Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ужурский детский сад №1 «Росинка»
662255, Красноярский край, Ужурский район, город Ужур, улица Кооперативная, 44;
Телефон 8(39156) 21-1-78, E-mail: mdou1-uzhur@mail.ru
Информационно - аналитический отчет
о результативности коррекционно-развивающей работы
учителя-дефектолога Санаровой Татьяны Николаевны
за 2022-2023 учебный год
Информационно – аналитический отчет составлен по итогам деятельности учителя-дефектолога Санаровой Т.Н. за 2022-2023 учебный год с целью оценки качества и уровня эффективности коррекционно-развивающей работы.
Организация коррекционно – развивающей деятельности учителя – дефектолога осуществляется соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В 2022-2023 учебном году цель работы учителя-дефектолога была направлена на своевременное оказание коррекционно-развивающей помощи воспитанникам, создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой, коррекции нарушений развития, консультирование родителей и воспитателей.
Для достижения поставленной цели работа была проведена по следующим направлениям:
-диагностическое (аналитическое);
-коррекционно-развивающее;
-консультативно-просветительское и организационно-методическое.
Среди перечисленных направлений приоритетными в работе учителя-дефектолога являются диагностическое и коррекционно-развивающее.
Занятия проводились с детьми, имеющими коллегиальное заключение ТПМПК, в котором указана необходимость занятий с учителем-дефектологом. Исходя из особых потребностей в обучении детей, были составлены индивидуальные адаптированные программы, которые реализовывалась как на занятиях в группах, в виде сопровождения воспитанника, так и на индивидуальных коррекционных занятиях.
Общее количество обучающихся, зачисленных на занятия с учителем-дефектологом в 2022 учебном году, составило 7 человек.
Из 7 воспитанников - 2 с интеллектуальными нарушениями ( легкая и умеренная степень умственной отсталости), 5 с задержкой психического развития.
Работа осуществлялась в соответствии с поставленными целями: коррекционно-развивающими, коррекционно-образовательными, коррекционно-воспитательными.
Исходя из поставленных целей, определены приоритетные задачи деятельности:
1. Создать оптимальные условия для развития личности дошкольника, с учетом основных возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Исследовать динамику интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные диагностики для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта
3. Организовать коррекционно-образовательный процесс с учетом их индивидуальных возможностей и в соответствии с ФГОС ДО.
4. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (лицам их заменяющим), педагогам и специалистам по применению специальных методик и приемов в работе с дошкольниками.
В сентябре 2022 года и в мае 2023 года было проведено углубленное обследование детей с использованием диагностики Е.А. Стребелевой, Забрамной С.Д., Боровик О.В.
Цель: выявление особенностей общего и речевого развития воспитанников.
Задачи: выявить состояние познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, исследовать уровень элементарных математических представлений, мелкой и общей моторики, общего кругозора дошкольников, развитие речи, эмоционально-волевой сферы, особенности личности.
Использовался диагностический инструментарий:
1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е. А. Стребелева.
2. Альбом «Наглядный материал для обследования детей» Е. А. Стребелева.
3. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей Забрамная С.Д., Боровик О.В.
4. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забрамная, О.В.Боровик.
Обследование на начало учебного года позволило выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. По данным обследования был составлен план подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности, расписание индивидуальной работы с обучающимися, разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
Результаты мониторинга развития воспитанников
в 2022-2023 учебном году (вводный мониторинг)
Результаты мониторинга развития воспитанников
в 2022-2023 учебном году (итоговый мониторинг)
По результатам, представленным в таблицах и диаграммах видно, что в результате проделанной коррекционно-развивающей работы за год наблюдается положительная динамика у большинства детей по многим показателям.
В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, поэтому разделение на подгрупповые и индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка и его возраста, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.
При планировании образовательной деятельности учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. Обязательным требованием к организации обучения являлось создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал.
Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОО условий, в практической деятельности использовались различные современные образовательные технологии: игровые,
информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, песочная терапия, методика работы с дарами Фрёбеля и другие.
Вывод: проанализировав коррекционно-развивающую работу за первое полугодие 2022-2023 учебного года, можно сделать вывод, что в реализации поставленных целей и задач есть положительная динамика. Коррекционная направленность всего воспитательно-образовательного процесса была основана на системном подходе и осуществлялась в рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подхода.
В сентябре 2022 учебного года была проведена первичная диагностика познавательного развития детей, содержательными критериями которой стали:
- уровень запаса представлений об окружающем мире;
- особенности восприятия;
- пространственно-временные представления;
- особенности мышления, внимания и памяти;
- исследование уровня элементарных математических представлений;
- состояние моторики;
- уровень саморегуляции.
