СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индустриальная революция

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индустриальная революция»


План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»

Цель: рассмотреть особенности процесса модернизации начала 19 века

Основные понятия: модернизация, индустриализация, конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.

  1. Организационная часть. Сообщение задач урока.

  2. Переход к изучению нового материалаВводная беседа

  • Какой период истории мы с вами изучали в прошлом учебном году? Как называется этот период? (история нового времени)

  • Каковы хронологические рамки периода истории нового времени, изученного в прошлом году? (1500-1800 годы)

  • Каковы главные особенности этого времени? (промышленная революция, религиозные войны и реформация, формирование капитализма)

  1. Изучение нового материала

План:

  1. Хронологические рамки и особенности  второго периода истории нового времени. Модернизация

  2. Завершение промышленного переворота

  3. Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм

  1. Хронологические рамки и особенности  второго периода истории нового времени. Модернизация

Нам предстоит изучить новый период в истории человечества.

Давайте познакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913 годы)

Какое событие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война). Правда, есть точка зрения, что период новой истории заканчивается в 1900 году.

Особенностью периода является начало процеса модернизации.

Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное

Особенности модернизации:

  • В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни

  • В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения

  • В экономической сфере – индустриализация

  • В области культуры – быстрый рост научных знаний

Индустриализация – процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин с помощью машин

Итория развития разных  стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разных странах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленного переворота.

Что такое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)

В какой стране раньше он начался? (в Великобритании)

В каких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия, Франция, США)

Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странами старого капитализма.

Работа по заполнению таблицы:

Эшелоны модернизации в начале XIX века

Первый эшелон

Второй эшелон

Третий эшелон

Страны старого капитализма

Страны молодого капитализма

Традиционное общество

Англия

Франция

США

Германия

Италия

Япония

Россия

Автрийская империя

Китай

Страны Латинской Америки

Развитие капитализма шло естественным образом

Развитие капитализма за счет реформ

Процессы модернизации ограниченны

  1. Завершение промышленного переворота

Работа с презентацией, заполнение таблицы по ходу расказа учителя

Технические изобретения  XIX века

Дата

Изобретение

Автор

Значение

1800

Токарный станок из металла

Модслей (Англия)

Производство машин при помощи машин


Автоматический текстильный станок

Ж. М. Жаккар (Франция)

Заменил ручной труд

1856

Конвертер

Г. Бессемер (Англия)

Выплавка стали


Плавильная печь

Братья Э. и П. Мартены (Франция)

Выплавка стали более высокого качества

1825

Первая железная дорога Стоктон - Дарлингтон

Джорж Стефенсон (Англия)

Начало переворота в сфере транспорта, жулезнодорожный бум

1879

Первая электричка

Эрнст Вернер Сименс

Ипользование электричества для железной дороги

1803

Первый пароход (испытан на реке Сене)

Р. Фултон (Франция)

Замена парусного флота паровым

1807

Пароход «Клермон»

Р. Фултон

Замена парусного флота паровым

1819

Пароход «Саванна»


совершил трансатлантическое путешествие

1803

Автомобиль с паровым двигателем

Эванс (США), Тревитик (Англия)

Появление первого автомобиля

1885

Автомобиль с бензиновым двигателем

Карл Бенц (Германия)


1895

Праобраз современного автомобиля

Готлиб Даймлер (Германия)


1908

Автомобиль «модель Т»

Генри Форд (США)

Появление дешевого автомобиля

4 июня 1783

Полет воздушного шара (аэростата)

Братья Монгольфье (Франция)

усовершенствовал Жак Шарль

Первый полет в воздухе

1900

Дирижабль «Цеппелин» (длина 128 м)

Фердинанд фон Цеппелин (Германия)

Полет тела тяжелее воздуха, управляемый аэростат

1902

Планер с бензиновым двигателем

Братья Райт (США)

Начало самолетостроения

1803

Изобретение шпранели (разрывного снаряда)

Х. Шпранел (Англия)

Рост убойной силы оружия

1862

Изобретение нитроглицерина, изготовление динамита

Альфред Нобель (Швеция)

Получение оружия большой разрушительной силы

1835

Револьвер

Сэмюэл Кольт (США)

Автоматическое оружие

1875

Электродуговая лампа

П.Н. Яблочков (Россия)

Электрическое освещение общественных мест

1880

Лампа накаливания

Т. Эдисон (США)

Овещение закрытых помещений

1843

Телеграфная линия Балтимор-Вашингтон с использованием кодовой азбуки

Морзе

Передача информации, связь

1899

Бепроволочный телеграф (радио)

А. Попов (Россия)

Г. Маркони (Италия)

Передача информации, связь

1876

Телефон

М. Грей, А. Белл (США)

Передача информации, связь

Вывод: технические изобретения заложили основу для развития современного общества (символ этого времени – Эйфелева башня)

  1. Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм

В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.

Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере

Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль

Первая половина XIX века – период свободной конкуренции. Но уже  к 1870-1880 гг. производственая сфера завоевывается монополиями.

Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.

Сложились различные формы монополистических объединений:

Картель – объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта

Синдикат – объединение, занимающееся совместным сбытом продукции

Трест – полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности

Концерн – объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы

Т.О. складывается монополистический капитализм (империализм).

Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.

Закрепление изученного материала:

  • Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?

  • Что такое капиталистическая монополия?

  • Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?

  • Какие формы слияния предприятий вы знаете?

  • Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?

Признаки империализма – по учебнику стр. 20 – выписать

  • Сочетание свободной конкурсенции и монополии

  • Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии

  • Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров

  • Экономический раздел мира на сферы влияния

  • Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством

Домашнее задание:

§1-2, ответить на вопросы, словарная работа


«Индустриальное общество.

Новые проблемы и новые ценности.»

Ход урока:

Здравствуйте ребята!

На прошлом уроке вы говорили об индустриальных революциях их достижениях и проблемах. Давайте вспомним, что такое

индустриальное общество? (черты: разделение труда, массовое ппроизводство товаров, машинизация и автоматизация производства, высокий уровень миграции населения, бурный рост городов, возрастание государственного регулирования).

Монополия? (исключительное, монопольное право в какой-либо сфере деятельности государства или организации (свое господство в определенной отрасли хозяйства)).

Синдикат? (объединения, занимавшиеся совместным сбытом продукции)

Концерн? (объединения трестов или предприятий, зависящих от определенной монополистической группы)

Трест? (полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции)

Картель? (форма слияния предприятий, определявшая цену и делившая рынки сбыта)

(Если забыли, можете подсмотреть в учебнике)



Ну и чтобы завершить повторения, мы проведем небольшой письменный опрос.

(Раздаточный материал №1)

Согласны ли Вы с утверждением:

  1. Технический прогресс и новые средства связи связаны с Семюэлом Морзе и Александром Беллом? (Да)

  2. Развитию автомобилестроения способствовало создание управляемого аэростата? (Нет, потому что был изобретен двигатель внутреннего возгорания)

  3. В 1903 году американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии 1-й автомобиль с паровым двигателем? (Нет, он его пустил 100 лет назад, в 1803)

  4. Первым современным станком из металла считается токарный станок Генри Модсли изобретенный в 1800 году? (Да).

  5. Успехи технического прогресса ускорили промышленный рост развитых европейских стран и США? (Да, новые изобрения, выросли города)

  6. На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистически капитализм? (Да)

Меняемся вариантами и проверяем. Кто на все 6 ответил? Поставьте себе 5! Кто сделал одну или две ошибки? Поставьте себе 4! У кого 3 неверных варианта? Не надо ставить себе оценку, надо будет еще подучить этот материал!

Итак, проверили, оценки себе поставили! Молодцы! Продолжаем наш разговор!



И сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно вопрос как менялась структура общества.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному. На протяжении всего 19 века индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процессе модернизации.



А вы понимаете, что такое структура общества? Другими словами, какие социальные слои населения составляют основу общества? Посмотрите на доску.



До 18 века 19 век

ТРАДИЦИОННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

  1. Дворяне-землевладельцы

  2. Крестьяне ?

  3. Духовенство

  4. купечество



ДО 18 ВЕКА – ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. (дворяне землевладельцы, крестьяне, духовенство, купечество)

МЫ ПЕРЕШЛИ В 19 ВЕК – ИНДУСТРИАЛЬНОЕ. (???)

Давайте назовем, основные слои этих обществ.



Что же мы должны сегодня узнать? (они должны сформулировать глядя на схему) = Какие слои составляют основу индустриального общества? (Это и будет наша задача урока)

Таким образом, мы сформулировали тему урока:

Социальная структура индустриального общества. Запишем её в тетрадь. (это было целеполагание).



Вот мы тему поставили, а каким образом мы решим эту проблемы? Что нам поможет? Нам поможет учебник, остаточные знания по истории и коллективная работа.

Давайте разделимся на 4 группы. (изучаем понятия новых терминов)

Задание А.

Работая с тексом учебника, сопоставьте и определите значение слов, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному.

(Раздаточный материал №2)


1 минута вам на сопоставление. Составили? Молодцы? Какие слова получились? Отлично!

Теперь каждая группа даст определение одному термину!







