СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа по предмету «окружающий природный мир» 1-го года обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Индивидуальная рабочая программа по предмету «окружающий  природный мир» 1 года обучения составлена с учетом действующих ФГОС НОО,  на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М.« Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой.

 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа по предмету «окружающий природный мир» 1-го года обучения»

пояснительная записка



Индивидуальная рабочая программа по предмету «окружающий природный мир» 1 года обучения составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М.« Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой.



Цель: познакомить детей с явлениями природы и формировать у них навыки правильного поведения в природе, уважения к труду взрослых, бережное отношение к вещам, созданным трудом людей, воспитание любви к родному краю и к родной природе.

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать и закрепить знания учащихся о своем имени и фамилии, а так же об именах и отчествах учителей, воспитателе и т.д.;

  • Учить правилам поведения в школе (на уроке, на перемене, в интернате, в игре, в столовой);

  • Учить наблюдать за погодой: солнцем, осадками, состоянием воздуха и неба;

  • Учить правилам поведения на улице, в транспорте, в процессе проведения экскурсий и проведения обучающих игр;

  • Познакомить с элементарными навыками личной гигиены;

  • Создавать условия для бережного отношения к вещам, созданных руками взрослых в процессе проведения тематических бесед и настольных игр.

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие долговременной памяти в процессе запоминания имен одноклассников и имен, отчеств учителей;

  • Развитие переключаемости и распределения внимания при изучении правил поведения в школе;

  • Развитие наблюдательности в процессе наблюдения за погодой и растениями в разное время года;

  • Развитие процессов анализа и синтеза в процессе установления закономерностей (логические ряды), и нахождение ошибок в логическом ряду;

  • Учить сравнивать изображения природы в разные временные периоды (зима – лето, весна – осень и.т.п), сравнение окраски листьев у растений летом и осенью, и т.д.;

  • Развивать умение производить классификацию при выполнении заданий: убери лишнее слово, убери лишнюю картинку, раздели на группы и т.д.

Воспитательные:

  • Создание условий для овладения детьми нормами поведения в быту и различных ситуациях;

  • Овладение учащимися различными формами взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • Формировать представления учащихся об окружающих их предметах и явлениях природы;

  • Развитие речевой активности детей при создании ситуаций общения;

  • Формирование умения использовать имеющиеся коммуникативные умения в различных ситуациях общения;

  • Воспитание культуры ведения диалога;

     Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.

  Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

     На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Cодержание программы:

     Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

     Школа: правила поведения в школе, школьном здании, названия и назначения учебных принадлежностей.

    Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни людей (труд, спорт), растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев, в летние месяцы

     Сезонные изменения в одежде:  пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение0.

     Овощи. Морковь, репа. Лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

     Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные)). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

      Овощи и фрукты. Сравнение.

     Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

     Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

     Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

     Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

     Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

     Домашние и дикие животные. Сравнение.

     Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

     Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

     Птицы и насекомые. Сравнение.

     

При составлении календарно – тематического планирования был использован комплекс научно – методической литературы:


  1. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6/6-7 лет с ЗПР, издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г

  2. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 1 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-М: Просвещение, 2011

  3. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.




п/п

Темы занятий

Кол. ч.

Дата

ЗУН

Словарь

Виды работ

Межпредметные связи

Оборудование


Пре.

Факт


I четверть

Мы - ученики!

1

10.09


Закрепить представления детей о правилах поведения на уроке, упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям правил для учащихся.

Закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Учить правильно, произносить слова.

Иметь представления о значении учебных принадлежностей.

Школа, класс, урок, ученик, учебные принадлежности.

Я на уроке в первый раз».

«Что нам нужно для учебы».

«Загадки Мудрого портфеля».


Кукла в ученической форме, кукла Буратино, портфель, в котором лежат учебные и не учебные вещи (на усмотрение учителя), портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь.


Наш класс.

1

17.09


Знать правилами поведения в школьном кабинете.


классная комната.





До свидания, лето!

1

24.09


Знать: признаки осени.

Уметь: показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу.

Знать: название осенних месяцев. Признаки осени, сентябрь, октябрь, ноябрь.

«Осень». Картинки с изображением отдельных признаков осени.



Здравствуй, осень!

1

1.10



До свидания, лето! Здравствуй, осень! Закрепление

1

8.10



Разноцветные листья деревьев. (Экскурсия).

1

15.10


Иметь представления о разноцветных осенних листьях.

Иметь представления о растениях ближайшего окружения, о изменениях в жизни растений осенью.

Осенние листья

«Осенние листья».

НРК

Бумага желтого, красного, зеленого цвета.


Осенние цветы и травы. (Экскурсия).

1

22.10


Знать осенние цветы.

Иметь представление о значении осенних цветов в жизни человека.

Иметь представление о строении цветка.

Осенние цветы, части цветка: корень, стебель, лист, цветок.

«Узнай и раскрась».

ИЗО

Картинки с изображением осенних цветов, или натуральные цветы, картинка, на которой изображены части цветка.


Апликация из листьев

1

29.10




Иметь представление о работе дворника осенью. Уметь выполнять простую аппликацию из листьев.

Словарь: Метла

Виды работ: Выполнение аппликации из природного материала. Уборка территории. Ручной труд. Сборка осенних листьев.

Оборудование: Картинки с изображением различных простых аппликаций. Метёлки.


Для умелых рук. Сборка осенних листьев.

1

12.11



Признаки осени(дождь)

1

19.11



Для умелых рук. Выполнение аппликации из природного материала.

1

26.11



Начало зимы. Как птицы и звери готовятся к зиме

1

3.12


1. картинки зверей, птиц, презентация

модели зверей




Стихотворение Ю. Тувима. Маски с изображением овощей. Предметная картинка с изображением животных



Хозяйка однажды с базара пришла... (овощи и фрукты). Различие по вкусу.

