СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное"

Просмотр содержимого документа
«"Имя прилагательное"»


Открытый урок русского языка

в 5 классе на тему:



«Имя прилагательное»



Подготовила и провела:



Ахмедова Регина Рамазановна





Автор: Ахмедова Регина Рамазановна

Должность: Учитель русского языка и литературы.

Место работы,: МКОУ «Испикская СОШ»

Регион: Республика Дагестан, С. Стальский район


Структура урока усвоения новых знаний:



Целевая аудитория: 

 Классный руководитель

 Учитель (преподаватель)

Класс:   5 класс

Предмет:   Русский язык

Цели урока: 

Обучающая:

1. Обобщить и закрепить знания по теме «Имя прилагательное».

2. Проверить уровень знаний по теме и умение применять полученные знания на практике.

Развивающая:

1.Способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: развивать мышление, умение анализировать, сравнивать и строить аналогии; объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

2. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающая:

  1. Воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.


Тип урока: 

 Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская


Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор, смайлики, индивидуальные карточки, учебные принадлежности












  1. Организационный этап. (музыкальное сопровождение)

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык,

Он дорог мне, он мой……

Но как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне как небо,

Каждый миг.

На нем живые , трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них…

Текут две речки в сердце , не мелея,

Становятся единою рекой….

Забыв родной язык---

Я онемею,

Утратив русский----

Стану я глухой.



Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с гостями.

Проверка настроения. Сейчас мы посмотрим какое у вас настроение. Обратите внимание, перед вами на столах лежат улыбающееся солнышко и хмурая тучка. Выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение.

-Вижу все вы выбрали солнышко, я рада, что у вас у всех хорошее настроение, давайте, приступим к уроку.





  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности уч. (Создаю проблемную ситуацию)

Определяем тему урока

Учитель: А сейчас, ребята , мы с вами постараемся определить тему нашего сегодняшнего урока.

Для этого нам нужно восстановить текст вставляя пропущенные слова.

- /СЛАЙД № 2/



 Учитель : Давайте восстановим текст, вставим данные слова на место.

                                                    (дети работают в тетради.)

Барсучонок

Из травы показалась мордочка с ________носиком, _______________ глазками и ______________ ушками. Это был барсучонок.

Мордочка у зверька была очень ___________. От носа к ушам тянулись __________   полосы. Как будто зверек надел __________ маску.

Барсучонок выбрался из травы.

Какой же он был __________!



Учитель: Ребята, вы справились с заданием, /СЛАЙД № 3/

Учитель: Теперь скажите, какую роль выполняют данные слова в предложении? (Они описывают существительные)

Учитель: На какие вопросы отвечают эти слова? (какой?)

Учитель: Что они обозначают? (Признак предмета)

Учитель: К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательному)

Учитель: Об этой части речи мы сегодня и поговорим. …



Объявляю тему урока /СЛАЙД № 4/

Учитель: Правильно, ребята, тема нашего сегодняшнего урока

«Имя прилагательное»

Открываем тетради и записываем тему урока.









Определяем цели урока



2. Учитель: Теперь, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

- Как вы думаете, чему мы сегодня с вами должны будем научиться?

Ученик: Что обозначают прилагательные?

-Какие признаки обозначают прилагательные?

-На какие вопросы отвечают прилагательные?



Объявляю цели урока /СЛАЙД № 5/

Учитель: Сегодня, ребята, нам с вами предстоит узнать:



-Что обозначает прилагательное и на какие вопросы отвечает?

-Какие признаки могут обозначать имена прилагательные?

- Синтаксическую роль прилагательного в предложении.

























  1. Актуализация опорных знаний об имени прилагательном.



Усвоение новых знаний /СЛАЙД № 6/

Учитель: На уроках русского языка мы часто отгадываем загадки про разные слова. И это занятие мы тоже начнем с загадок.

-Угадайте, о каких предметах идет речь.



1) Яркое, теплое, золотое, лучистое – солнце.

2) Оранжевый, сочный, круглый, сладкий – апельсин.

3) Голубая извилистая, глубокая, быстрая – река.

4) Школьные, летние, веселые – каникулы



Учитель: Конечно, вы легко угадали загаданные предметы, ведь были указаны на их признаки.

При помощи слов-признаков мы можем описать:

Цвет, форму, размер, вкус, вес, звук… итд



Учитель: Итак, имя прилагательное- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Под признаком понимаются отличительные свойства и качества предмета. Эти свойства и качества различны. Обратите внимание на доску.


Создаю проблемную ситуацию. /Слайд № 7/

(записаны имена прилагательные)


Каждый ребенок от группы выходит и записывает имена прилагательные в столбик


(Смелый, деревянный, мамин, красный, каменный, собачий, большой, лисий, круглый. )


Смелый Деревянный Мамин

Красный Каменный Собачий

Большой Лисий

Круглый



-Учитель: Что обозначают слова в первом столбике?

(цвет, размер, форму, качества человека)


-Учитель : Что обозначают прилагательные во втором столбике?

( материал)

-Учитель: В третьем?

(принадлежность предмета кому-либо)


Учитель: Как вы думаете, почему мы распределили прилагательные на 3 группы?

(они делятся по значению на 3 группы)



Объяснение новой темы /СЛАЙД №8 /


Учитель : Правильно , ребята, имена прилагательные могут обозначать:


1) Качественные признаки, которые характеризуют предмет по размеру, внешнему виду, форме, вкусу, запаху, весу и тд. Красивая шляпа (Какая?)


2) Признаки, которые указывают на отношение предмета к чему-нибудь, например, к материалу, из которого он сделан: Соломенная шляпа (Какая?)


3) Признаки предмета по его принадлежности кому-либо: Мамина шляпа (Чья?)



Первичная проверка понимания


Учитель: Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили.

Для этого проведем игру.


Игра-аукцион «Подарок» (работа в группах ) /СЛАЙД №9/


Учитель : У меня на столе лежат предметы, я показываю по одному предмету. По одному ученику из каждой группы встает и описывает данный предмет в зависимости от их признака. Кто дает правильный ответ, тот получает подарок.


Качественные Относительные Притяжательные

Яблоко Пенал Сувенир

Игрушка Чехол для тел. Тетрадь

Плитка Шарик Игрушка





Учитель : Молодцы, ребята. Вы все справились!


Учитель: А теперь, давайте, ребята, мы с вами постараемся узнать с какой частью речи в предложении связаны имена прилагательные.


Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)

/СЛАЙД №10/


Учитель: Находим прилагательные. Как вы думаете, от какого слова ставится вопрос к прилагательному?

Ученик: От слова «Парус» - Сущ.

Учитель: Правильно, ребята , вопрос ставится от существительного к прилагательному.

Учитель: Так, с какой частью речи согласуется прилагательное?

Дети : С существительным.

Учитель: Правильно, ребята, в предложении имена прилагательные связаны с именами существительными. Существительное является главным словом для прилагательного. Род, число и падеж прилагательного зависит от рода, числа и падежа существительного.

Учитель: Делаем синтаксический разбор (прост. пред.), даем характеристику.

Учитель: В предложении имена прилагательные чаще всего являются определением, иногда сказуемым.


Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

/Слайд № 11 /

Учитель: Давайте еще раз мы с вами повторим….

-Имя прилагательное обозначает признак предмета.

-Изменяется по родам , числам и падежам.

-Согласуется с существительным.

-Отвечает на вопросы (какой?, чей?)

-В предложении является определением.


Учитель : Молодцы , ребята….







.


IV. Выявление места и причины затруднения.

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.


Роль прилагательного в речи /СЛАЙД № 12/



Учитель: Давайте понаблюдаем, какую роль в нашей речи играют имена прилагательные

Послушайте отрывок из стихотворения поэтессы Антонины Каютиной , и обратите внимание, какие прилагательные использовал автор



По обычаям мудрым, по обычаям древним

Наши предки свои возводили селенья

Среди русских равнин, на высоких холмах

На песчаных привольных родных берегах.



Учитель: А теперь представьте себе, что получится, если бы вдруг все прилагательные исчезли.

- А получится, примерно, вот что:

/Слайд № 13/


Обычно наши предки возводили свои селенья среди равнин, на холмах, на берегах рек.




Учитель: Что произошло?

Ученик: Вся красота и поэтичность исчезла.

Учитель: Правильно, ребята, вся красота и поэтичность исчезла – фразы напоминают предложения из энциклопедической статьи.



Учитель: Послушайте, как умело используют прилагательные поэт Иван Бунин, для изображения осеннего леса. /СЛАЙД № 14/

(Ученик читает стихотворение )





Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой
.


Учитель: Так , какую роль играют прилагательные в нашей речи?

Ученик : ________________________________________________


Ученик 1: Прилагательные обогащают нашу речь, делая ее более красочной.

