Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. | Приветствие класса. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение цели и задач урока. Целеполагание: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Учитель читает стихотворение: Первым солнечным лучом Март стучится в двери. Солнце ярче с каждым днем. Улеглись метели. Потемневшие снега На полянах тают, А деревья кружева Снежные снимают. Вся природа после сна В марте вдруг проснется И красавица весна На земле начнётся! (И. Захарова) Я хочу, чтобы эти замечательные слова помогли начать наш урок, а весеннее настроение помогало в работе! За окном март – первый весенний месяц! - К какой части речи относится слово МАРТ? - К имени существительному. На предыдущих уроках мы изучали имя существительное, а как вы сформулировали бы тему нашего сегодняшнего урока? 1 слайд «Повторение по теме «Имя существительное» - Какую цель мы можем перед собой поставим? Действительно, мы обобщим знания об именисуществительном. Какие задачи будем решать? Должны ЗНАТЬ/ ВСПОМНИТЬ: • что такое имя существительное; • грамматические категории имени существительного; • синтаксическую роль имени существительного. УМЕТЬ: • находить имена существительные; • определять грамматические категории имён существительных. Имя существительное является ведущей частью речи, из 100 слов примерно 40 – существительные. И мы убедились, что эта часть речи интересна, даже загадочна. - Дайте определение имени существительному. Всегда ли существительные обозначают предмет? - Нет. Они обозначают предметы в широком смысле слова. 2 слайдПривести свои примеры. Что обозначает имя существительное? Названия предметов – стол, окно Названия людей – ребёнок, девочка Названия животных – собака, корова Названия веществ – сахар, мука Названия действий – бег, ходьба Названия качеств, признаков – смелость, радость, синева Названия фактов, событий – спектакль, каникулы | Открывают тетради, записывают число. Называют и записывают тему. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Определяют цели и задачи: обобщить знания об имени существительном; морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую функцию. | Самоопределение (Л, осуществление идентификации личности) Целеполагание (Р, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К, ориентировка на позицию партнера), Построение речевого высказывания в устной форме. |
3.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия. | 1.Кластер. - Ваше домашнее задание было связано с работой над контрольными вопросами по теме. И проверить его я предлагаю с помощьюкластера «Имя существительное». Для этого мы с вами поработаем в группах:3 группы (выбор координатора), работа на время. Вы должны составить опорный конспект в виде кластера и выступить с вашими конспектами. Какие же грамматические и морфологические признаки имеет существительное? Остальные группы должны быть внимательны, они будут дополнять, исправлять ошибки. Имя существительное - часть речи с обозначением предметности -отвечает на вопрос кто? что? - относится к м., ж., ср. роду - изменяется по числам - изменяется по падежам - нариц./ собств. - одуш. / неодуш. - тип склон. - в предложении могут быть любым членом, особенно часто подлежащим и дополнением. 3 слайд  2.Рефлексия. Игра «Верю-не верю!» Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете в ладоши, нет – тишина. 1)К именам существительным можно поставить вопрос кто? что? + 2)Большинство имён существительных изменяется по числам. + 3)В русском языке 6 падежей. + 4)Имена существительные бывают только женского и мужского рода. – 5) Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. + 6) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. – 7) Имена существительные могут быть любым членом предложения. + | Составляют кластер «Имя существительное», выступают с групповым проектом. На основе домашнего задания. | Л, формирование позитивной самооценки, Р, планирование своих действий, Р, адекватное восприятие оценки учителя Р, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки, Р, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К, формулирование собственного мнения, К, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П, построение речевого высказывания в устной форме. П, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
4.Включение изученного в систему знаний. Цель: выполнения заданий | 1.Орфоэпическая разминка. 4 слайд «Правильно ли мы говорим?» Каучук Фарфор Цемент Щавель Свёкла Хлопок Торты Километр 2.Подбор имени собственного нарицательному. 5 слайд Страна Россия город Чехов деревня Манушкино книга «Двенадцать месяцев» писатель Маршак река Лопасня собака Тузик имя Марина -Какие существительные относятся к собственным, к нарицательным? - Какое правило связано с написанием имён собственных? 3.Рефлексия. Игра с мячом(одушевлённое/неодушевлённое) 1 гр. Мяч, девочка, стол, карандаш, яблоко, бумага, часы 2 гр. книга, апельсин, платок, пирожок, альбом, девочка, юноша 3 гр. горшок, тетрадь, бабушка, стул, мальчик, подснежник, тюльпан? - Совпадает ли мнение биологов и лингвистов о живом? Нет, с точки зрения биологии, тюльпан живой, а в языке это понятие грамматическое. - Как же быть? Р.п. мн.ч. = В.п. мн.ч. одуш. Р.п. мн.ч. =/ В.п. мн.ч. неодуш. 4.Распределите слова по родам: М.р. - на согл., -а, я ОН Ж.р. - -а, я, мягкий согл. ОНА Ср.р. - -о, е ОНО По группам: 1 язык, луч, март, юноша 2 птица, ручка, конфета, земля 3 здоровье, поле, солнце, молоко 5.Цифровой диктант. - Что такое склонение? Изменение существительного по падежам. - Как распределяются существительные по типам склонений? Распределите слова по типу склонения: 6 слайд 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 1 2 3 3 2 3 3 2 1 Небо, весна, лист, лазурь, ель, урок, запись, тетрадь, детство, игра | Расставляют ударение (слова на карточке) Самопроверка по 4 слайду, устная работа. Подбирают имена собственные к нарицательным. Самопроверка по 5 слайду, работа в тетради. Ловят мяч, поднимают руки вверх. Работа по группам. Распределяют слова в соответствии с родом. Обсуждают в группах. Работа индивидуальная. Распределяют слова в соответствии с типом склонения. Взаимопроверка (в парах) | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л, самооценка личности, Л, формирование адекватной позитивной самооценки. |
