ГБДОУ ЛНР «Брянковский ясли-сад №1 «Звёздочка»
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя младшей группы
Матюхиной Л.В.
на 2024-2025 уч. год
«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
г. Брянка
Тема: «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
Цель:
Внедрять современные методы и приёмы работы в нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, информации из интернета, самообразования;
Разработать перспективный план работы с детьми по парциальной программе дошкольного образования «Мой край»;
Привлечь внимание родителей к проблемам нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
Формировать у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям
Разработать проект по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии»;
Пополнить уголок патриотического воспитания новыми пособиями согласно регионального компонента;
Подготовить мастер-класс для родителей по теме: «Знакомимся с праздниками через сказку».
Актуальность темы:
В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. «Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны» (С. А. Козлова). Именно акцент на знание истории малой Родины, природных и культурных ценностей родного края поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным ценностям всей страны. То есть, проще говоря, воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей, – с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу. Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе побудило меня к углублённой работе над этой темой. Одним из приоритетных направлений моей работы является внедрение современных подходов (ТАФИ-технология, элементы «Музейной педагогики», проектная деятельность, интерактивные спектакли) в работу по патриотическому воспитанию детей. Патриотическое воспитание детей в рамках дошкольного воспитания определяется как целенаправленный процесс педагогического воздействия, направленный на привитие воспитанникам элементарных представлений об особенностях быта и культуры своего родного края, значимости семейных ценностей, развития патриотических чувств гордости, принадлежности к конкретной местности с точки зрения Отечества.
Перспективный план:
Месяц | Работа воспитателя | Взаимодействие воспитателя с детьми | Взаимодействие воспитателя с родителями |
Сентябрь | Составление перспективного плана по теме самообразования. Постановка целей и задач по выбранной теме. Разработка перспективного плана работы с детьми по парциальной программе дошкольного образования «Мой край». Внедрение в работу с детьми проекта «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии». Участие в онлайн-марафоне «Музейная педагогика». | Работа по проекту «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии»; Работа по реализации парциальной программы дошкольного образования «Мой край» согласно перспективного плана. | Интерактивный плакат «День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков» «День присоединения Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей к России» Консультации ««О необходимости заучивания детьми домашних адресов», |
Октябрь | Вебинар Академии Минспросвещения по технологии "Мягкая среда ТАФИ" Пополнение РППС: схемы к пособию «Вязаная графика» Изучение литературы: Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова - Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. | Работа по проекту «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии»; Работа по реализации парциальной программы дошкольного образования «Мой край» согласно перспективного плана. | Интерактивный плакат «День бабушек и дедушек» «День отца в России» Флешмоб «Стихи для папы» Консультация «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка» Фотовыставка «Урожай с нашего огорода» |
Ноябрь | Вебинар по теме «Музейная педагогика для дошкольника в рамках воспитания патриота и гражданина: методы и приемы» Оформление картотеки целевых экскурсий и прогулок в младшей группе Изучение методической литературы «Музейная педагогика: Из опыта методической работы/ под ред. А.Н. Морозовой, О.В.Мельниковой. - М.: ТЦ «Сфера», 2006 г | Работа по проекту «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии»; Работа по реализации парциальной программы дошкольного образования «Мой край» согласно перспективного плана. | Интерактивный плакат «День народного единства» «День матери в России» Видеопоздравление «Мамочке любимой» Мини-акция «Кормушка для пичужки» |
Декабрь | Мастер-класс для педагогов «Новогодние чудеса из «Вязаной графики». Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с. Пополнение РППС: изготовление тематического альбома «Народные ремёсла моего края» | Работа по проекту «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии»; Работа по реализации парциальной программы дошкольного образования «Мой край» согласно перспективного плана. | Интерактивный плакат «День Святого Николая» «Новый год» Участие в создании мини-музея «Ёлочная игрушка моей семьи» Консультация «Подарите детям сказку» |
Январь | Изучение опыта работы «ТАФИ - среда или Мягкая педагогика в развитии малышей!» Короткова Клавдия Георгиевна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Алёнушка», г. Тейково | Работа по проекту «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии»; Работа по реализации парциальной программы дошкольного образования «Мой край» согласно перспективного плана. | Интерактивный плакат «Рождество» Консультация «Зимние прогулки в природу» Памятка для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей» |
Февраль | Онлайн просмотр мастер - класса "Новые возможности музейной педагогики" Изучение методической литературы: Е. Д. Файзуллаева, А. И. Сергеева – Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2018. – 71с. 4. Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду: научно-методический журнал / ООО ИД «Цветной мир». — Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 65 с. | Работа по проекту «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии»; Работа по реализации парциальной программы дошкольного образования «Мой край» согласно перспективного плана. | Интерактивный плакат «День российской науки» «День защитника Отечества» «Масленица» Развлечение к Дню защитника Отечества Фотовыставка «Мой папа самый лучший» |
Март | Игровой практикум для педагогов «Открытки к 8 Марта» Пополнение РППС: Дидактическая игра «Мамины профессии», коллекция открыток к «8 марта». | Работа по проекту «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии»; Работа по реализации парциальной программы дошкольного образования «Мой край» согласно перспективного плана. | Интерактивный плакат «Международный женский день» «Масленица» Развлечение к Международному женскому дню. Изготовление книжек-малышек. Фотовыставка «Мамины помощники» |
Апрель | Публикации из опыта работы на образовательных сайтах. Оформление альбома «История нашего посёлка» | Работа по проекту «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии»; Работа по реализации парциальной программы дошкольного образования «Мой край» согласно перспективного плана. | Интерактивный плакат «Международный день птиц» «День космонавтики и авиации» Мини-акция «День птиц» Папка-передвижка «Здоровье без лекарств» Мастер-класс для родителей по теме: «Знакомимся с праздниками через сказку». |
Май | Подготовка отчёта по самообразованию с презентацией опыта работы для итогового педагогического совета. | Работа по проекту «Знакомство детей с государственными и региональными праздниками средствами ТАФИ-технологии»; Работа по реализации парциальной программы дошкольного образования «Мой край» согласно перспективного плана. | Интерактивный плакат «День Победы» «День Республики» Флешмоб к Дню Республики Консультация «Знакомим детей с памятными местами нашего города» |
Литература:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
2.Парциальная программа дошкольного образования «Мой край»
3. Е. Д. Файзуллаева, А. И. Сергеева – Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2018. – 71с. 4. Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду: научно-методический журнал / ООО ИД «Цветной мир». — Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 65 с.
4. «Музейная педагогика: Из опыта методической работы/ под ред. А.Н. Морозовой, О.В.Мельниковой. - М.: ТЦ «Сфера», 2006 г
5. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова - Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.
6.Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 — 216 с.