СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №9 ГОРОДА ТОРЕЗА»




Номинация «Открытое мероприятие для детей»

Разработка урока для учащихся 6 класса по теме

« Имя числительное как часть речи»




Торез 2022



Выполнила

Удод Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка.


Технологическая карта урока разработана для учащихся 6 класса по основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований программы: Русский язык : 5-9 кл. : примерная программа для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / Сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 4-е изд., доп. и дораб. – Донецк: Истоки, 2018. – 165 с.

Может использоваться специалистами образовательных учреждений.

Тема: Имя числительное как часть речи

Предмет: русский язык

Класс: 6

Технология: урок с применением проблемного обучения

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма занятия: учебный диалог

Цели:

Образовательные:

- Создание условий для самостоятельного формулирования определения имени числительного, освоения его грамматических признаков и синтаксической роли в предложении;

- «Открытие» приёма различия имен числительных от других частей речи;

Развивающие:

-Развитие познавательного интереса к предмету;

- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в учебном процессе;

- Развитие логического мышления и монологической речи учащихся;

Воспитательные:

- Воспитание культуры общения в группе.

Задачи:

  1. Вырабатывать умение находить числительные в текстах и отличать количественные числительные от порядковых;

  2. Развивать навыки различать числительные и однокоренные слова других частей речи;

  3. Развивать навыки внимательности и наблюдательности при работе с языковым материалом.

  4. Развивать навыки работы с разными типами заданий (работа с учебником, работа с карточками, сопоставление лексических понятий, составление рассказа по данной схеме).

  5. Расширять словарный запас учащихся, активизировать мыслительную деятельность при работе с пословицами.

Межпредметные связи: русский язык, история, математика

Оборудование: проектор, презентационный материал, печатные задания для работы в группе.

Формы работы: групповая, коллективная

Методические приёмы: подводящий диалог, работа с кластерами, предположение по ключевым словам.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Дозировка времени

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационно-мотивационный этап

1 мин.

Беседа с учащимися

Создание доброжелательного психологического настроя на уроке.




Обеспечить мотивацию и принятие цели учебно-познавательной деятельности, разбиться на группы.


  • Какое сегодня число?

- Ребята, вы готовы к уроку?

Пожелаем друг другу здоровья и мира. Поздороваемся! Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний )            

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

 - А теперь я хочу подарить вам свою ладошку и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.

- Приветствие (слайд №2)

  • - Сколько вам лет?

  • - Какой по счёту сейчас урок?

  • - Сколько цветов у радуги?

  • - В каком классе вы учитесь?

  • - Сколько дней в этом месяце?

  • - На каком этаже находится наш класс?

  • - Сколько сегодня у вас уроков?

  • - Какое сегодня число?

- Приветствие

- Отвечают на вопросы

Дети настраиваются на работу, самоопределяются к деятельности.

(Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).


Коммуникативные: построение речевых высказываний

Регулятивные: Активная позиция в учебной деятельности

Личностные: положительное отношение к учёбе ,

доброжелательный настрой на урок, интерес к языковой и неязыковой деятельности.

2

Актуализация знаний

3 мин









3 мин






















5 мин



































Уточнение, систематизация знаний об имени числительном


  • - Что общего между вашими ответами и датой сегодняшнего урока

  • - Все эти слова объединяются в одну часть речи. В какую?

Записывают дату

- Имеют числовое значение

- Имя числительное





Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний;

Личностные: самоопределение. Чувство необходимости учения

3

Постановка проблемы

Осознание границы «знаю», «не знаю»





















Синтаксическая пятиминутка:

  • -Эта часть речи вам знакома?

  • - Что вы знаете о числительном?

  • - Как вы думаете, на какие вопросы отвечает имя числительное?

  • - Попробуйте разделить данные числительные на две группы?

  • - Почему вы выполнили задание по-разному?

- По-вашему, каким членом предложения является имя числительное?

- Давайте определим тему сегодняшнего урока?

Слово учителя: Итак, ребята, в предложении, которое вы разбирали, вам встретилась новая для вас часть речи – имя числительное (первый).

Вы учитесь уже в шестом классе, и все эти годы практически на всех уроках: математике, географии, истории и даже физкультуре вы постоянно сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. Даже на уроках русского языка, когда вы записываете число, номер упражнения, когда я прошу вас найти в учебнике какой-то параграф или какое-то упражнение, вы, сами того не подозревая, регулярно обращаетесь к числительным. И в своей повседневной жизни вы тоже не можете обойтись без этой замечательной, незаменимой части речи. Давайте на минуту представим, что было бы с нами, если бы вдруг исчезли числительные. (Ответы учеников).

