СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Информационная безопасность детей в сети Интернет»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Информационная безопасность детей в сети Интернет»»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия №34





Доклад на тему:



«Информационная безопасность детей в сети Интернет»»



Подготовила

учитель высшей

квалификационной категории

Питинова

Наталья Михайловна









2019- 2020 учебный год

На сегодняшний день цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Конечно, такая популярность, в первую очередь, обусловлена широким спектром возможностей, которые открывает для нас их использование: свободный и быстрый доступ к информации, расширение границ в общении, экономия времени на выполнение различных работ. Время в интернете с пользой можно провести, просматривая передачи, получая новые знания, осваивая иностранные языки. Некоторым даже удается с помощью него получить новую профессию или устроиться на хорошую работу. Да и сам интернет может стать стабильным источником доходов. За последние несколько лет появились профессии, связанных именно с всемирной паутиной. Многогранность перспектив сети интернета поначалу затягивает. Однако слишком долгое пребывание за монитором сказывается не лучшим образом на зрении, пагубно влияет на опорно-двигательный аппарат. С помощью сети мошенники могут узнать личную информацию о человеке и использовать ее в своих целях. А еще всемирная паутина нередко становится распространителем вирусов, способных навредить компьютерной системе. Спустя время, увлеченность сетевыми процессами проходит, человек вновь переключает свое внимание на реальное общение и хобби. Когда этого переключения не происходит, а сетевое времяпровождение только увеличивается, используют термин «интернет-зависимость» или же «интернет-аддикция».

Актуальность   темы  очевидна: во-первых, по статистике: в мире  интернет  - зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых; во-вторых, чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на психику подрастающего поколения; в-третьих, отсутствуют глубокие исследования в этой области.

Задачи исследования:

  • раскрыть теоретические основы проблемы компьютерной зависимости у подростков в психолого-педагогической литературе;

  • выявить возможности психолого-педагогической помощи подросткам в преодолении компьютерной зависимости;

  • изучить особенности подростков с компьютерной аддикцией.

В психологическом словаре аддикция рассматривается как особый тип деструктивного поведения. Проявляется в специальном изменении психического состояния для ухода от реальности.

Основные виды аддикций: 1) злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние (алкоголь, наркотики, лекарства и т.п.); 2) увлечение азартными играми, в т.ч. компьютерными; 3) пищевые аддикции и т.д. Термин «зависимость» в психологии используется преимущественно для понимания навязчивой нужды человека в употреблении или использовании чего-либо.

В настоящее время одним из распространенных нарушений поведения является «компьютерная зависимость». Компьютерная зависимость или «нехимическая зависимость от использования компьютера» – это психическое расстройство, навязчивое желание использовать компьютер и болезненная неспособность сократить время пользования.

Компьютерная зависимость — это особый вид взаимоотношений между человеком и компьютером в широком смысле. Это специфическая эмоциональная привязанность человека к техническим средствам. В чем ее особенность? Человек стремится к тому, чтобы заполнить все свое свободное время компьютером: компьютерными играми, социальными сетями, просмотром видео и т.п. Ключевое слово здесь — стремится, потому что на данный момент этого может и не быть.  

Компьютерная зависимость — это то, что постепенно сведет присутствие человека в реальном мире к минимуму. Вклад, который человек вносит в окружающий мир,  исчезает. Социальные роли, ответственность за свои решения — все это блекнет на фоне компьютера. Самое ценное, что теряет зависимый от компьютера человек — время. Он превращается в безвольного потребителя цифровых технологий  вместо того, чтобы быть

за компьютером или, наоборот, его невозможность;

Компьютерная зависимость – это комплекс нескольких зависимостей, реализующиеся посредством использования компьютерного устройства.

Насколько страшна интернет-зависимость, может ли она носить характер эпидемии? В результате ряда исследований были сделаны выводы, что наиболее восприимчивыми к интернет-зависимости относятся люди с высоким уровнем тревожности, низкой стрессоустойчивостью, высокой склонностью к ранимости и депрессии, низкой самооценкой, не желающие решать конфликтных жизненных ситуаций.

Многочисленные исследования показывают, что все более распространенной является проблема компьютерной аддикции – как патологической увлеченностью использованием компьютера и невозможностью самостоятельно сократить время пребывания за ним. Это обусловлено спецификой компьютерных игр: возможность самореализации, готовый сценарий и отсутствие необходимости самостоятельно принимать решения. Наиболее сензитивными для формирования чрезмерной увлеченностью компьютером оказываются подростки. Установлено, что подростки, у которых выражена патологическая зависимость от компьютера, обладают рядом особенностей: субъективное чувство одиночества, недостаточная сформированность коммуникативных умений и навыков, эгоцентризм или, наоборот, неуверенность в себе и т.д., а также имеют трудности во взаимоотношениях с родителями и педагогами.

Игровая и Интернет-зависимости – частный случай компьютерной аддикции. И если проблеме компьютерной зависимости посвящено большое количество исследований, то проблеме игровой компьютерной аддикции внимание уделяется крайне мало, несмотря на ее большую актуальность и широкую распространенность в обществе.

Почему подростки начинают играть в онлайн - игры? Одни стремятся заполнить пустое место, образовавшееся в их жизни, другие пытаются добиться превосходства. Стать первым на соревнованиях по легкой атлетике будет сложно, а вот в игре «Танчики» – вполне даже возможно. Людей привлекает момент анонимности в сети, возможность побыть тем, кем мечтаешь быть. Это легко и просто, и совершенно излишне прикладывать усилия на образование и саморазвитие. В связи с этим большое внимание необходимо уделить проблеме профилактики игровой компьютерной аддикции.

