса
- Всероссийский конкурс «Хочу быть врачом»:
- Пичуева Эльвира – Диплом 1 степени
- Тутыхина Софья - Диплом 1 степени
- Хатунская Ирина - Диплом 2 степени
- Иода Елизавета - Диплом 3 степени
- Овчинникова Анастасия - Диплом 3 степени
- Смирнова Ирина - Диплом 3 степени
2014- 2015 учебный год:
- Муниципальный этап областной выставки «зеркало природы» - 1 место
2015- 2016 учебный год:
- Кузнецов Артем – 3 место – Открытая олимпиада по биологии Физтех- лицея
- Калабзина Александра – победитель муниципального этапа конкурса «Зеленая планета»
- Корягина Алина – призер областного конкурса «Юннат»
2016 – 2017 учебный год год:
- Барычко Олег (ребенок с ОВЗ) – участие в областном конкурсе «Мы – огромная семья! Нам без дружбы жить нельзя!»
- Степанова Татьяна - лауреат регионального конкурса проектных исследовательских работ «Будущее науки»
- Районный конкурс «Знатоки биологии» - 1 место
- конкурс «Человек и природа»:
- Каяшова Софья – призер регионального этапа
- Суворова Анна - призер регионального этапа
Одним из показателей результативности работы по данному направлению могут служить результаты итоговой аттестации учащихся. Как положительный результат работы можно отметить рост числа учащихся 11 классов, выбирающих биологию в качестве экзамена по выбору.
Увеличение числа выпускников 11 классов, сдавших итоговую аттестацию по предмету выше 55 баллов за 17/18, 18/19, 19/20 годы.
Учебный год | Количество выпускников, сдававших ЕГЭ по биологии | Количество выпускников, сдавших выше 55 баллов |
2017-2018 | 9 | 7 |
2018-2019 | 7 | 5 |
2019-2020 | 4 | 3 |
Результаты ЕГЭ по биологии учащихся 11-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», учитель Колесова Е.В.
Учебный год | Количество учащихся, сдававших ЕГЭ по биологии | Процент учащихся, сдавших экзамен выше средне областного показателя |
2017-2018 | 9 | 6 человек (67 %) |
2018-2019 | 7 | 5 человек (71,4%) |
2019-2020 | 4 | 3 человека (75%) |
Так же показателем результативности является достаточно высокое качество обучения учащихся по данному предмету:
Средний балл и качество знаний учащихся по биологии.
Учебный год | Средний балл по предмету | Качество знаний учащихся |
2017 – 2018 | 3,9 | 71,3% |
2018 – 2019 | 4,1 | 77,2% |
2019 – 2020 | 4,3 | 80,4% |
8. Адресная направленность.
В описываемом опыте системно отображена теория и практика работы учителя биологии по индивидуализации обучения учащихся с использованием ИКТ. Эффективность опыта, подтверждённая с помощью различных диагностик, способствует его широкому распространению.
Предложенный опыт работы способен помочь учителям-биологам максимально использовать творческий потенциал детей, их знания и интересы с целью повышения познавательной активности как решающего фактора результативности обучения.
Использованная литература:
1.Педагогическая энциклопедия. http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/articles/45/individualizaciya-obucheniya.htm