План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»
Цель: рассмотреть особенности процесса модернизации начала 19 века
Основные понятия: модернизация, индустриализация, конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.
Организационная часть. Сообщение задач урока.
Переход к изучению нового материала. Вводная беседа
Какой период истории мы с вами изучали в прошлом учебном году? Как называется этот период? (история нового времени)
Каковы хронологические рамки периода истории нового времени, изученного в прошлом году? (1500-1800 годы)
Каковы главные особенности этого времени? (промышленная революция, религиозные войны и реформация, формирование капитализма)
Изучение нового материала
План:
Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация
Завершение промышленного переворота
Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм
Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация
Нам предстоит изучить новый период в истории человечества.
Давайте познакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913 годы)
Какое событие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война). Правда, есть точка зрения, что период новой истории заканчивается в 1900 году.
Особенностью периода является начало процеса модернизации.
Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное
Особенности модернизации:
В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни
В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения
В экономической сфере – индустриализация
В области культуры – быстрый рост научных знаний
Индустриализация – процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин с помощью машин
Итория развития разных стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разных странах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленного переворота.
Что такое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)
В какой стране раньше он начался? (в Великобритании)
В каких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия, Франция, США)
Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странами старого капитализма.
Работа по заполнению таблицы:
Эшелоны модернизации в начале XIX века
Первый эшелон | Второй эшелон | Третий эшелон |
Страны старого капитализма | Страны молодого капитализма | Традиционное общество |
Англия Франция | США Германия Италия Япония Россия Автрийская империя | Китай Страны Латинской Америки |
Развитие капитализма шло естественным образом | Развитие капитализма за счет реформ | Процессы модернизации ограниченны |
Завершение промышленного переворота
Работа с презентацией, заполнение таблицы по ходу расказа учителя
Технические изобретения XIX века
Дата | Изобретение | Автор | Значение |
1800 | Токарный станок из металла | Модслей (Англия) | Производство машин при помощи машин |
| Автоматический текстильный станок | Ж. М. Жаккар (Франция) | Заменил ручной труд |
1856 | Конвертер | Г. Бессемер (Англия) | Выплавка стали |
| Плавильная печь | Братья Э. и П. Мартены (Франция) | Выплавка стали более высокого качества |
1825 | Первая железная дорога Стоктон - Дарлингтон | Джорж Стефенсон (Англия) | Начало переворота в сфере транспорта, жулезнодорожный бум |
1879 | Первая электричка | Эрнст Вернер Сименс | Ипользование электричества для железной дороги |
1803 | Первый пароход (испытан на реке Сене) | Р. Фултон (Франция) | Замена парусного флота паровым |
1807 | Пароход «Клермон» | Р. Фултон | Замена парусного флота паровым |
1819 | Пароход «Саванна» | | совершил трансатлантическое путешествие |
1803 | Автомобиль с паровым двигателем | Эванс (США), Тревитик (Англия) | Появление первого автомобиля |
1885 | Автомобиль с бензиновым двигателем | Карл Бенц (Германия) | |
1895 | Праобраз современного автомобиля | Готлиб Даймлер (Германия) | |
1908 | Автомобиль «модель Т» | Генри Форд (США) | Появление дешевого автомобиля |
4 июня 1783 | Полет воздушного шара (аэростата) | Братья Монгольфье (Франция) усовершенствовал Жак Шарль | Первый полет в воздухе |
1900 | Дирижабль «Цеппелин» (длина 128 м) | Фердинанд фон Цеппелин (Германия) | Полет тела тяжелее воздуха, управляемый аэростат |
1902 | Планер с бензиновым двигателем | Братья Райт (США) | Начало самолетостроения |
1803 | Изобретение шпранели (разрывного снаряда) | Х. Шпранел (Англия) | Рост убойной силы оружия |
1862 | Изобретение нитроглицерина, изготовление динамита | Альфред Нобель (Швеция) | Получение оружия большой разрушительной силы |
1835 | Револьвер | Сэмюэл Кольт (США) | Автоматическое оружие |
1875 | Электродуговая лампа | П.Н. Яблочков (Россия) | Электрическое освещение общественных мест |
1880 | Лампа накаливания | Т. Эдисон (США) | Овещение закрытых помещений |
1843 | Телеграфная линия Балтимор-Вашингтон с использованием кодовой азбуки | Морзе | Передача информации, связь |
1899 | Бепроволочный телеграф (радио) | А. Попов (Россия) Г. Маркони (Италия) | Передача информации, связь |
1876 | Телефон | М. Грей, А. Белл (США) | Передача информации, связь |
Вывод: технические изобретения заложили основу для развития современного общества (символ этого времени – Эйфелева башня)
Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм
В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.
Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере
Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль
Первая половина XIX века – период свободной конкуренции. Но уже к 1870-1880 гг. производственая сфера завоевывается монополиями.
Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.
Сложились различные формы монополистических объединений:
Картель – объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта
Синдикат – объединение, занимающееся совместным сбытом продукции
Трест – полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности
Концерн – объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы
Т.О. складывается монополистический капитализм (империализм).
Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.
Закрепление изученного материала:
Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
Что такое капиталистическая монополия?
Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
Какие формы слияния предприятий вы знаете?
Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?
Признаки империализма – по учебнику стр. 20 – выписать
Сочетание свободной конкурсенции и монополии
Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
Экономический раздел мира на сферы влияния
Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством
Домашнее задание:
§1-2, ответить на вопросы, словарная работа
«Индустриальное общество.
Новые проблемы и новые ценности.»
Ход урока:
Здравствуйте ребята!
На прошлом уроке вы говорили об индустриальных революциях их достижениях и проблемах. Давайте вспомним, что такое
индустриальное общество? (черты: разделение труда, массовое ппроизводство товаров, машинизация и автоматизация производства, высокий уровень миграции населения, бурный рост городов, возрастание государственного регулирования).
Монополия? (исключительное, монопольное право в какой-либо сфере деятельности государства или организации (свое господство в определенной отрасли хозяйства)).
Синдикат? (объединения, занимавшиеся совместным сбытом продукции)
Концерн? (объединения трестов или предприятий, зависящих от определенной монополистической группы)
Трест? (полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции)
Картель? (форма слияния предприятий, определявшая цену и делившая рынки сбыта)
(Если забыли, можете подсмотреть в учебнике)
Ну и чтобы завершить повторения, мы проведем небольшой письменный опрос.
(Раздаточный материал №1)
Согласны ли Вы с утверждением:
Технический прогресс и новые средства связи связаны с Семюэлом Морзе и Александром Беллом? (Да)
Развитию автомобилестроения способствовало создание управляемого аэростата? (Нет, потому что был изобретен двигатель внутреннего возгорания)
В 1903 году американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии 1-й автомобиль с паровым двигателем? (Нет, он его пустил 100 лет назад, в 1803)
Первым современным станком из металла считается токарный станок Генри Модсли изобретенный в 1800 году? (Да).
Успехи технического прогресса ускорили промышленный рост развитых европейских стран и США? (Да, новые изобрения, выросли города)
На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистически капитализм? (Да)
Меняемся вариантами и проверяем. Кто на все 6 ответил? Поставьте себе 5! Кто сделал одну или две ошибки? Поставьте себе 4! У кого 3 неверных варианта? Не надо ставить себе оценку, надо будет еще подучить этот материал!
Итак, проверили, оценки себе поставили! Молодцы! Продолжаем наш разговор!
И сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно вопрос как менялась структура общества.
Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному. На протяжении всего 19 века индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процессе модернизации.
А вы понимаете, что такое структура общества? Другими словами, какие социальные слои населения составляют основу общества? Посмотрите на доску.
До 18 века 19 век
ТРАДИЦИОННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
Дворяне-землевладельцы
Крестьяне ?
Духовенство
купечество
ДО 18 ВЕКА – ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. (дворяне землевладельцы, крестьяне, духовенство, купечество)
МЫ ПЕРЕШЛИ В 19 ВЕК – ИНДУСТРИАЛЬНОЕ. (???)
Давайте назовем, основные слои этих обществ.
Что же мы должны сегодня узнать? (они должны сформулировать глядя на схему) = Какие слои составляют основу индустриального общества? (Это и будет наша задача урока)
Таким образом, мы сформулировали тему урока:
Социальная структура индустриального общества. Запишем её в тетрадь. (это было целеполагание).
Вот мы тему поставили, а каким образом мы решим эту проблемы? Что нам поможет? Нам поможет учебник, остаточные знания по истории и коллективная работа.
Давайте разделимся на 4 группы. (изучаем понятия новых терминов)
Задание А.
Работая с тексом учебника, сопоставьте и определите значение слов, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному.
(Раздаточный материал №2)
1 минута вам на сопоставление. Составили? Молодцы? Какие слова получились? Отлично!
Теперь каждая группа даст определение одному термину!
Модернизация – исторический процесс от традиционного аграрного общества к современному индустриальному.
Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях.
Революция – радикальное коренное изменение, скачок в развитие общества.
Капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности и эксплуатации наемного труда капиталом. (такое общество, которое было основано на частной собственности и эксплуатации)
(вывешиваю термины на доску)
Вторая группа согласна с этим определением? А третья? Четвертая? Хорошо, четвертая группа повторить это определение.
Таким образом, модернизация, индустриализация, революция, капитализм – эти процессы позволили осуществить переход к индустриальному обществу.
Переходим к решению нашей главной задачи.
Задание Б. Заполните эту схему на основе учебника (стр.28 – 30)
(Раздаточный материал №3)
На это задание Вам (3-4 мин).
Хожу подсказываю.
Работа закончена, обсуждение закончено. На доске ответ. Оцениваем себя.
Итак, назовите, какие же слои общества составляли основу индустриального общества? ……
Аристократия, Буржуазия, Средний класс, Рабочий класс, Крестьянство = Вот основа индустриального общества! (на доске повесить)
Оцените свою работу? 1 группа есть у вас ошибки? (нету – поставьте себе 5, 1 ошибка – поставьте себе 5 с минусом).
Задание В.
Давайте дадим краткую характеристику каждого класса. (можно и нужно пользоваться учебником)
1.Кто такие аристократы? Это крупные землевладельцы! (наследственный привилегированный слой общества, из представителей самых благородных земель)
Аристократия – что значит старая аристократия? (стр.28. )
А что значит новая аристократия? (стр.28)
Они отличаются? (новая - они теряют часть земель, они занимаются политикой, занимают руководящие посты в банках и компаниях).
2. Буржуазия (стр.29) Основной критерий разделения на среднюю, крупную и мелкую – уровень дохода.
Т.е. самый большой доход – крупная, мелкая – маленький доход.
3. Средний класс. (стр.29) (объединил мелкую буржуазию – те, кто возглавлял частные компании, и лиц свободных профессий – инженеры, врачи, преподаватели). Главный признак – устойчивое материальное положение.
4.Рабочий класс (стр.29). он был однородным? (нет) – высоквалифицированне и неквалифицированные. В чем разница? (Одни получали в два раза меньше, а другие имели техническое образование и становились служащими).
5.Крестьянство. Ребят, а как вы думаете какая большая социальная группа сохранилась от традиционного общества?
(Это общественный класс, занятый в сельском хозяйстве и имеющий в своем владении или пользовании землю и другие средства производства).
Итак, мы дали с вами характеристику каждой социальной группы.
И завершая сегодняшний разговор, давайте подумаем, как индустриальная революция, о которой вы говорили на прошлом уроке, повлияла на социальную структуру индустриального общества?
(Раздаточный материал №4)
ДОСТИЖЕНИЯ.
Происходит ли рост городов и городского населения? (Да)
В социальной структуре появляется новый класс? (Да, средний)
Вместе с достижениями появляются и ПРОБЛЕМЫ?
Расслоение общества, условия работы были тяжелыми, с появлением техники появилась безработица, на фабриках использовался детский и женский труд.
Подтвердите мои слова, что это было действительно так? (стр.30-31) Рассмотрите картинки в учебнике.
Эти проблемы привели к женскому движению за уравнение в правах.
Приведите пример, найдя информацию на стр.32. (эмансипация (за уравнение прав с мужчинами) во Франции, в Англии (добились приема в университеты, сохранение детей при разводах).
Таким образом, давайте сделаем вывод. Решили ли мы сегодня задачу урока? (Да, мы узнали о социальных слоях индустриального общества)
Назовем эти слои? (Аристократия, буржуазия, средний класс, рабочий класс и крестьянство) Итак мы видим, что в 19 веке происходило окончательно крушение сословной структуры традиционного общества, и теперь, общество приобрело более сложную структуру!
Если есть время. Синквейн.
Я предлагаю вам завершить урок на хорошей эмоциональной ноте. Давайте напишем стихотворение по нашей теме. Каждая группа сочинит своё.
Правила: существительное. 2 прилагательных. 3 глагола. Фраза. Слово-резюме.
Общество.
Индустриальное, промышленное.
Развивается, изменяется, модернизируется.
Общество приобрело более сложную структуру.
Проблемы. (с развитием нового общества).
А теперь давайте сами себя оценим, как мы поработали на уроке? Сложите 2 оценки, которые вы себе ставили, работая с раздаточным материалом и разделите на 2. Если у кого получилось от 4,6 до 5.0? Молодцы, сегодня вы получаете пятерку. А у кого от 4 до 4,5? У вас четверка. Все молодцы!