1

10.12


1.Знать назначение овощей.

2.Уметь классифицировать и называть овощи и фрукты.

3.Уметь определять на вкус, на ощупь овощи, фрукты.


Овощи, фрукты.

«Овощи».

«Овощи и фрукты».

«Узнай».


Стихотворение Ю. Тувима. Маски с изображением овощей. Предметная картинка с изображением кастрюли.

1.Картинка с изображением сада и огорода, картинки из серии "Овощи и фрукты".

2.Свежие овощи, фрукты.


Дикие и домашние животные (строение, образ жизни, дифференцирование).

1

17.12


1.Знать о строении тела домашних (диких) животных, птиц.

2.Иметь представления о самих животных, о том, чем они питаются.

3.Уметь соотносить речевой звук с животным.


Дикие и домашние животные

«Собери».

«Покорми животных».

«Кто, как кричит».


Разрезанная на части картинка с изображением птицы (домашней и дикой), животного (домашнего и дикого). Картинки из серии Домашние (дикие) животные". Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови... Ширма, игрушки (кошка, собака, птичка, петух и т.д.).


Дикие и домашние животные. Повторение.

1

24.12


1.Знать о строении тела домашних (диких) животных, птиц.

2.Иметь представления о самих животных, о том, чем они питаются.

3.Уметь соотносить речевой звук с животным.


Дикие и домашние животные

«Собери».

«Покорми животных».

«Кто, как кричит».


Разрезанная на части картинка с изображением птицы (домашней и дикой), животного (домашнего и дикого). Картинки из серии Домашние (дикие) животные". Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови... Ширма, игрушки (кошка, собака, птичка, петух и т.д.).


Дикие и домашние животные зимой

1

14.01


1.Знать значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни.

2.Уметь различать диких и домашних животных.



«Помоги домашним (диким) животным».


Трафареты с изображением домашних (диких) животных. Картинка с изображением дома, сарая, конуры (леса, куста, берлоги, дупла).


Дикие и домашние животные зимой Закрепление.

1

21.01


1.Знать значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни.

2.Уметь различать диких и домашних животных.



Помоги домашним (диким) животным».


Трафареты с изображением домашних (диких) животных. Картинка с изображением дома, сарая, конуры (леса, куста, берлоги, дупла).


Домашние птицы (строение, образ жизни, дифференцирование).

1

28.01


1.Знать строение тела птиц.

2.Знать, чем отличаются домашние птицы от диких.

Дикие и домашние птицы, строение тела.

«Что есть у птиц».



Отдельные картинки, где изображены части тела птиц.

Дикие птицы

(строение, образ жизни, дифференцирование)

1

4.02


1.Знать строение тела птиц.

2.Знать, чем отличаются домашние птицы от диких.

Дикие и домашние птицы, строение тела.

«Что есть у птиц».



Отдельные картинки, где изображены части тела птиц.

Дикие птицы весной

1

11.02


Узнавать птиц по словесному описанию.

Дикие и домашние птицы.

«Птица».


Картинки из серии "Птицы".

Домашние птицы весной

1

18.02


Узнавать птиц по словесному описанию.

Дикие и домашние птицы.

«Птица».


Картинки из серии "Птицы".

Насекомые весной

1

4.03


1.Знать о жизни насекомых осенью.

2. Иметь представления о пользе и вреде насекомых.

Словарь: Насекомые

Виды работ: «Насекомые весной».

Оборудование: Маски насекомых (кузнечика, бабочки, жука, паука).

Насекомые весной. Повторение.

1

11.03


Апликация- цветы весной

1

18.03


1.Уметь учитывать при выборе одежды сезонные изменения в природе.

2.Уметь правильно называть предметы верхней одежды.

Словарь: Сезонная одежда.

Виды работ: «Одень куклу».

Оборудование:

Кукла; четыре комплекта одежды на разные времена года.

Апрель-капель!

1

25.02


Труд людей (Практическая работа).

1

8.04




готовим инструменты к работе



Весна пришла!!!

1

15.04


1.Знать признаки весны

2.Уметь показывать действиями и проговаривать признаки зимы, подражая педагогу.

Словарь: Признаки весны

Виды работ: «Весна» (По аналогии игры «Осень»).


Оборудование:

Картинки с изображением отдельных признаков весны


Здравствуй, весны (повторение)

1

22.04


1.Знать признаки весны

2.Уметь показывать действиями и проговаривать признаки весны, подражая педагогу.

Словарь: Признаки весны

Виды работ: «Весна» (По аналогии игры «Осень»).


Оборудование:

Картинки с изображением отдельных признаков весны


Деревья весной

1

29.04


Словарь: март ,апрель ,май

Виды работ: береза

Оборудование:

Макет дерева, вата.

Зеленое лето!

1

6.05


Уход за комнатными растениями. (Практическая работа).

1

13.05


1.Иметь представление о некоторых комнатных растениях.

2.Уметь находить части комнатных растений.

3.Уметь ухаживать за комнатными растениями.

Комнатные растения, герань, бегония, фиалка

«Посадим комнатное растение».




Дикие животные летом

1

20.05


1.Уметь различать диких и домашних животных.

2.Уметь составлять рассказ-описание по опорным картинкам.

3.Знать привычки и повадки диких и домашних животных зимой.

Словарь: Дикие и домашние животные

Виды работ: «Собери».

«Покорми животных».

«Кто, как кричит».

Оборудование:

Разрезанная на части картинка с изображением птицы (домашней и дикой), животного (домашнего и дикого). Картинки из серии "Домашние (дикие) животные".

Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови...

Ширма, игрушки (кошка, собака, птичка, петух и т.д.).