5. Динамическая пауза. Цель: сменить вид деятельности. | Физминутка. Под весенние напевы Повернёмся вправо, влево. Руки вверх, на них смотри – Головою не крути. Руки вниз ты опусти Глазами следом ты веди. Закрой глаза, теперь открой… Посмотри перед собой. Три наклона, прямо встать, Руки быстро вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | | |
6. Движение темы. Цель: выполнения заданий | 1.Криптограмма. Правописание падежных окончаний имён существительных. В эстонском языке – 14 падежей, в финском – 15, в венгерском – 22. А в современном русском языке? 6. А в древнерусском? 7 (звательный падеж, для выражения обращения). Давайте с помощью криптограммы вспомним правило написания падежных окончаний имён существительных. 1.Напечатать в объявлении Ветка сирени Просить о помощи Присутствовать на лекции 2.Скрываться в зелени Рисовать в альбоме Ходить по площадке Опыты в лаборатории 3.Победить в соревновании Деревья в тумане Идти по дороге Рассказ о смелости 4.Служить в армии Приехать к бабушке Прочитать в книге Отдыхать в санатории 7 слайд и | и | и | и | и | е | е | и | и | е | е | и | и | е | е | и | Какой рисунок получился? Буква П. 2.Орфографический тренинг. 1)- В 5 классе мы узнали, что не все существительные изменяются по числам, есть существительные в форме только единственного или только множественного числа. - Приведите примеры. С ними связаны определённые трудности, которые мы учились преодолевать. Именно форма родительного падежа множественного числа вызывает затруднение. Поставьте существительные в данных словосочетаниях в форму родительного падежа множественного числа: 8 слайдЗаписать, раскрыв скобки. Килограмм (апельсины) Пара (чулки) Песни (болгары) Много (дела) Проверка: Килограмм апельсинов Пара чулок Песни болгар Много дел 2)Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Поставьте существительные в форму творительного падежа единственного числа, запишите, выделите окончание, графически покажите выбор. Объясните написание гласной о-е в окончании существительного. 9 слайд Задача, врач, малыш, луч, скворец, товарищ, сердце Проверка: Задачей, врачом, малышом, лучом, скворцом, товарищем, сердцем | Заполняют криптограмму. Самопроверка по 7 слайду. Вспоминают правило. Вспоминают правило. Записывают словосочетания. Самопроверка по 8 слайду. Групповая работа – каждому по слову. Взаимопроверка групппо 9 слайду. Оценка работы группы. Запись слова по кругу. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л, самооценка личности, Л, формирование адекватной позитивной самооценки. |
7. Контроль усвоения материала. Цель: | Мини-тест. 1. На какие вопросы отвечают имена существительные? а) кто? что? б) что делает? что сделает? в) какой? какая? какие? 2. К какому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием? а) к 1 скл. б) ко 2 скл. в) к 3 скл. 3. В каком ряду все существительные одушевлённые? а) Москва, житель, народ б)музыкант, казак, учитель в)школьник, парта, одноклассник 4. Укажите ряд с ошибкой в образовании формы множественного числа имён существительных: а) доктор-доктора, приз-призы б) торт-торты, договор-договоры в) инженер-инженеры, директор-директоры 5. Укажите предложение, в котором существительное является сказуемым: а) Весна играла ручейками. б) Март – первый месяц весны. в) Весело звучит в марте капель. 10 слайд Ключ 1. а) 2. б) 3. б) 4. в) 5. б)
| Работают с системой голосования. Учащиеся имеют возможность поставить себе отметки. Проводят самоанализ. Самопроверка по 10 слайду. Выполнение дополнительного задания: Морфологический разбор сущ. Синтаксический разбор предложения. (Весенние ветерки пахнут свежей травой.) | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
8. Домашнее задание. | Дома вам нужно повторить теорию по теме, подготовиться к контрольной работе. | Записывают и анализируют домашнее задание. | Р, планирование своих действий |
9. Рефлексия. Цель: | Подведение итогов. - А какое событие произойдёт в нашей стране в это воскресенье, 18 марта? - Выборы президента. - Конечно, ребята, вы ещё не голосуете, но это событие направлено в будущее, в котором вам жить. Какими качествами должен обладать, по вашему мнению президент? Используйте имена существительные (честность, доброта, отзывчивость…). Наш урок подошёл к концу. Какую цель мы ставили в начале урока? Какие задачи решали? Что удалось? Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… 11 слайд. Оцените свою работу на уроке: Зелёный – Всё понятно, могу объяснить материал другому. Жёлтый – Всё понятно, но объяснить другому затрудняюсь. Розовый – Остались вопросы. Спасибо за урок! | Занимаются самооценкой, оценкой урока. 11 слайд. | Рефлексия (П, структурирование знаний, П, выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |