СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-познавательный проект «Экологические инициативы в нашем регионе: как мы можем помочь природе? -1»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РИКО ООО ИП 2025 г.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный проект «Экологические инициативы в нашем регионе: как мы можем помочь природе? -1»»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нязепетровска»











Информационно-познавательный проект

«Экологические инициативы в нашем регионе: как мы можем помочь природе?»













Разработчик: Соколов Иван

обучающийся 7б класса

Наставник: Ведерникова Светлана Владимировна








Нязепетровск -2025

Содержание

  1. Введение стр. 2

  2. Экологические проблемы Челябинской области стр. 3

  3. Национальный проект «Экология» стр. 4

  4. Перспективы развития экологического образования. как мы можем стр. 7

помочь природе?

  1. Заключение стр. 10

  2. Литература стр. 11























1

Введение


Тема моего проекта: «Экологические инициативы в нашем регионе, как мы можем помочь природе».

Актуальность: проблема загрязнения окружающей среды – это одна из основных угроз для всех людей, живущих на планете. И наша область – не исключение. Я выбрал эту тему, так как в нашем регионе много экологических проблем, которые требуют решения. Поскольку я часто бываю на природе, я вижу много проблем, из-за которых она страдает. Мне не нравится, когда я прихожу на реку и вижу кучи мусора, масляные пятна на воде.

Цель моей работы - привлечь внимание людей к экологическим проблемам в моем регионе, донести людям, что экология - один из приоритетных направлений в развитии нашего региона.

Мой продукт - плакат с экологическими проблемами, я выбрал этот продукт чтобы люди знали какие проблемы с экологией есть в нашем регионе и могли их решать.

Одна из экологических инициатив в нашем регионе - национальный проект «Экология» в нее входят такие проекты как:

- «Чистый воздух»

- «Сохранение уникальных водных объектов»

- «Чистая страна»

- «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма Челябинской области».

«Формирование комплексной системы обращения с ТКО»













2

Экологические проблемы Челябинской области

Самая, наверное, злободневная, из всех экологических проблем Челябинской области - загрязнение воздуха. На это обращают внимание как обыватели, вынужденные жить и дышать выбросами с различных предприятий, так и сами экологи. И это вполне объяснимо, ведь СМИ достаточно часто, если не сказать - ежедневно - упоминают о подобных проблемах далеко не в позитивном ключе. А Челябинск, что тоже общеизвестно, постоянно оказывается в числе аутсайдеров в различных эко-топах.

Вторая по списку, но не по значимости, проблема региона - загрязнение почвы и воды. Тому есть масса примеров: например, беспокойство вызывает состояние Шершневского водохранилища. Шершни — главный источник питьевой воды для жителей южноуральской столицы. В летнее время водоем активно цветет из-за сине-зеленых водорослей, коих развелось в воде в огромном количестве.

Другой пример - озеро Большой Кисегач. Не так давно туристы заметили речку с канализацией, которая несет свои зловонные воды к водоему. Озеро является одним из популярных мест притяжения для туристов. На эту проблему обратили внимание в прокуратуре и СКР.

Кроме этого есть еще река Курасан, которая мельчает и загрязняется из-за деятельности золотопромышленников. Местные жители уже давно бьют тревогу по этому поводу.

О загрязнении почвы тоже можно сказать очень многое - и ничего хорошего. В эту зиму, допустим, областной центр захлестнул мусорный коллапс. Мусоровозы не могли проехать к бакам из-за снежных завалов, которые в свою очередь только росли ото дня ко дню. Незаконные свалки и стройки - тоже не оказывают благоприятное воздействие на окружающую среду.

Возможные решения:

- Воздействие на людей способом распространения информации о проблемах экологии.

- Активное распространение статей об экологических проблемах региона.

- Озеленение своего региона

- Посадка растений на территории своего региона.

- Очищение водоемов

- Собирание и избавление от мусора на пляжах и территориях водоемов



3

Нацпроект «Экология»

Проект нацелен на повышение эффективности обращения с отходами, кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, а также сохранение уникальной флоры и фауны России. Нацпроекты реализуются по решению Президента РФ Владимира Путина с 2019 года.

