Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
ПРОЕКТ
Учебная дисциплина ОП.01 Педагогика
Студентки Ш-22 группы отделения школьного образования Кочур Светланы Андреевны
«Имидж современного учителя»
Преподаватель:
Великановская Л.А.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическая часть
1.Что такое имидж?.....………………………………………...5
2. Имидж педагога…………………….……………………….6
Глава II. Практическая часть…………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………...12
Список литературы и интернет- ресурсов…………………………….13
Приложение……………………………………………………………..14
Введение
Имидж современного учителя – это актуальная тема, которая привлекает все большее внимание общества. С каждым годом требования к роли учителя меняются, поэтому важно разобраться, каким должен быть идеальный образ педагога в современном мире.
В современном обществе, насыщенном различными информационными потоками, учитель должен быть не только специалистом в своей области, но и активным и творческим лидером. Главная задача современного учителя – помочь учащимся развиваться и достигать успеха не только в учебе, но и в жизни.
Сегодняшний учитель должен уметь привлекать внимание учеников, заинтересовывать их, вызывать у них желание учиться и исследовать новые знания. Имидж современного учителя должен быть слишком ярким и привлекательным для сегодняшней молодежи, чтобы они не только уважали своих учителей, но и стремились к ним в поисках знаний и поддержки.
Имидж современного учителя играет ключевую роль в формировании публичного мнения о профессионалах образования. Данная тема является актуальной и требует постоянного изучения и анализа, так как от нее зависит эффективность обучения и развития школьников.
Цель: изучить, что такое имидж педагога и понять, для чего он нужен.
Задачи:
1)Сбор и анализ информации по теме проекта.
2) создание памятки «Внешний вид педагога»
3)Создание конечного продукта.
Глава I. Теоретическая часть
Что такое имидж?
Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.
Слово «имидж» образовано от английского слова image, которое переводится как «изображение» или «образ». То есть, это некая «картинка», сформированная в общественном сознании
Для чего служит имидж?
Имидж, или образ, является важным составляющим нашего восприятия окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. Он влияет на нашу уверенность, самооценку и успех в различных сферах жизни, включая работу, отношения и личность в целом.
Хорошо продуманный и поддерживаемый имидж может помочь нам достичь успеха в профессиональной жизни, улучшить отношения и увеличить свой круг общения.
Из чего состоит имидж?
Имидж - это совокупность знаков и символов, которые выражаются через одежду, прическу, макияж, аксессуары, атрибуты, места обитания, проживания, работы, мимику, манеру поведения, жесты, голос, речь, интонации, подарки, письма.
Выделяют три основные характеристики имиджа:
1) персональная характеристика: физические особенности человека или предмета.
2) социальные характеристика – связано с текущей ситуацией, это достаточно подвижная часть имиджа (модель поведения, статус человека, занимаемая должность)
3) символическая – данная характеристика связана с идеологией и культурой. Имидж присутствует в личной жизни человека.
Виды имиджа
Выделяют три основных вида имиджа:
1) индивидуальный имидж – имидж отдельного человека, личности;
2) групповой имидж – имидж группы. Разновидностями группового имиджа являются: корпоративный (организационный) имидж; этнический имидж; гендерный имидж; профессиональный имидж и т. д.;
3) предметный имидж – имидж предмета, товара.
2. Имидж педагога
Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия его образа в сознании воспитанников, коллег, соц окружения, в массовом сознании.
В основе имиджа – формальная система ролей, которые учитель воплощает в своей жизнедеятельности, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными способностями, внешними данными и одеждой.
Виды имиджа педагога
В частности, по функциональному подходу выделяют такие виды имиджа:
личностный - имидж педагога, обусловленный его внутренними чертами и особыми индивидуальными чертами
профессиональный - имидж учителя, детерминирован профессиональными качествами
желаемый - имидж, к которому стремится учитель
зеркальный - имидж, соответствующий его представлению о себе
Как можно создать имидж педагога?
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.
Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.
Внутренний образ – это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и другие составляющие.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
Технология построения имиджа
Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
Как имидж педагога влияет на образовательную деятельность?
Имидж помогает педагогу привлечь к себе внимание, создать положительный образ, расположить к себе обучающихся, родителей, коллег, позволяет добиться успехов в профессиональной деятельности. Внешний вид преподавателя может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Функциональная роль имиджа педагога:
Наличие деловых качеств. Педагог должен обладать профессиональной и социальной компетентностью, быть пунктуальным, контролировать свои эмоциональные проявления, соблюдать вежливость в общении с окружающими людьми, не использовать ненормативную и жаргонную лексику.
