Предмет: Русский язык.
Тема урока: Имя существительное как часть речи . 5 класс.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
деятельностная:
- сформировать способность опознавать существительные в речи;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
содержательная: сформировать представление о существительном как о части речи;
Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ тренажёр, учебник, тестовая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические),
ХОД УРОКА
1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Запишите эти слова после числа в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже
- Ребята, а вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в ваших начинаниях.
- Давайте проверим, какое у вас настроение
(красный жетон - хорошее, оранжевый - нормальное, зеленый – плохое)
Запись числа в тетради, запись домашнего задания.
Прослушайте стихотворение, в нем «спряталась» тема урока:
Все, что существует, оно обозначает,
На вопросы кто и что верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число и род.
У него к тому же 3 склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какую цель мы поставим перед собой?
- С чего мы начнем работу?
Учитель: - Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.
Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.
Давайте составим кластер, который поможет нам легко узнавать эту часть речи.
Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в справочниках обучающихся:
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)
Отправляемся в путь!
3.Первая остановка «Орфографическая»
Ребята, на какие вопросы отвечают данные слова? Какая это часть речи? Спишите, вставляя пропущенные буквы
С..бака, к..пуста, д..журный, к..ртина, с..лома, к..м..ндир, уч..ник, б..реза, п..суда, с..л..вей, р..дник, Р..дина.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
4.Остановка «Теоретическая».
Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.
Работа с учебником стр.46 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.
Имя существительное
Грамматическое значение | Вопрос | Морфологические признаки | Роль в предложении Подлежащее, дополнение, обстоятельство |
постоянные | непостоянные |
Предмет | Кто? Что? | Собственное /нарицательное; одуш./неодуш. Род, склонение. | Число, падеж |
-Расскажите об имени существительном по опорному конспект
Самопроверка
5.Синтаксическая пятиминутка. Составьте предложение.
- Из предложения «Весной перелетные птицы возвращаются на Родину»
возьмите обстоятельство места и поставьте его в форме им.п. ед.ч.
- Из предложения «У меня есть любимые книги» возьмите определение, поставьте его в форму ед.ч. ж.р.
- Из предложения «Мама-главное слово в каждой судьбе» возьмите подлежащее, образуйте грубую форму этого слова.
- Из предложения «Сторона родимая, как ты мне мила!» возьмите прилагательное, относящееся к обращению.
Родина любимая - мать родимая.
- Как вы понимаете смысл пословицы.
- Объясните постановку тире.
- Произведите синтаксический разбор.
- Произведите морфемный разбор слова Родина.
- Подберите синонимы к слову «Родина».
.Слово учителя.
Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь … Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина.
- Что же такое Родина?
Вот как на этот вопрос отвечает известный писатель и журналист В. Песков.
«Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и конечно же, наши родители.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил.
6. Анализ текста.
- К какому стилю относится данный текст?
- Определите тип текста.
- Какова основная мысль текста? (Родина – это все, что нас окружает)
- Выпишите из текста существительные, определите их число.
- Почему некоторые слова в тексте пишутся с заглавной буквы?
ФИЗМИНУТКА
Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения.
-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
Зима, утро, урок ,ночь, школа, родина, ученик.
О Родине много песен и стихов сложено. Посмотрим фрагмент мультимедиа о нашей малой родине и о родной школе.
Определение падежа и склонений существительных.
А как отражена тема Родины в пословицах и поговорках. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.
- Родину, как и родителя, на чужбин… не найдешь.
- Нет в мир… краше Родины нашей.
- Человек без Родины, что соловей без песн…
- Живешь на сторон…, а свое село на ум…
- Главное в жизн… - служить Отчизн…
- Чужая земля радост… не прибавит.
7. Подведение итогов
Народная мудрость гласит: «Кто Родине служит верно, тот долг исправляет примерно»
-Чему учит нас эта пословица?
Берегите Родину,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Родину,
Нет Родины другой.
8. Рефлексия.
- Ребята, оцените себя (показывают жетоны).
Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал …
- Мне было интересно….
- Особенно понравилось….
- Вызывало затруднение…
- Какую оценку вы поставили бы себе?
Подведение итогов учителем.
- Какое настроение у вас в конце урока?
9. Домашнее задание.
Написать сочинение, или нарисовать рисунок, или приготовить сообщение, или мультимедийную презентацию, или сочинить стихотворение на тему: «МОЯ ЛЮБИМАЯ Родина (родина)».