Тема урока: Имя прилагательное.
Задачи:
- обучающие: уметь определять имя прилагательное; уметь распознавать имя прилагательное среди других частей речи и в тексте по обобщенному лексическому значению и вопросу, подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным.
-развивающие: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами); формировать умения анализировать, сравнивать; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
-воспитательные: расширять культурный кругозор, воспитывать любовь к родному слову.
Тип урока :урок формирования знаний
Формы работы учащихся: эвристическая беседа, составление связного текста, комментированное письмо, самостоятельная работа.
УУД: 1.Предметные:определение роли прилагательных в русском языке
2.Личностные: мотивация к учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
3.Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой форме, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения
4.Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности, подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, установление причинно-следственных связей;
5.Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы.
Ход урока.
1.Организация класса.
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник , и тетрадки.
Я настроился, готов
Заниматься весь урок.
-Давайте поприветствует друг друга, соприкасаясь ладошками соседа по парте, передавая теплоту рук и хорошее настроение.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё….
- А вот как называют его и о чём идёт речь нам предстоит узнать на уроке.
- Представьте себе, что вы ученые. Чем занимаются ученые? (высказывания детей)
- Уважаемый ученый, прочитай в толковом словаре Ожегова, кто такие ученые.
- Чем ученые занимаются?
-Все ученые ведут свои записи в тетрадях и ставят дату. Запишите дату.
Чистописание.
- У меня на доске записаны пословицы . О чем они? (слайд 2)
- Как вы думаете , почему я выбрала именно эти пословицы? Как мы должны трудиться на уроке?
- Выберете пословицу, которая вам больше понравилась. Запишите ее себе в тетрадь и эта пословица станет вашим девизом на нашем уроке.
2.Изучение нового материала.
- Раз вы ученые, то мы должны сделать свое открытие. Послушайте мелодию Чайковского из цикла «Времена года» «Март». (слайд 3)
На доске напечатано и прикреплено обратной стороной часть предложения
Эта мелодия..
- Дайте характеристику этой мелодии.
Выслушиваются ответы. Часть предложения переворачиваю.
По классу развешены слова: солнце, нежная, сиять, мелодичная, подснежник, птицы, лиричная, журчать, светлая., грустная, спокойная, звон, светить, кричать.
- Как ученые, вы должны быть очень внимательны. Посмотрите вокруг. По классу развешаны карточки-слова. Выберите те слова, которые точно подходят к данной мелодии и запишите к себе в тетрадь.
- Какое слово …. нашел? Прикрепите к нашему предложению.
- А какое слово ты… нашел? (проделывают, пока не подберут все слова)
Выслушиваю ответы и дети крепят выбранные слова.
-На какой вопрос отвечают слова? Задайте вопрос к словам.
-Вспомните, как называется часть речи, которая отвечает на вопрос какая?
(прилагательное) (слайд 4)
- Предположите, какой части речи будет посвящен урок. Какова цель нашего урока (Будем учиться различать прилагательные, узнавать их в речи, определим роль прилагательных в русском языке)
- Открыли учебник с. 23 № 44
Итог:- Что вы для себя открыли, на какие вопросы отвечает имя прилагательное? (слайд 5)
- Дорогие ученые, проведем опыт. Возьмите воздушные шары и надуйте их. Я считаю 1- вдох, 2-выдох, 3-вдох,4- выдох. Покажите результат опыта. Внимательно посмотрите на шарики своих коллег. Что между ними общего? (предмет-шар). Чем отличаются?(различаются по цвету, величине, то есть указывают признак)
-Какую часть речи употребили?
Итог: Что может обозначать имя прилагательное? (признак предмета)(слайд 6)
-Сформулируйте определение, что такое имя прилагательное.
- Правильно вы дали определение имени прилагательному? Давайте прочитаем в учебнике с. 25.
В толковом словаре В.И. Даля имя прилагательное толкуется так………..
- Как вы считаете, нужны имена прилагательные в речи? Почему? Проведем эксперимент.
У вас на столе лежат карточки, прочитайте текст и ответьте на вопрос: о каком звере идет речь. Время выполнения 1 минута.
Под кустом притаился __________ зверь. У него_________ уши, _________хвост. Тело покрыто __________шерстью. Есть__________ зубы. (слайд 8)
Слова для справок: маленький, рыжий, хищный, короткие, длинные, серые, длинный, красивый, коротенький, белой, серой, рыжей, маленькие, острые, крепкие.
-О каком звере идет речь? Как вы думаете? (О зайце, о лисе, волке. )
-Подберите прилагательные к тексту, которые
1 ряд характеризуют зайчика, 2 ряд- лисица,3 ряд-волка . На выполнение задания 3 минуты.
Групповая работа. ( по рядам- мини-группы)
Все тексты выслушиваются.
--Какая часть речи нам помогла описать животное?
Вывод: Нужны нам имена прилагательные? Для чего? (Они обогащают русский язык, делая нашу речь красивой, образной и богатой.)
3.Закрепление изученного материала.
- Мы продолжаем заниматься исследовательской работой. Откройте учебник и с. 24 № 45
- Оцените работу юного ученого.
Итог: - Какая часть речи помогла вам справиться с заданием.
-Каждому первооткрывателю нужен отдых, для свершения новых открытий. Я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка.
Попробуйте движениями, мимикой, жестами показывать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, радостный , прыгучий, тихий. Тихо сели. Молодцы.
4.Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику:
-Молодцы, продолжим наши открытия. Откройте учебник с.25 № 47
- Что нужно сделать? (списать и подчеркнуть прилагательные)
-Уважаемые учёные вашему вниманию предлагается текст ученика, в котором он рассказывает о своём классе. Прочитайте.
- Охарактеризуйте текст, какой он по вашему мнению?(скучный)
- Почему текст получился скучным? (нет прилагательных)
-Давайте расскажем о нашем классе. У каждого ряда на последнем столе лежит карточка. Сейчас последний стол допишет 1 предложение и передаст вперёд. и т.д.
- Прочитаем получившийся текст.
- Какая часть речи украшает нашу речь?
- Что такое имя прилагательное?
Очень занимательное – Имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить? Что тогда получиться?
Не скажем мы – прекрасное, не скажем – безобразное,
Не скажем маме милая, красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Итог урока
- Окончен урок, вы старались и усердно трудились.
- Я вам благодарна. Сегодня вы сделали много открытий, исследований. Вам пора подвести итоги над проделанной работой.
Оцените себя: (слайд 10)
1.Запомнил, что обозначает прилагательное, и на какие вопросы отвечает.
2.Смогу найти прилагательное в тексте.
3.Смогу дополнить текст - прилагательными.
зелёный – всё понял, жёлтый – затрудняюсь, красный - ничего не понял
5. Дом.задание с.25 № 48 правило с.25 наизусть (слайд 11)