Профессиональная функция – отражает обеспечение качественного и целенаправленного учебно-воспитательного процесса, достижение целей и задач образования.
Социальная функция – отражает передачу педагогом, посредством его имиджа значимости и силы своей профессии, престижности педагогической деятельности.
Нравственная функция – отражает развитие личности учащегося путем демонстрации своего личного примера, нравственно ориентированного поведения, наличия ценностных установок, бережного отношения к природе, заботе о близких, уважения к чужому труду и чужому мнению.
Визуальная функция – отражает положительное восприятия себя другими людьми, за счет выбора правильной одежды, аккуратности и опрятности, ухода за собой.
Глава II. Практическая часть
Я учусь на специальности педагог начальных классах, а следовательно, тема проекта напрямую относится ко мне. Поэтому я решила создать памятку, как должен выглядеть педагог.
Данная памятка должна помочь в закреплении данной темы и в запоминании данных правил в будущем.
Заключение
Таким образом, имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятии.
Имидж педагога рассматривается нами как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на школьников. Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим голосом, слухом, артистическими данными и т.д. однако, немаловажную роль играет и его внешний облик.я и побуждает к определённому социальному поведению.
Также, во время выполнения проекта была создана памятка «Внешний вид педагога»
В качестве конечного продукта, я решила сделать поделку, в которой отражаются основные моменты данной темы.
Список литературы и интернет - ресурсов:
https://pandia.ru/text/79/237/48301.php
https://spravochnick.ru/pedagogika/imidzh_sovremennogo_pedagoga/
https://dnevnik-znaniy.ru/znachenie/imidzh-eto.html
Приложение
Правила внешнего вида педагога
ПРАВИЛО ТРЁХ «К» к деловой одежде:
она должна быть комфортной, чтобы не мешать вам выполнять свою работу;
корректной, чтобы не отвлекать детей и родителей от Вашей речи;
креативной, чтобы визуально выделять Вас из множества сотрудников.
ЦВЕТОВАЯ ГАММА:
Следует исключить яркие цвета.
«Деловой палитрой» считаются: классический черный и белый, все оттенки
синего, коричневый, бордовый, серый и бежевый.
В деловом костюме должно быть не более 3-х цветов.
ПРИЧЕСКА
При любой длине волос старайтесь делать такую прическу или укладку, чтобы
лицо было открытым, это вызывает больше доверия и смотрится аккуратнее.;
Недопустимо приходить на работу с грязными волосами.
МАКИЯЖ
Макияж должен быть дневным, то есть неброским и легким.
МАНИКЮР
Руки должны быть ухоженными;
Вы никогда не ошибетесь, отдав предпочтение классике;
Если не уверены в своем выборе, остановитесь на
нейтральных телесных или розовых оттенках, подойдут «вкусные» цвета:
светло-коричневый, карамельный, шоколадный, винный, уместным будет и
французский маникюр.
ЧТО НЕ НУЖНО НОСИТЬ НА РАБОТУ
Не следует носить на работу следующие вещи:
Джинсы и спортивную одежду;
Одежду с бахромой и блестками;
Одежду с кружевами, большими яркими пуговицам,
Просвечивающие блузки;
Пончо и подобные ему бесформенные накидки;
«Цыганские юбки» и блузки с очень глубоким декольте;
Одежду кричащих расцветок или «кислотных» тонов;
Голые ноги так же не приветствуются, даже в жару;
также на работе не допускаются колготки и чулки в крупную сетку или в клетку, в
цветочек.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ НАДЕВАТЬ:
жакет с юбкой или брюками, блузку и закрытые туфли;
одежда не должна быть слишком облегающей. Оптимальная длина юбки находится приблизительно на середине колена, допускается длина чуть выше или чуть ниже колена;
полным женщинам рекомендуется остановить свой выбор на брючных костюмах,
кардиганах, сарафанах или длинной, слегка расклешенной юбке и коротком жакете;
трикотажные вещи могут вписаться в деловой гардероб только в том случае, если трикотаж качественный и не закатывается, иначе вещь приобретает неопрятный вид;
сумка непременно должна гармонично сочетаться с одеждой.
Ейск, 2023