МОУ Ховринская ООШ
РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 9 КЛАССЕ
С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Подготовка к ОГЭ
2019 – 20 учебный год
Учитель русского языка
Г. А. Блинова
Индивидуальный образовательный маршрут
для учащихся «группы риска»
по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
.
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по русскому языку для 9 класса создан на основе «Федерального государственного стандарта основного общего образования», «Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, сост. Харитонова, изд. Дрофа, 2015 год», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» под ред. Ладыженской Т.Ф., учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией Ладыженской Т.Ф.
ИОМ детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковедческая компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. ИОМ предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
-изученные разделы науки о языке;
-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
- орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
- уметь объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях
Литература
Перечень учебно-методического обеспечения для учащегося.
учебник «Русский язык. 9 кл.» Ладыженская Т.Ф; 2-е изд.. –М,: дрофа, 2017
Словари и справочники:
1.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Интернет-ресурсы для ученика :
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
https://rus-oge.sdamgia.ru Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ОГЭ» (http://решуoгэ.рф, http://oge.sdamgia.ru)
https://www.youtube.com/watch?v=oKfj98vycWs Русский язык| Подготовка к ОГЭ 2017|
https://interneturok.ru/russian/9-klass Образовательный портал InternetUrok.ru
https://www.youtube.com/playlist?list=PL-qqqC4sJBlHRuajPh3eWn5SsuE5kJ9fP Русский язык 9
Время проведения: среда, после уроков и консультаций.
Учитель: Блинова Галина Александровна
Список учащихся «группы риска»:
1.Каримов Муслим
Цели и задачи:
1. Диагностика уровня обученности (мониторинг на входе). Выявление детей «группы риска».
2. Беседа в форме «откровенного разговора» о причинах и путях преодоления неуспехов по данному предмету.
3.Календарно-тематическое планирование дополнительных занятий.
4. Индивидуальные занятия с учащимися « группы риска» (см. режим работы учителя).
5. Рекомендации по повторению пройденного материала во время занятий записывать в специальную тетрадь с указанием параграфов для закрепления дома.
6. Своевременное информирование администрации школы, классного руководителя о посещении индивидуальных занятий учащимися «группы риска».
7. Беседы с родителями.
9. Обеспечение типовыми тестовыми заданиями ОГЭ.
10. Диагностика обученности учащихся согласно тематическому планированию индивидуальных занятий по вышеперечисленным материалам.
11. Готовность заниматься с учащимися «группы риска» в удобное для них время.
№п/п | Тема | Формы занятий | С кем проводится работа | Дата |
| |
1 | Средства речевой выразительности: фразеологизмы, метафора, эпитеты (задание 3). | Практическая работа. Тесты. Анализ текстов. Тренировочные упражнения. | Каримов М. | | |
2 | Средства речевой выразительности: фразеологизмы, метафора, эпитеты (задание 3). | Практическая работа. Тесты. Анализ текстов. Тренировочные упражнения. | Каримов М | | |
3 | Средства речевой выразительности: эпитеты, сравнения, гипербола (задание 3). | Анализ текстов. Практическая работа. Тесты. | Каримов М. | | |
4 | Средства речевой выразительности: эпитеты, сравнения, гипербола (задание 3). | Анализ текстов. Практическая работа. Тесты. | Каримов М. | | |
5 | Правописание приставок, изменяющихся и не изменяющихся на письме (задание 4). | Словарный диктант. Тесты. Работа с деформированным текстом. | Каримов М. | | |
6 | Правописание приставок, изменяющихся и не изменяющихся на письме (задание 4). | Словарный диктант. Тесты. Работа с деформированным текстом. | Каримов М. | | |
7 | Правописание Н, НН в прилагательных, причастиях, наречиях (задание 5). | Обучающий диктант. Работа с деформированным текстом. | Каримов М. | | |
8 | Правописание Н, НН в прилагательных, причастиях, наречиях (задание 5). | Обучающий диктант. Работа с деформированным текстом. | Каримов М. | | |
9 | Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Согласование, управление, примыкание (задание 7). | Графический диктант. Выполнение тестовых заданий с комментированием. | Каримов М. | | |
10 | Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Согласование, управление, примыкание (задание 7). | Графический диктант. Выполнение тестовых заданий с комментированием. | Каримов М. | | |
11 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. (задание 8). | Практическая работа. Синтаксический разбор предложений. Составление схемы предложений. | Каримов М. | | |
12 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. (задание 8). | Практическая работа. Синтаксический разбор предложений. Составление схемы предложений. | Каримов М. | | |
13 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений, приложений, обстоятельств (задание 9). | Работа по карточкам. Выполнение тестовых заданий. Тренировочные упражнения. | Каримов М. | | |
14 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений, приложений, обстоятельств (задание 9). | Работа по карточкам. Выполнение тестовых заданий. Тренировочные упражнения. | Каримов М. | | |
15 | Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах (задание 10). | Работа по таблице. Заполнение таблицы примерами. Выполнение тестовых заданий с комментированием. | Каримов М. | | |
16 | Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах (задание 10). | Работа по таблице. Заполнение таблицы примерами. Выполнение тестовых заданий с комментированием. | Каримов М. | | |
17 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях (задание12). | Тренировочные упражнения. Выполнение тестовых заданий с комментированием. | Каримов М. | | |
18 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях (задание12). | Тренировочные упражнения. Выполнение тестовых заданий с комментированием. | Каримов М. | | |
19 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях (задание 12). | Работа по карточкам. Составление схемы предложений. Тренировочные упражнения. | Каримов М. | | |
20 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях (задание 12). | Работа по карточкам. Составление схемы предложений. Тренировочные упражнения. | Каримов М. | | |
21 | Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных (задание13). | Комментированное письмо. Выполнение тестовых заданий с комментированием. | Каримов М. | | |
22 | Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных (задание13). | Комментированное письмо. Выполнение тестовых заданий с комментированием. | Каримов М. | | |
23 | Сложноподчиненные предложения с неоднородным подчинением придаточных (задание 13). | Составление схемы предложений. Синтаксический разбор предложений. | Каримов М. | | |
24 | Сложноподчиненные предложения с неоднородным подчинением придаточных (задание 13). | Составление схемы предложений. Синтаксический разбор предложений. | Каримов М. | | |
25 | Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных (задание13). | Составление схемы предложений. Синтаксический разбор предложений. Тренировочные упражнения. | Каримов М. | | |
26 | Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных (задание13). | Составление схемы предложений. Синтаксический разбор предложений. Тренировочные упражнения. | Каримов М. | | |
27 | Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью (задание 14). | Работа по карточкам. Тесты. Синтаксический разбор предложений. | Каримов М. | | |
28 | Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью (задание 14). | Работа по карточкам. Тесты. Синтаксический разбор предложений. | Каримов М. | | |
29 | Сочинение-рассуждение. Тезис, доказательство, вывод. | Работа с текстом. | Каримов М. | | |
30 | Сочинение-рассуждение. Тезис, доказательство, вывод. | Работа с текстом. | Каримов М. | | |
31 | Сочинение-рассуждение. Тезис, доказательство, вывод. | Работа с текстом. | Каримов М. | | |
32 | Изложение. Приемы сжатия. | Работа над приемами сжатия текста. Работа с текстами. | Каримов М. | | |
33 | Изложение. Приемы сжатия. | Работа над приемами сжатия текста. Работа с текстами. | Каримов М. | | |
34 | Изложение. Приемы сжатия. | Работа над приемами сжатия текста. Работа с текстами. | Каримов М. | | |