СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект ученицы 8 класса Смирновой Екатерины

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный  проект  ученицы 8  класса  Смирновой  Екатерины "Липовый ли  мёд?"

 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект ученицы 8 класса Смирновой Екатерины»

МКОУ « Днепровская СШ»

  

 

 

 

 

 

Индивидуальный проект

по химии

 «Липовый» ли мёд»

 

 

ученицы 8 класса

Смирновой Екатерины

 

Руководитель проекта: учитель химии Калинкина Галина Викторовна















д. Днепровское

 

2022 год





Паспорт проекта

Тема проекта

«Липовый» ли мёд

ФИ автора проекта, класс

Смирнова Екатерина, 9 класс

ФИО и должность руководителя

Калинкина Г.В., учитель химии

Актуальность

Мёд - это полезный и вкусный продукт.

У хорошего пчеловода нет плохого мёда.

Объект исследования

Образцы мёда

Предмет исследования

Способы определения качества мёда

Проблема

Почему люди иногда приобретают некачественный мёд?

Цель

Изучить способы определения качества мёда. Экспериментальным путём научиться определять качественный мёд

Гипотеза

Только натуральный и качественный мёд может быть полезным. Чтобы обезопасить себя от подделки, нужно уметь использовать доступные способы проверки

Задачи

       узнать историю развития пчеловодства;

        рассмотреть виды мёда;

        изучить состав мёда

  • Узнать полезные свойства мёда.

  • Провести эксперименты, позволяющие определить качество мёда

Результаты

1.Узнала, что мёд бывает качественным и некачественным

2.Узнала, что есть доступные способы проверки мёда на качество.

3.Я узнала состав мёда, его пользу и вред

Практическая значимость

Умение определять натуральный качественный мёд

.

Методы исследования

1. Наблюдение 2. Анализ

3. Эксперимент 4. Сравнение














































Введение…………………………………………………………………

3

Глава 1. С древности до наших дней. По страницам истории ……….

5

Глава 2.  «Пища богов»…………………………………………………

7

2.1. Классификация и состав мёда………………………………………

7

2.2. Условия хранения мёда….………………………….………………

10

2.3. Полезные свойства мёда…...……………………………………….

11

Глава 3. Методы исследования мёда в домашних условиях……….…

12

3.1. Определение примесей в мёде и его качества.……………………

12

3.2. Определение натурального мёда по цвету, аромату и вкусу..……

14

Заключение………………………………………………………………

16

Список литературы……………………...………………………………

17

Приложения……………………………




































Мёд – это продукт, который полезен и любим многими людьми. Одни его ценят за необыкновенный вкус, другие – за полезные свойства.

Однако, мёд – мёду рознь. Понимать это нужно, покупая «сладости» не у пчеловода, а например, на рынке и даже в магазине. Недобросовестные продавцы часто пользуются неосведомленностью покупателей и под видом настоящего меда продают подделку или некачественный продукт.

Я никогда не была на пасеке и не видела процесс получения меда в естественных условиях, не знакома с качественными характеристиками мёда. Меня заинтересовало, как, непосвященному в тонкости пчеловодства человеку, научится отличать настоящий мёд от суррогата или медового продукта. Именно поэтому тема определения качества мёда в домашних условиях – актуальная для изучения.

Цель исследовательской работы – выяснить, как доступным способом определить качество мёда и отличить настоящий мёд от подделки, выявить мёд низкого качества.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

-  изучить состав  мёда и его виды;

- выявить свойства, характеризующие настоящий мёд;

- провести исследование качества мёда в домашних условиях, чтобы научиться отличать настоящий мёд от подделки;

- продемонстрировать методы, помогающие определить подделку. Базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй  группе отнесены специализированные периодические издания. К третьей -  справочная и энциклопедическая литература. И к четвёртой группе  отнесены специализированные веб-сайты.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

       поиск и изучение необходимой информации, её обобщение и анализ

       проведение опроса среди одноклассников

       анализ полученных данных

       проведение экспериментов по определению качества мёда и  представление результата.


Глава 1. С древности до наших дней. По страницам истории

И стория меда уходит корнями в глубину тысячелетий. Сегодня ученые уверены в том, что первобытный человек начал охотиться на ульи диких пчел еще в каменном веке. Что касается неоспоримых фактов, то в Аранской пещере (Валенсия, Испания) найден уникальный наскальный рисунок. На нем изображен человек с  кошелкой, который карабкается на отвесную скалу или дерево в окружении диких пчел. Согласно радиоуглеродному исследованию, возраст этой находки колеблется в пределах 7-8 тыс. лет.