Ученик 2: При помощи прилагательных мы описываем предметы.

Ученик 3: Прилагательные делают нашу речь выразительной, точной.





Творческая работа /СЛАЙД № 15/



Учитель: Теперь, ребята, давайте вы сами попытайтесь описать нам эту картину.







Д.: Наступила сказочная пора. Как красиво осенью в лесу! В разноцветные одеяния нарядились деревья и кусты. В солнечный день осенние листья буквально светятся в лучах. Солнце греет уже не так как летом, воздух уже холоден. Прогулка по лесу успокаивает и приносит удовольствие …………



Учитель: Что у нас получился?

Ученик : Текст

Учитель : При описании предметов что мы используем?

Ученик: Прилагательные

Учитель: При описании с помощью прилагательных, какой текст у нас получился?

Ученик : Текст-описание.

Учитель : Молодцы , ребята.


Физминутка /СЛАЙД № 16/



Учитель: Перед следующим этапом проведем физминутку, но она у нас будет рабочая.

Я зачитываю утверждения, если вы согласны, вы подтягиваетесь, если нет- сжимаетесь в комочек. Заодно мы и проверим насколько хорошо вы запомнили , что такое прилагательное.




  1. Прилагательное – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы какой?, чей?

  2. В предложении прилагательные чаще всего являются дополнением.

  3. Прилагательные обозначают признак предмета

  4. Имя прилагательное согласуется с глаголом. (НЕТ) А с какой частью речи согласуются?

  5. Прилагательные делают нашу речь красивой и выразительной, без них невозможно обойтись



Уч: Учитель: Посмотрите, как мы замечательно с вами справились со всеми утверждениями .Молодцы, ребята. Садитесь на ваши места.











V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.




а) Дифференцированные задания по уровням. /СЛАЙД № 17- 18/



Уровень I.

Образуйте от существительных имена прилагательные.

Отечество- …, берёза - …, солнце -…, ягода -..., ум - …, добро -…

Уровень II.

Запишите словосочетания в три столбика в зависимости от признаков прилагательного.

Большая страна, хрустальная ваза, мамино вязание, красивый закат, дедушкин огород, кожаная сумка, лисий хвост, золотое кольцо ,добрый человек.

Уровень III.

По смыслу предложения вставить прилагательные , согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.



Прилагательные: Жаркий, знойный, зеленый, высокий, могучий, солнечный.



  1. Наступило ( … ) лето.

  2. Только в (… ) лесу сквозь ( …. ) деревья пробивались (… ) лучи.

1.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие , могучие деревья пробивались солнечные лучи.







Б). Самостоятельная работа с взаимопроверкой. / СЛАЙД №19/



Работа по карточкам

.

Учитель : Вы все найдете у себя на партах карточки с заданиями в форме тестов. На каждый вопрос даны три варианта ответов. Внимательно прочитайте и выберите тот вариант, который вы считаете правильным. А в конце мы проверим.

  1. Имя прилагательное –часть речи, которая :

А) обозначает признак, но как предмет;

Б) обозначает признак предмета;

В) обозначает действие или состояние предмета.

2. Указать имена прилагательные:

А) бледнеть;

Б) бледноватый;

В) бледнота.

3. У прилагательного нет следующего признака:

А) времени;

Б) числа;

В) рода.

4. Указать имена прилагательные с окончаниями – ая:

А) даль___(дорога)

Б) осенн___(грязь)

В) лучш____(ученица)

Уч.: Молодцы, ребята!

Учитель: А сейчас внимание на доску. Вот картинка, постарайтесь подобрать ко всему, что на ней изображено как можно больше прилагательных. /СЛАЙД № 20/


Ученик: Море – синее, глубокое.

В волнах золотые рыбки

Парус- белый, лодка деревянная, быстрая

Солнце – круглое, яркое, желтое

Дом – большой, кирпичный

Дерево – высокое, зеленое..

Цветы – красные, синие, желтые…

Собака – рыжая с белыми пятнами, добрая и ласковая.

Птица летит – длиннохвостая, с белыми боками и черной головой.


Учитель : Молодцы , ребята, какая красота у нас получилась /СЛАЙД № 27/



VΙ. Итог урока

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке.?

- Вам понравился ?


VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Написать сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка»

/СЛАЙД №28/

Выставление оценок

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. /СЛАЙД № 29/

Учитель: Подошел к концу наш урок. Каким получился он для вас? Подумайте и оцените наш урок , выберите тот смайл, который соответствует вашей оценке.

.