Итак, в стране Морфологии, изображённой на карте (слайд №5) есть ещё одна, пока ещё не изученная вами часть речи – имя числительное. А откуда взялась эта часть речи, когда она появилась в русском языке? Об этом вам расскажут ребята, которые нашли интересные факты из истории числительных.

- да

- Самостоятельная часть речи, обозначает число


Делят на группы числительные: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, сорок восемь, пятисотый, двенадцатый, семьдесят, первый

- Имя числительное как часть речи


Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний и осознание необходимости нового знания.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4

Целеполагание

1 мин















Определение и формулирование цели урока

  • - Значит, что мы узнаем на этом уроке?

-Чтоб достичь цели нашего урока, мы пройдём через лестницу знаний. Как, по-вашему, это будет происходить?

Слайд №3

Метод «Продолжи»:

Познакомимся…

Научимся …

Узнаем …

(Предполагаемые ответы обучающихся)

Слайд №4


- узнаем определение имени числительного, грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении.

Варианты ответов

Познавательные: умение определять и формулировать цель учебной задачи

Личностные: осознание границ знания и незнания

Регулятивные: познавательная потребность, направленная на получение нового знания

Коммуникативные: построение речевых высказываний












5

Изучение нового материала.









Решение учебной задачи



















3 мин










2 мин
















5 мин























5 мин.



















































































































2 мин

5 мин

Чтение эпиграфа:











Работа в группах







«Открытие» приема распознавания количественных и порядковых числительных





Работа в группах

«Открытие» приема различения имен числительных от других частей речи


















Знакомство с историей происхождения числительных
















































































































Физкультминутка

Работа в группах

  • Я каждый день и каждый час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду. П.Чесноков.(слайд №6)

- Вспомните, на какие вопросы вы отвечали в начале урока?

  • - Значит, имя числительное отвечает на вопросы…

  • - Что обозначает имя числительное?

  • - Попробуйте в группах сформулировать определение

  • - Откройте учебник на страницу 145.

  • - Правильно ли вы сформулировали определение?

  • -Теперь внимательно смотрим на слайд. Что ещё вы можете сказать об именах числительных, смотря на эти рисунки?

  • - Какой сделаем вывод?

  • -Давайте-ка определим разряды имён числительных, которые вы использовали в ответе в начале урока.

-Вспоминаем определение. Там, кроме того, что имена числительные делятся на количественные и порядковые, что мы ещё узнали?

  • - Давайте мы это проверим в деле

  • - Ребята, вы раньше склоняли имена числительные по падежам? А не кажется ли вам странным то, как просто вы изменили числа по падежам? Как вы думаете, почему? (знакомит с историей числительных)

  • Сообщение 4 подготовленных учеников «Из истории возникновения числительных» (слайды №7,8,9, 10)

1 ученик: Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное.

2 ученик: Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Выделение числительного как части речи начинается с 14 века, в 17 веке такая часть речи уже, бесспорно, есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с 18 века числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча. Все остальные слова образовались из комбинации приведённых выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легион, ворон, колода.

3 ученик: Числительные – очень интересная категория слов. Что же это такое? Этот интересный вопрос заставляет нас обратиться к истории языка. Например, все мы знаем, что, начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание - ДЦАТЬ - , которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались на основе уже имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать.

4 ученик: А вот история слова миллион ещё интереснее. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову ТЫСЯЧИЩА.

  • - Перед нами возникает ещё одна задача. Как же можно отличить имя числительное от других частей речи.

(слайды №11,12, )

    • Слайд 13

    • Морфологический бой. (Учитель называет слова, а ученики определяют, какая это часть речи)

Двойник, три, пятиэтажный, двадцать два, трёхместный, двойка за ответ, столетний, пятидесятый, утроить, пятак, семнадцатый.

Определение синтаксической роли числительных: слайд №14

  • - И последнее, что мы должны узнать об именах числительных за этот урок – это его синтаксическая роль в предложении.

  • - Какой вывод сделаем?

  • - Сколько вам лет?

  • - Какой по счёту сейчас урок?

- Сколько? Какой?

-Число, количество


Пишут определение в группах, сопоставляют с научным определением.

- В первом рисунке видим цифры один, два, три, а во втором рисунке – первый, второй.

Вывод: имена числительные делятся на количественные и порядковые?

Определяют разряды числительных. Работа с карточкой.

- имена числительные изменяются по падежам

Изменяют по падежам слова шесть, шестой

-они похожи на имена сущ. и им. прил. Делают синтаксический разбор предложений Вывод: имена числительные могут быть разными членами предложения.









































































































































Найти лишнее

Два, второй, удвоить.

Три, тройка, тринадцатый.

Семидневный, семь, семидесятый.

- По вопросу

- имена числительные можно написать цифрами и прописью, а другие части речи только прописью.


Делают синтаксический разбор предложений Вывод: имена числительные могут быть разными членами предложения.

Познавательные: установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Умение определять оптимальные способы решения учебной задачи. Умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Личностные: социальное сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими.

Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью.










Познавательные: умение анализировать, обощать, сравнивать.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Личностные: навыки сотрудничества, эмоционально-нравственная отзывчивости

Регулятивные: уметь соотносить правильность выполнения действия со словестной инструкцией и правильно оценить действия.



























































































Познавательные: ориентироваться в информации.

Регулятивные: уметь анализировать и оценивать результат своей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику.

6

Закрепление

2 мин

Работа в группах. Истолкование значения пословицы.

Выполнение творческих заданий.

Обобщение полученных знаний при помощи кластера.

  • - Пришло время закрепить новые знания. Для этого выполним упражнения. Вам даны упражнения разной сложности: под звёздочкой – это задание повышенного уровня, при его выполнении вы ещё углубите свои знания о числительных.

  • Под квадратом – это совсем простенькое задание, где вы ещё раз можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. Выберите из них задание, которое посильно вам и проверьте себя.

  • - Проверим ваши работы. Кто выполнил задание под квадратиком, поднимите руки.

  • -кто выполнил задание под звёздочкой, поднимите руки. (самооценка)

1) Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?

(слайд №15) – 1 группа (+)

2) Слайд № 16 Выпишите в 3 столбика числительные, которые обозначают:13:

число, количество предметов, порядок предметов.

3) Слайд №17: Числительные в названиях книг. А можете ли вы добавить свои примеры? Можно привести в качестве примеров и названия фильмов. Конкурс «Кто больше?»

(Возможные варианты ответов:

«Пятый элемент», «Седьмое путешествие Синдбада», «Два капитана», «Четыре танкиста и собака», «Белоснежка и семь гномов», «Три богатыря», «Пираты двадцатого века», «Двенадцать стульев», «Две судьбы» и т.д.)

5) Слайды №18 19 20: Пять или пятёрка. Какая разница? Задание: определите части речи.

6) Решите ребус: слайд № 21

7) Употребление числительных в пословицах, поговорках, загадках, фразеологизмах:

Слайд №22 «Найдите продолжение пословицы». Творческое задание «В гостях у загадок»: выписать словосочетания с числительными, определить разряд числительных.

-Ребята, как можно истолковать значение пословицы «Один ум хорошо, а два ума лучше»? Какое отношение имеет эта пословица к нашему сегодняшнему уроку?

- Подытожим полученные знания. Вам даны кластеры, где допущены ошибки. Вы должны их исправить и рассказать о числительном.

Работа с карточками, слайдами










































































Работа с кластером в группах

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: учебное сотрудничество, построение речевых высказываний

















Познавательные: уметь самостоятельно работать, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику.


7













Рефлексия













3мин














- Пусть каждый оценит свою работу на уроке.












Мне больше всего удалось…….

Я могу себя похвалить за…..

Меня удивило……..

Для меня было открытием……

На мой взгляд, не удалось……., потому что…

На будущее я учту………

Регулятивные: уметь выделять предмет оценивания – учебные действия, способы сотрудничества.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

8

Домашнее задание

2 мин

Оценивание учебного действия, понимания нового материала, способа учебного сотрудничества.

Слайд № 23









Список использованной литературы


  1. Имя числительное как часть речи. В 2 ч. / Сост. М.А. Михайлов. Ч. 2. Горький: Горьковский гос. ун-т, 1987. 36 с.

  2. Качевская Г.А. Собирательные числительные // Русская речь. 1968. № 1. С. 61-66.

  3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. — М. Русский язык. 1987. — 749 с.

  4. Пешковский, А.М. Школьная и научная грамматика / А.М. Пешковский // История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия / Составитель Ф.М. Березин. — М., 1981. — С. 276-286.

  5. Руденко, А.А. Современный русский язык: УМК: в 2 ч. – Ч. 1. Словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение / А.А. Руденко. – Минск: БГУ, 2002.

  6. Современный русский язык /под общ. ред. В.А. Белошапковой. — М. 1981.

  7. Современный русский язык. Морфология / под общ. ред. И.А. Киселева. — Минск: Вышэйшая школа, 1992. — 335 с.

  8. Янович, Е.Ч. Историческая грамматика русского языка / Е.Ч. Янович. — Минск, 1986.