История меда рассказывает нам о том, что древние греки первыми начали изучать повадки пчел. Они всерьез задумывались над тем, чтобы приручить этих насекомых.

В Средние века мёд был так же ценен, как соль. На протяжении столетий он был важным предметом торговли. Во многих странах даже налоги платили мёдом.

         На Руси первое упоминание о мёде датируется 945 годом в Лаврентьевской летописи. Правда, не как о продукте питания, а как о напитке. Пчелиный продукт на Руси не только употреблялся в пищу,  применялся врачевателями для исцеления больных, он являлся одним из главных элементов торговли. Наши предки хорошо знали, кто приносит больше меда: пчела дикая или домашняя. Поэтому они активно занимались бортничеством (исконное название пчеловодства на Руси). Вместо ульев, они использовали огромные, пустотелые деревянные колоды – борти.

Торговать этим продуктом могли все. Но лишь единицы занимались этой профессией. А все потому, что бортничество требовало не дюжей силы и выносливости, а - что более важно – смекалки.

С амый больший вклад в развитие пчеловодства сделал русский ученый –  Прокопович  Петр Иванович. Именно он в начале XIX века создал первый в мире безрамочный улей – сапетку. Позже пчеловодство превратилось в целую науку. Пасечники всех стран усердно работали над усовершенствованием пчелиных домиков. В конечном счете, умельцы соорудили современный сотовый улей. Его прелесть в том, что он позволяет собирать мед, не выкуривая пчел из него.

Вплоть до петровских времен мед являлся основным сладким продуктом в России и Украине. С изобретением метода получения рафинированного сахара из сахарной свеклы и тростника, мед утратил свою монополию среди сладких продуктов.



 

Глава 2. «Пища богов»

2.1. Классификация и состав мёда

П режде всего, я решила выяснить, что же такое мёд и  нашёла  в Толковом словаре русского языка такое определение: «Мед - густоватое, липкое и сладкое вещество, выделяемое пчелой медуницей, в виде сотов, в восковых ячейках». А в источниках, описывающих продукты пчеловодства, даётся следующее определение: «мед - это сладкое, вязкое вещество, которое вырабатывается пчелами из нектаров растений, а также из медвяной росы (сладкая жидкость, выделяемая клетками растений) или пади (сладкая жидкость, которая выделяется тлями)».

Мёд различают:

            по происхождению

            по способу добывания

            по консистенции (густоте)

            по цвету

            по вкусу и запаху

В нашей стране известно более 50 видов мёда!

Название меда происходит от места, где мед был собран (горный, полевой, лесной). Наиболее широко распространенные виды меда:

Гречишный мёд – содержит большое количество железа. Также в его состав входит большое количество витаминов и микроэлементов. Цвет данного вида меда может быть темно-желтого, темно-коричневого оттенка. Имеет приятный аромат и терпкий вкус.

Липовый мёд –  содержит фруктозу, глюкозу, воду, полисахариды, сахарозу,  золу, органические кислоты. В его составе порядка 300 минералов и микроэлементов. Является калорийным.

Луговой мед – представляет собой полифлорный продукт. Пчелы вырабатывают его из нескольких десятков видов растений-медоносов. В состав меда входит нектар клевера, чабреца, шалфея, дикой герани, зверобоя, тмина, цикория, василька, душицы, одуванчика, донника, тимьяна, люцерны и других цветов.

Майский мед – у этого вида меда в составе «полный комплект» полезных веществ. Преобладание в нем фруктозы, делает это вид лакомства легче для усвоения. При усвоении фруктозы, как известно, инсулин участия не принимает, а значит, майский сорт меда является той сладостью, которая не способствует развитию сахарного диабета.

 

По происхождению мёд бывает:

Цветочный – образуется в результате сбора и дальнейшей переработки нектара, который выделяется нектарниками как цветковыми, так и нецветковыми растениями;

Падевый – образуется при сборе пчелами пади (сладких выделений тли) и медвяной росы со стеблей и листьев растений. Этот вид меда содержит большее количество, чем цветочный, минеральных веществ и декстринов.

 В зависимости от консистенции мед подразделяют на:

Жидкий – свежий мед имеет именно такое нормальное состояние после откачки его из сот. Может иметь различную степень густоты, которая зависит от меньшего либо большего содержания воды в мёде и частично от температуры воздуха.

«Севший» (или закристаллизовавшийся) – мёд образуется естественным образом из жидкого меда. Наиболее быстро «садится» одуванчиковый мёд; мед, собранный с разнотравья, «садится» спустя 2-3 месяца после его сбора. Закристаллизовавшийся мёд не теряет своих полезных качеств.