Исследования показали, что подростки с компьютерной игровой зависимостью имеют более низкие возможности произвольной регуляции поведения и трудности в коммуникативном развитии : такие подростки в большей степени ориентированы на себя, склонны к доминированию и соперничеству, им сложно заводить новые знакомства и поддерживать уже имеющиеся контакты со сверстниками. Это во многом объясняет их ориентацию на виртуальный мир, где они в полной мере могут реализовать свою потребность в общении, не сталкиваясь с перечисленными трудностями.

Можно выделить несколько факторов, способствующих развитию пристрастия ребенка к компьютерной игре.

• собственный мир, в который нет доступа никому, кроме него самого;

• реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

• отсутствие ответственности;

• возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

• исправить любую ошибку путем многократных попыток.

Несложно представить, насколько они выглядят привлекательными для подростка, который только учится быть взрослым. При этом желание стать взрослым, самостоятельным, с одной стороны, и страх взять ответственность за себя, за свои поступки, с другой, постоянно конкурируют между собой.

Так как компьютерная игровая зависимость не является признанным психическим заболеванием, а рассматривается исключительно как нарушение поведения (которое может носить временный характер и пройти самостоятельно), то ключевая роль в преодолении данного нарушения отводится психологу.

Одним из путей помощи подросткам, склонным к игровой компьютерной зависимости может быть организация работы по психологической профилактике, которую можно эффективно организовать в образовательном учреждении. Основная цель профилактики – формирование у подростков адекватных типов взаимодействия с компьютерными играми и формирование барьеров для развития аддиктивного поведения. Основные средства: анализ ситуаций, создание ситуаций успеха, игровые технологии, консультации, тренинги и т.д. Каждое мероприятие направлено на просвещение, т.е. повышение грамотности всех участников профилактической работы по вопросам компьютерной игровой аддикции и развитие ценностно-смысловой сферы личности, а также способности к рефлексии. Современные исследователи предлагают различные модели профилактики компьютерной аддикции у подростков. При этом основной целью является не лишение их доступа к компьютеру, а формирование таких личностно-значимых качеств, как способность к адекватной самооценке, творческой самоактуализации и самореализации, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции и т.д. Все авторы отмечают, что для повышения эффективности профилактической работы необходимо использовать различные формы и методы работы: тренинги, игровые технологии, беседы, лектории и т.д., а также включать в работу ближайшее социальное окружение подростков, особенно родителей и педагогов.

В медицине и психологии с недавних пор существует понятие «синдром компьютерного стресса» . Есть данные, что постоянные пользователи персонального компьютера, игроки в компьютерные игры, чаще, чем люди, редко пользующиеся компьютером, подвержены эмоциональным переживаниям, необратимым нарушениям центральной нервной системы, болезням сердечно-сосудистой системы. В этот список можно добавить такое заболевание, как язвенная болезнь желудка (это уже результат постоянных ночных игр и неконтролируемого поглощения пива с чипсами – любимого блюда всех геймеров). Этими симптомами первыми заинтересовались медики, которые в результате проведенных исследований и наблюдений сделали выводы о вероятности гормональных сдвигов и нарушений иммунного статуса в организме человека.

Исследования выявили, что молодёжь менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения, потому что она более адаптивна. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

Наиболее оптимальным средством профилактики компьютерной аддикции у подростков с учетом ее специфики и особенностей возраста представляется психологическое консультирование как оказание помощи подростку . Для повышения эффективности профилактической работы необходимо использовать различные формы и методы работы: тренинги, игровые технологии, беседы, лектории и т.д., а также включать в работу ближайшее социальное окружение подростков, особенно родителей и педагогов.

Начать можно с самых простых и понятных:

-ежедневно планировать свой день, уделяя работе в интернете минимум времени;

-вспомнить о родных и близких и уделять время для помощи им и посещениям, если они живут не рядом;

-ввести в свою жизнь занятия спортом и посещения фитнес-клуба, бассейна, тренажерного зала, работу на свежем воздухе.

Тезис о том, что «человек – сам хозяин своего здоровья», ни у кого не вызывает сомнения, а потому становится понятной необходимость профилактики нервных расстройств, вызванных влиянием компьютера на человеческую психику. Тем более что сами такие профилактические мероприятия никак нельзя назвать трудновыполнимыми :

настройте свой компьютер и все программное обеспечение таким образом, чтобы свести к минимуму, а то и полностью исключить раздражающие программные и аппаратные сбои. Если же вы сами не в состоянии отстроить компьютер надлежащим образом, то в этом случае не поленитесь обратиться к квалифицированному специалисту;

работая в сети Интернет, не ждите загрузки страницы, наблюдая за тем, как медленно появляются ее элементы. Лучше посвятить это время просмотру другой, уже открытой страницы, если отсутствует возможность использования качественного скоростного доступа;

во время работы за компьютером устраивайте перерывы как можно чаще. При этом рекомендуется не переключаться на развлекательные сайты, а выйти на улицу и подышать свежим воздухом. Если вы курите, то возьмите себе за правило выходить для этого на улицу, исключив курение на рабочем месте;

не рекомендуется принимать пищу прямо на рабочем месте. Обедая в специально отведенных для этого местах, вы исключите возможность засорения клавиатуры крошками или разлитым кофе, что, в свою очередь, не заставит вас впоследствии нервничать по поводу застрявшей или неработающей клавиши.

Понятно, что любой человек при желании сможет дополнить этот список огромным количеством пунктов. Но это не главное. Главное здесь – добиться того, чтобы работа за компьютером не вызывала раздражения, будучи комфортной во всех отношениях.