Импровизация в изодеятельности детей раннего возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Инна Давидовна Кучина. Я работаю воспитателем группы раннего возраста вот уже 11 лет. Я сама творческий человек и поэтому вижу в каждом, даже в самом маленьком человечке, творческий потенциал!
Рисование помогает малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают восприятие, мышление, внимание, память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи.
Заинтересовать детей поможет и разнообразие художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Дети 1–3 лет в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Использование техник нетрадиционного рисования подходит для занятий с детьми раннего возраста. Пять минут – и работа готова! А это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат. Рисование нетрадиционными техниками позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей и помогают каждому ребенку найти себе деятельность по душе.
Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество. Но не следует торопиться с новшествами. Малыши должны как следует освоить один способ рисования, а это может занять от 2 до 5 занятий.
Чтобы сделать занятия рисованием с детьми 1–3 лет более эффективными, обратите внимание на следующие моменты.
• Занимайтесь с детьми систематически один-два раза в неделю по 5–10 минут.
• Перед занятием создайте у ребят положительный эмоциональный настрой.
• Во время работы приучайте детей к аккуратности.
• Обязательно хвалите детей.
• Будьте доброжелательны и уважительны к детям.
• Не забывайте о технике безопасности! Вы должны быть уверены, что дети не причинят себе вред используемыми на занятии предметами.
СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА
Когда ребёнок хочет отразить на бумаге свои эмоции, самый эффективный способ – это применение пальчиков.
*Пальчиковая живопись - Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. А если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
*Рисование поролоновым тампоном - обмакните один кончик томпона в гуашевую краску, затем нанесите на бумагу пятна, точки, линии и т.д.
* Рисование ватной палочкой - наберите краску ватной палочкой, действуя ей как кисточкой, и нарисуйте линии и точки (дождик, снег, и т.д.)
* Рисование на мокрой бумаге - предварительно лист бумаги смачивается водой, а затем кисточкой наносится "рисунок" (салют, осенние листья и т.д.).
* Рисование цветными карандашами, (восковыми мелками) – каляки - маляки со смыслом
* Рисование с трафаретами - под трафарет подкладывается лист бумаги. Малыш рисует карандашами, фломастерами внутри и снаружи (обводки) трафарета. Когда трафарет убирается - получается силуэт предмета.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы со своими ребятками. Это те приемы и способы, которые мы испробовали в творческом экспериментировании.
МЕТОД ПАЛЬЦЕВОЙ ЖИВОПИСИ.
Один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью. Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье, иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, как просто нарисовать одуванчики на полянке, ягодки или листочки руками, чем другими орудиями.
ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ.
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять, порвать в детских руках аппликативную цветную бумагу, салфетки, а затем уже творить. Наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером, красками.
РИСОВАНИЕ КРУПОЙ, ПЕСКОМ, МУКОЙ.
Такой способ рисования дает простор творческим фантазиям. Воспитатель готовит бумагу нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем, ребенок посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка, крупы и т. д. Можно еще и добавлять различные детали из салфеток, каких – либо готовых деталей. Как, например: салют у нас.
ТЕХНИКА ПАСПАРТУ.
Паспарту – это рамочка, которую нужно сделать заранее. В центре рамочки рисуется контур яблока, игрушки, осеннего листочка и т.д., а затем по контору врезается. На втором листочки дети самостоятельно рисуют разными техниками: пальчиками, ладошками, поролоном, кисточкой и т.д. Когда малыш закончит рисовать, ему говориться, что сейчас будет фокус и на рисунок ребенка накладывается паспарту.
ПОРОЛОНОВЫЕ РИСУНКИ.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно кисточкой. Далеко не всегда, это так. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Сейчас в продаже есть готовые формы на любой вкус. Его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать. Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
РИСОВАНИЕ МЕЛКАМИ. Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки. Гладкий асфальт, доска – хорошее основание, на которое хорошо ложится мелок. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. Этот метод мы используем, когда на прогулке.
Сейчас мы рады представить видео нашего творческого занятия. Дети очень охотно выполняют объемную аппликацию, которая дает им возможность передать свои эмоции и с помощью пальчиковой живописи. Вот такая красивая полянка с одуванчиками у нас получилась!
Дети рады заняться творчеством в любом месте, в любое время, особенно если их в этом заинтересовать. Желаю вам творческих удач с вашими детишками. И пусть это вам принесет массу удовольствия.
Тема: «Морковка для зайчика» Закрашивание готовой, вырезанной формы | Тема: «Дождик, дождик кап-кап-кап» Рисование поролоновым штампиком |
Тема: « Одуванчики» Пальчиковая живопись | Тема: «Доброе утро» Декупаж с салфетками |
Тема: «Салют» Коллаж: рисование крупой + объемная аппликация | Тема: «Постираем платочки» Рисование поролоновым штампиком |
Тема: «Мимоза» Объемная аппликация (салфетки) | Тема: «Печенье для собачки» Рисование поролоновым штампиком |
Тема: «Ягодка – малинка» Техника паспарту | Тема: «На полянку, на лужок тихо падает снежок» Рисование ватными палочками |
Тема: «Смородинка – красная» Пальчиковая живопись | Тема: « Для милой мамочки» Аппликация. Коллективная работа |
Тема: «Машины едут» Объемная аппликация (пластилин) | Тема: «Листья желтые» Рисование по мокрой бумаге (дорисовывание) |
Тема: «Одуванчики везде…» Объемная аппликация | |