Также мёд делится по своему цвету, который зависит от растения, из нектара которого был получен мед: светлого и темного цвета. При этом имеется множество различных оттенков меда от чисто белого цвета до красно-коричневого.

Искусственный мед.

Такой вид меда изготавливают из свекловичного и тростникового сахара, кукурузы, сока арбузов, дыни, взвара цветков липы. Этот вид меда не содержит в своем составе ферментов и не имеет характерного аромата. В искусственный мед добавляют немного натурального меда для появления «медового» аромата и подкрашивают отваром чая или шафрана .

Полная классификация представлена в приложении 1

2.2. Условия хранения мёда

Мед нельзя хранить в металлической посуде, поскольку кислоты, содержащиеся в его составе, могут дать окисление. Такой мед может вызвать неприятные ощущения в желудке и даже привести к отравлению. 
Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой, керамической и деревянной посуде. 

Хранить мед следует при температуре 5 – 100С в сухом хорошо проветриваемом помещении, где нет сильно пахнущих продуктов, так как мед легко воспринимает посторонние запахи.

В сотах или при правильном хранении мед может не портиться очень долго (несколько столетий и даже тысячелетий), т.к. обладает обеззараживающим свойством и губительно действует на многие микробы и плесневые грибки (приложение 2).

2.3. Полезные свойства мёда

Основу меда, как уже известно, составляют два простых сахара: глюкоза и фруктоза. Они содержатся в меде примерно в равных количествах. Сахарозы (свекловичного сахара) в меде немного — всего 2 процента. Мед содержит также органические кислоты (яблочная и др.), белковые вещества и минеральные соли. В меде содержатся витамины С, В1, РР, обнаружены также витамины Н, К, Е.

Наконец, есть в меде и цветочная пыльца, она собственно и является продуктом диетического питания, богатого белками, витаминами, минеральными солями, микроэлементами, гормонами и другими ценными веществами. Воды в меде 17-22 процента.

Вот какова питательная ценность меда! Глюкоза и фруктоза легко усваиваются организмом, а витамины и антибиотические вещества делают мед не только вкусным и ароматным, но и лечебным продуктом.

Мед можно назвать удивительным природным лекарством, оказывающим неповторимое воздействие на организм человека: 

• мед обеззараживает, убивает микробов, оказывает противовоспалительное, рассасывающее и тонизирующее действие;

• мед нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта;

• мед является профилактическим средством от кариеса, стоматитов;

• нормализует сон. 

В ходе выполнения данной работы мною был проведен опрос учащихся школы. Цель данного опроса – выявить, что знают школьники о мёде, употребляют ли его в пищу. Всего было опрошено 14 человек.

Как показал проведённый мною опрос, большинство опрошенных мёд любят и знают о его пользе.

          Собранные сведения систематизированы в таблице 1  и представлены в приложении 3.

 

Глава 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЁДА

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

3.1. Определение примесей в мёде и его качества

Изучив различные источники, мне удалось найти экспресс-методы, которые позволяют предварительно установить, имеются ли подозрения в подделке  мёда, в домашних условиях.   

В своих опытах я использовала натуральный мёд с пасеки (2 вида – липа и гречиха), мёд «липовый» из  магазина, варенье из цветков липы и мёд «цветочный» с рынка. Им были присвоены условные названия «Образец № 1», «Образец № 4», «Образец № 2», «Образец № 3», «Образец № 5».

Проведены следующие опыты:

Опыт № 1.

Образцы мёда были исследованы на однородность структуры, тягучесть, запах, расслаивание, то есть по физическим свойствам.

По данным параметрам исследовались все 5 образцов. Образец № 4 имел выраженный, приятный запах мёда, однородную структуру. У образцов № 1 и №5 запах был слабо выражен, структура однородная. № 2 и № 3 вообще не имели запаха. Образец № 4 стекал с ложки медленно, образуя горку, образец № 1 был кристаллизован и с ложки не стекал, остальные образцы стекали с ложки тонкой струйкой, не образуя горку.

Только два образца мёда - № 1 и № 4 не оставили растекшегося следа на листе бумаги после  обработки мёдом. (Приложение 4).

Опыт № 2.

- Образцы мёда были растворены в воде. Через 5 минут осадок не обнаружился нигде, вода не окрасилась.

