Готовим руку к письму. Информация для родителей.
Готовить руку ребенка к письму надо начинать как можно раньше. Дети трех-четырехлетнего возраста охотно обводят клеточки на тетрадных листах. Если обводить каждую клеточку другим цветом, трудная работа превращается в игру, затем клеточки можно заштриховать цветными карандашами.
Детям старшего дошкольного возраста интересно будет рисовать по клеточкам.
Можно предложить выполнить разноцветные орнаменты из различных штрихов и элементов письма.
Детям, которые затрудняются выполнить задание, можно дать готовые образцы и кальку. Сначала они будут только обводить их, а затем, когда рука станет уверенной, они смогут рисовать орнаменты самостоятельно.
Можно сделать так: Малышу предлагается образец рисунка, выполненный простым карандашом, а он должен обвести его фломастером, ручкой, цветным карандашом.
РУКУ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ ГОТОВЯТ:
Спортивные игры – мяч, серсо, бадминтон, городки, кольцеброс.
Настольные игры, требующие мелких движений – мозаика, летающие колпачки, бирюльки.
Все виды занятий по изобразительной деятельности.
Специальные упражнения – раскрашивание, обводка, штриховка.
В ходе штриховки надо внимательно следить за направлением руки: оно должно быть строго сверху вниз, снизу вверх, слева направо, чтобы штрихи не выходили за пределы контура.
Виды штриховки
ИГРЫ
ВНИЗ ПО РЕКЕ. Нарисуйте волнистые линии, расположенные на близком расстоянии друг от друга. Это будут извилистые берега реки, по которой ребенок должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованный реки. Если вы раньше уже играли с ребенком в подобную игру, усложните ее, сделав линии еще более узкими и неритмичными. Вот примеры рисунков.
УЗНАЙ, КТО Я. Контурной пунктирной линией нарисуйте что-нибудь не очень сложное, например, цветок или рыбку. Скажите ребенку, что в ваших точках кто-то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).
Возможные варианты:
3. ТИР. Эта игра развивает точность движений. Нарисуйте на листе бумаги схематическое ружье и мишень. Мишень может располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья (мишеней может быть несколько). Пусть и размеры их будут разными: большими и маленькими. Объясните ребенку, что карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой, и что можно попасть близко от цели, но лучше попасть в центр.
Возможные варианты тира:
4. ТРУДНЫЕ ВИРАЖИ. Нарисуйте дорожки разной формы, с одной стороны дорожки машина, а с другой – дом, например, так:
Сказать ребенку, что он шофер и ему надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой поедет ребенок не простая, поэтому надо быть внимательным. Ребенок должен карандашом, не отрывая руки «проехать» по изгибам дорожек. Начинать лучше с относительно простых, не крутых дорожек. Напоминать, что нельзя отрывать карандаш от бумаги и вылезать за пределы дорожки. В дальнейшем, когда он освоится с такой игрой, можно сужать дорожки или менять ритм их изгибов, например, так:
5. ФОТОГРАФ И ЗАЯЦ. В одном углу рисуете фотографа, а в другом - зайца (изображения схематические). Ребенку предлагается сфотографировать зайца (штрихом карандаша соединить изображения). Попробуйте это сделать, это не так просто.
6. САМОЛЕТЫ ЗА ОБЛАКАМИ. Для игры потребуется мягкий простой карандаш и несложные изобразительные навыки. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух-трех из них облака, например, так:
Ребенок должен закрасить карандашом нарисованное облако. Одно облако должно стать совсем темным, чтобы сквозь него не было видно нарисованного самолета. Другое облако должно быть менее темным – так, чтобы самолет был чуть-чуть виден, и третье облако должно быть совсем светлым, чтобы самолет был виден, почти так же хорошо, как если бы облака совсем не было.
7. ОЖИВИ РИСУНОК, когда любая кривая превращается в рыбку, птицу, зверушку. Для начала можно предложить малышу обвести ладошку, а затем придумать, во что можно превратить эту линию: В голубя, петушка, голову индейца.
8. ВОЛШЕБНЫЙ КРУЖОК, когда кружок или овал превращается в черепашку, редиску, цыпленка шарик и т.д.
РАСКРАШИВАНИЕ, ОБВОДКА ТРАФАРЕТОВ
Готовим руку к письму.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение гонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображали слишком маленькие предметы на листе. Это говорит о том, что дети не имеют достаточного опыта работы за столом.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Начали свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
В работе использовали основной принцип дидактики от простого – к сложному.
Для начала занятий выбирала более простые упражнения: сжимание и разжимание пальцев рук, переплетали пальцы, сжав ладони, поднимание и спускание пальцев.