В декабре 2022 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и корректировки индивидуальных маршрутов развития.
В мае 2023 года была проведена итоговая диагностика.
Виды диагностики | Цель обследования | Сроки проведения | Всего обследовано |
Первичная диагностика воспитанников Индивидуальная (углубленная диагностика) | Целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. | До 15 сентября | 23 воспитанника |
Промежуточная (индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов | Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии. | Декабрь 2022 | 16 воспитанников |
Итоговая | Определение уровня развития ребенка за год. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно-педагогической работы на следующий год. | Май 2023 | 35 воспитанников |
В результате анализа данных, 7 воспитанников были зачислены в группу для индивидуальных занятий с учителем – дефектологом. В полученных результатах в ходе дефектологического обследования, более 80% детей имели низкий уровень познавательного развития, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.
Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.
Вывод: Диагностика первичная, промежуточная и итоговая была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный образовательный маршрут .
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающее обучение проводилась с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы: - подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окр. миром) - индивидуальные занятия (ИКР). Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.
С детьми проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
развитие социально-бытовых навыков.
Программы и методические пособия, используемые в коррекционной работе с детьми :
Нарушение | Программы, методики |
Задержка психического развития | Л.Б.Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. - Спб., 2001. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. —М.: Школьная Пресса, 2003 г. Л.Б.Баряева «Математическое образование дошкольников с ЗПР: диагностика и коррекция». -Спб: - 2001 г. И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР» И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Формирование элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР» С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) | Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточность» СПб, 2001. «Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии» Книга для педагогов. Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. М., 2002. |
В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ЗПР. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме индивидуальной образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).
Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи, с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.
При проведении коррекционно – развивающих занятий использовались разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее.
В результате коррекционно-развивающей деятельности за 2022- 2023 учебный год имеются следующие результаты:
Категория воспитанников | Количество воспитанников | Положительная динамика | Минимальная динамика | Без динамики |
ЗПР | 5 | 3 | 2 | |
Умственная отсталость ( интеллектуальные нарушения) | 2 | | 1 | 1 |
Консультативно-просветительское и организационно - методическое направление
В рамках консультативно-просветительского направления разрабатывались рекомендации воспитателям и родителям, организовывались дополнительные обследования обучающихся по запросам воспитателей; проводились индивидуальные консультации для педагогов и родителей; участие учителя – дефектолога в родительском собрании.
КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Специалист | | Всего |
Санарова Т.Н. (учитель-дефектолог) | Консультации родителям | 35 |
Консультации педагогам | 15 |
Консультации специалистам | 10 |
Выступление на родительском собрании | 1 |
Запросы педагогических работников | 12 |
Всего: | | 73 |
В рамках организационно-методического направления проводилась подготовка к консилиумам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации для обследования отдельных учащихся на ТПМПК.
В течение года была оформлена следующая документация:
1. Согласие родителей на дефектологическое сопровождение ребенка.
2. Протокол обследования.
3. Дефектологическое представление на воспитанника.
4. Список воспитанников, зачисленных на индивидуальные занятия к учителю-дефектологу, утвержденный приказом руководителя.
5. Журнал посещаемости занятий.
6. Рабочие программы по коррекционно- развивающему курсу.
7. Индивидуальной план коррекционно – развивающей работы учителя - дефектолога с воспитанником.
8. Расписание коррекционных занятий.
9. График работы специалиста.
10. Журнал консультаций.
11. Циклограмма работы учителя-дефектолога.
12. Планирование коррекционно - педагогической деятельности на 2022 – 2023 учебный год.
Вывод: Консультативно-просветительское и организационно- методическое направление было осуществлено в полном объёме. Все поступающие запросы, отрабатывались, на консультациях отрабатывались рекомендации, как для учителей, так и для родителей.
Общий вывод: Коррекционно-развивающая работа проводилась по необходимым для воспитанников направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на подгруппы и индивидуальные занятия, по ведущим нарушениям. Для детей были разработаны календарно-тематические планирования, была разработана рабочая программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы, также были составлены индивидуально-образовательные маршруты на каждого ребенка. Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, и носили комплексный характер. Проанализировав коррекционно-развивающую работу за 2022- 2023 учебный год можно сделать вывод о положительной динамике в достижении поставленных целей и задач. Коррекционная направленность всего воспитательно-образовательного процесса была основана на системном подходе и осуществлялась в рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подхода.