Модернизация – исторический процесс от традиционного аграрного общества к современному индустриальному.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях.

Революция – радикальное коренное изменение, скачок в развитие общества.

Капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности и эксплуатации наемного труда капиталом. (такое общество, которое было основано на частной собственности и эксплуатации)

(вывешиваю термины на доску)



Вторая группа согласна с этим определением? А третья? Четвертая? Хорошо, четвертая группа повторить это определение.

Таким образом, модернизация, индустриализация, революция, капитализм – эти процессы позволили осуществить переход к индустриальному обществу.


Переходим к решению нашей главной задачи.

Задание Б. Заполните эту схему на основе учебника (стр.28 – 30)

(Раздаточный материал №3)

На это задание Вам (3-4 мин).

Хожу подсказываю.

Работа закончена, обсуждение закончено. На доске ответ. Оцениваем себя.

Итак, назовите, какие же слои общества составляли основу индустриального общества? ……

Аристократия, Буржуазия, Средний класс, Рабочий класс, Крестьянство = Вот основа индустриального общества! (на доске повесить)

Оцените свою работу? 1 группа есть у вас ошибки? (нету – поставьте себе 5, 1 ошибка – поставьте себе 5 с минусом).



Задание В.

Давайте дадим краткую характеристику каждого класса. (можно и нужно пользоваться учебником)

1.Кто такие аристократыЭто крупные землевладельцы! (наследственный привилегированный слой общества, из представителей самых благородных земель)

Аристократия – что значит старая аристократия? (стр.28. )

А что значит новая аристократия? (стр.28)

Они отличаются? (новая - они теряют часть земель, они занимаются политикой, занимают руководящие посты в банках и компаниях).

2. Буржуазия (стр.29) Основной критерий разделения на среднюю, крупную и мелкую – уровень дохода.

Т.е. самый большой доход – крупная, мелкая – маленький доход.

3. Средний класс. (стр.29) (объединил мелкую буржуазию – те, кто возглавлял частные компании, и лиц свободных профессий – инженеры, врачи, преподаватели). Главный признак – устойчивое материальное положение.

4.Рабочий класс (стр.29). он был однородным? (нет) – высоквалифицированне и неквалифицированные. В чем разница? (Одни получали в два раза меньше, а другие имели техническое образование и становились служащими).

5.Крестьянство. Ребят, а как вы думаете какая большая социальная группа сохранилась от традиционного общества?

(Это общественный класс, занятый в сельском хозяйстве и имеющий в своем владении или пользовании землю и другие средства производства).


Итак, мы дали с вами характеристику каждой социальной группы.

И завершая сегодняшний разговор, давайте подумаем, как индустриальная революция, о которой вы говорили на прошлом уроке, повлияла на социальную структуру индустриального общества?

(Раздаточный материал №4)

ДОСТИЖЕНИЯ.

Происходит ли рост городов и городского населения? (Да)

В социальной структуре появляется новый класс? (Да, средний)

Вместе с достижениями появляются и ПРОБЛЕМЫ?

Расслоение общества, условия работы были тяжелыми, с появлением техники появилась безработица, на фабриках использовался детский и женский труд.



Подтвердите мои слова, что это было действительно так? (стр.30-31) Рассмотрите картинки в учебнике.

Эти проблемы привели к женскому движению за уравнение в правах.

Приведите пример, найдя информацию на стр.32. (эмансипация (за уравнение прав с мужчинами) во Франции, в Англии (добились приема в университеты, сохранение детей при разводах).



Таким образом, давайте сделаем вывод. Решили ли мы сегодня задачу урока? (Да, мы узнали о социальных слоях индустриального общества)

Назовем эти слои? (Аристократия, буржуазия, средний класс, рабочий класс и крестьянство) Итак мы видим, что в 19 веке происходило окончательно крушение сословной структуры традиционного общества, и теперь, общество приобрело более сложную структуру!

Если есть время. Синквейн.

Я предлагаю вам завершить урок на хорошей эмоциональной ноте. Давайте напишем стихотворение по нашей теме. Каждая группа сочинит своё.

Правила: существительное. 2 прилагательных. 3 глагола. Фраза. Слово-резюме.

Общество.

Индустриальное, промышленное.

Развивается, изменяется, модернизируется.

Общество приобрело более сложную структуру.

Проблемы. (с развитием нового общества).



А теперь давайте сами себя оценим, как мы поработали на уроке? Сложите 2 оценки, которые вы себе ставили, работая с раздаточным материалом и разделите на 2. Если у кого получилось от 4,6 до 5.0? Молодцы, сегодня вы получаете пятерку. А у кого от 4 до 4,5? У вас четверка. Все молодцы!