- В небольшие порции меда я капнула йод, чтобы узнать добавлялись ли загустители – крахмал или мука. Если добавлялись, то мед посинеет. В моем опыте мед не посинел. Аналогичный опыт был проведен с использованием уксусной кислоты. Мед не вспенился и не зашипел. Значит, ни в одном образце не было мела.  (Приложение 5). Результаты исследования и выводы приведены в таблице 2 (Приложение 6).

 3.2 Цвет, аромат и вкус меда

Цвет, аромат и вкус — это те характеристики мёда, которые тоже могут помочь определить натуральность продукта.

Цвет меда бывает различным и зависит от растения, с которого он был собран. Цвет меда определяют визуально при дневном освещении.

Натуральный мёд обладает приятным запахом. Фальсифицированный - запаха не имеет.

Для определения вкуса меда необходимо проглотить небольшое количество, не запивая водой. Если есть легкое жжение в горле, то мед хороший.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя варенье из цветков липы, похожее на мёд, а также мёд, привезенный с пасеки, купленный в магазине, на рынке, качество которых я проверяла, удалось выяснить, что простому обывателю нелегко отличить их по вкусу, цвету и запаху. Также с помощью опытов было определено, что все образцы соответствуют параметрам качественного продукта.

Что касается непосредственно двух образцов мёда с пасеки, то оба они имели схожие физические характеристики: цвет  от золотисто-желтого до карамельно-коричневого, выраженный аромат, в одном случае кристаллизованную консистенцию. Это дает основания полагать, что пчёл не подкармливали сахарным сиропом. Во время проведения опытов мед не посинел, не шипел, значит, в нём нет примесей (муки, крахмала); не промочил бумагу, поэтому он искусственно не разбавлялся водой или сахарным сиропом. Исследуемый мед - натуральный и качественный.

Моя гипотеза подтвердилась. Эта работа заинтересовала моих одноклассников, и они решили проверить дома мед, купленный родителями.

Работая, я узнала: что человечество с давних времен занимается пчеловодством; познакомилась с пасекой и увидела, как добывают мед; узнала состав меда, и что его используют в различных целях; провела опыты и проверила качество меда; сделала выводы.

Теперь я точно знаю, что мед – очень полезный продукт и всем рекомендую употреблять его, потому что мед нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет, является мощным источником энергии, предохраняет организм от преждевременного старения.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая советская энциклопедия: 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

2. Королев В., Котова В., 750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству: ЭКСМО, 2009г.

3. Суворин А.В., «Умный улей». Ростов-на-Дону: ИД «Владис», 2004 г.

4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, Москва, «Омега», 2006.

5. Хисматуллина Н.З. Апитерапия.– Пермь: Мобиле, 2009.

6.http://fb.ru/article/283294/istoriya-m-da-interesnyie-faktyi-i-pervyie-upominaniya-o-m-de

7. http://pitanie-plus.com/produkty/raznoe/vidy-meda

8. http://funfacts.ru/fakty-o-ede/1279-istorija-meda.html

9. http://www.myshared.ru/slide/179231/

 

 

 Приложение № 1

 

 

 



Приложение 2

В сотах или при правильном хранении мед может не портиться очень долго (несколько столетий и даже тысячелетий).



 

 

 

 

Приложение 3 

 Таковы условия хранения мёда



 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4 

АНКЕТА

                                        Что вы знаете про мёд?

 

1.     Мёд – это продукт, который производят люди или пчёлы?

А  - люди

                                Б - пчёлы

2.     Содержит ли мёд витамины?

                             А – да

                              Б – нет

 

3.     Полезен ли мёд?

А – да

Б – нет

 

4.     Можно ли с его помощью лечить болезни?

А – да

Б – нет

 

5.     Вы любите есть мёд?

А – да

Б – нет

 

Задание: ответь на вопросы и выбери подходящий вариант ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ вопроса

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

Вопрос № 4

Вопрос № 5

Кол-во ответов «А»

0

12

14

14

10

Кол-во ответов «Б»

14

2

0

0

4

Вывод: большинство ребят знают о пользе мёда

 Такую анкету заполнили ученики 8 и 9 классов







 Приложение 5

 

  Образец №4 мёд незрелый, в нём много воды

 

 

 

 

 

 

 Приложение 5

Опыты на реакцию мёда с йодом и уксусной кислотой



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Для сбора 100 гр. мёда, пчела пролетает 46 тыс. км.
 * Пчёлы могут летать с грузом, который весит в несколько раз больше, чем они сами
 * 1 пчела приносит в медовом зобике за 1 раз 40-50 мг нектара
 * Каждый год от укусов пчёл погибает людей больше, чем от укусов змей