Все упражнения проводила в медленном темпе, и сопровождали показом, четко произнося текст. Каждое занятие проводили в течение нескольких минут, два – три раза в день. После каждого упражнения применяли расслабляющий момент (спустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).
Конечно, моя работа с детьми не ограничивалась только пальчиковой гимнастикой. Также добавляли упражнение по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша. И, конечно же, использовали в своей работе “чудесный куб” для вкладывания в отверстия различных фигур. Большое внимание уделяли на развитие навыков самообслуживание в повседневной жизни ребенка: одевание раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание и расшнуровывание. Для этого использовали дидактические игры: “Оденем куклу на прогулку”, “Зашнуруй сапожек” и др. Эти упражнения способствуют укреплению и развитию руки, координации движения.
В качестве первых шагов детей трех лет в подготовке руки к письму предложили детям серию упражнений (заимствовали из книги Л. Роговина “Хочу сделать сам”), которые ребенок выполняет, копируя движения взрослого.
Для начала брали упражнения, которые помогают управлять своими руками: “Возьми большой мяч” – ладони широко раскрыты. Далее я предлагала детям упражнения, направленные на управления пальцами рук. “Пальчиковая гимнастика”.
Когда детям исполнилось четыре года, проводила с ними такие же упражнения, но с усложнением. Например: упражнение “Два дрозда”: руки детей сжаты в кулачки. Они произносят слова и выполняют действия. “На ветке сидят два маленьких дрозда – Пит и Поль (руки перед собой сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх). Улетай, Пит! Улетай, Поль! (дети то прячут пальцы, то вновь их показывают)
“Пальчиковая гимнастика для детей четырех лет”). Также использовали в работе с детьми четырехлетнего возраста такие упражнения, как: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание; завязывание узелков; нанизывание бусинок; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструкторапересыпание мелких круп.
Когда наши дети перешли в старшую группу, работа по подготовке руки к письму усложнилась. Для начала мы разучили с ними гимнастику для рук. Эту гимнастику мы выполняли перед началом занятия по изодеятельности.
Для подготовки руки к письму предлагали детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки
При раскрашивании познакомили детей с четырьмя видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвраты; центрическую штриховку; штриховку длинными параллельными отрезками. Дети, выполняя работу, но штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствуют усталости, они делают это свободно, хотя рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования.
Знакомить с гигиеническими правилами письма мы начали детей со старшей группы, в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо
Выполняя с детьми различные упражнения по подготовке к письму, постоянно наблюдали за соблюдением гигиенических правил письма. Ведь соблюдение гигиенических правил письма поможет детям в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Детям старшей группы предлагали задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например: плетение ковриков из бумажных полос). Дети складывали пополам лист бумаги, делали ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезали тонкие полоски бумаги другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплетали их между надрезов основной части коврика, предварительно рассмотрев образец и показ.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Мы проводили постоянные занятия аппликацией, на которых учили детей: симметричному вырезанию, вырезанию размеченных фигурок, картинок. Из вырезанных фигурок составляли целые композиции-аппликации
Также с детьми старшей группы мы познакомились с рабочей строкой и правилами работы с ней. Дети учились работать в строке слева направо в ограниченном пространстве.
Со старшей группы ввели еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков. На индивидуальных занятиях, в тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках
. Затем постепенно перешли к более сложным рисункам. Для того чтобы заинтересовать детей и оживить их однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять, использовали забавные стихи
. Делая тот или иной рисунок, дети не только выполняли движение рукой, но и включали в работу речевую память.
Целью графических упражнений ставили: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка, но клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левою, нижнего правою угла; середины клетки). Формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размешать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
В подготовительной группе продолжили свою работу по подготовке руки к письму. Продолжали с детьми закреплять навыки самообслуживания, добавив к этому сервировку стола, что тоже способствует развитию координированных движений руки. Продолжаем развивать ручную умелость на занятиях по ИЗОдеягельности, только более усложненную.
И, конечно же, большое внимание уделяли на развитие графических навыков. Продолжали учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); учили штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей. Проводили с детьми графические диктанты, например: “Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо” и т.д. Использовали такие задания, как “Дорисуй картинку”, “Нарисуй такую же картинку”, “Нарисуй такую же фигуру”.
применяли на занятиях по развитию речи такой вид деятельности, как заучивание и инсценировка стихотворений с помощью рук.
На основе проделанной работы, можем сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш.
А результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук показали, что 85% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
Список используемой литературы:
Чудакова А. О подготовке руки к письму.//Дошкольное воспитание. 2005. №9 С.29
Галянт И. Пальчиковые игры. //Дошкольное воспитание. 2003. №1