Приоритетной задачей этого проекта является решение первостепенных проблем загрязнения окружающей среды. В рамках этого проекта проводится комплексная работа по улучшению экологической ситуации в регионе. На промышленных предприятиях устанавливают системы газоочистки и фильтрации, на смену старым автобусам приходят новые экологичные. Ведутся работы по очистке рек и озер, в том числе городского пруда на реке Ай в Златоусте и реки Миас в центре Челябинска. Проводится ликвидация свалок по всей области. К 2030 году на вторичную переработку будут отправляться все твердые коммунальные отходы. На сегодняшний день на Южном Урале работают семь объектов по переработке мощностью в 665 тыс. тонн отходов год. В рамках федерального проекта по сохранению биологического разнообразия и развитию экологического туризма был создан третий в регионе парк, на территории которого находятся под защитой уникальные и краснокнижные животные и растения.

Основные итоги нацпроекта «Экология» за 2024 год в цифрах

«Чистый воздух»: по состоянию на 1 января 2025 года снижение совокупного объема выбросов в Челябинске составило почти 48 % по сравнению с 2017 годом, снижение выброса опасных загрязняющих веществ — практически 30 %; в Магнитогорске – почти 22 % и 16 % соответственно.

Среди предприятий — участников федпроекта «Чистый воздух» - в Челябинске реализовано 41 в из 65 запланированных мероприятий Комплексного плана, в Магнитогорске — 21 из 34.

В Магнитогорске завершена рекультивация городской левобережной свалки площадью почти 60 га и общим объемом накопленных отходов более 5 млн кубических метров. Планируемый эффект снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 18,3 тыс. тонн.

Стоимость проекта – более 2 млрд рублей, 1,97 из них – средства федерального бюджета.



4

Расширена территориальная система наблюдения за качеством атмосферного воздуха: введены в эксплуатацию два новых стационарных поста, которые установлены в Челябинске и Магнитогорске. Сейчас система интегрирует данные 7 федеральных постов, 3 передвижных, 14 стационарных и 10 вспомогательных сигнальных региональных постов, а также 5 постов и 1 станции предприятий. Это позволяет автоматически собирать данные, оперативно их обрабатывать, анализировать, выявлять предполагаемые источники загрязнения и принимать меры для оперативного решения ситуации.

«Сохранение уникальных водных объектов»: извлечено почти 60 тысяч кубометров ила из городского пруда на реке Ай в Златоусте (с 2019 по 2024 годы объем изъятых донных отложений составил более 525 тыс. м3).

С помощью специализированной техники очищен от бытового мусора участок реки Миасс площадью 41,5 га в черте г. Челябинска;

– завершена подготовка двух площадок для складирования донных отложений в рамках долгосрочного проекта по восстановлению и экологической реабилитации реки Миасс, уже извлечено около 15 тысяч кубометров ила из пруда Коммунар.

+ в рамках других проектов:

Завершены работы по капитальному ремонту двух ГТС — в Златоустовском и Верхнеуфалейском городских округах; еще для двух объектов (Малотесьминского водохранилища в Златоустовском городском округе и плотины «Карталы-1 водокачка» на реке Караталы-Аят в городе Карталы) разработаны проектно-сметные документации.

Установлено 124 информационных аншлага на водных объектах региона (о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах).

Проведен регулярный государственный мониторинг на 10 водных объектах: реках Миасс, Биргильда, Уй, Кидыш, Шершневском, Долгобродском, Ново-Кыштымском и Аргазинском водохранилищах, озере Чебаркуль, Зацепинском пруду на реке Большой Маук.

«Чистая страна»: рекультивирована свалка в г. Златоусте, ликвидировано 15 свалок на территории Чебаркульского и Ашинского муниципальных районов.

Ликвидировано 138 свалок в 14 муниципалитетах в рамках партийного проекта партии «Единая Россия» – «Генеральная уборка 74» (в целом с 2022 года – более 900).

«Формирование комплексной системы обращения с ТКО»: приобретено 1473 контейнера для сбора ТКО, обустроено 687 существующих и создано 65 новых площадок (мест) накопления ТКО.


5

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма Челябинской области»: создано 4 новые экологические тропы на территории памятников природы регионального значения: реки Юрюзань от Смирновского моста до устья реки Наси – в Усть–Катавском городском округе, Симского пруда и озера Горькое – в Ашинском и Увельском муниципальных районах; Челябинского городского бора. (С 2019 по 2024 годы на ООПТ регионального значения создано 28 экологических троп (90 % от общего количества существующих экотроп) общей протяженностью почти 55 км).

По словам министра экологии Челябинской области Игоря Гилева нацпроект «Экология» позволил реализовать в нашей стране достаточно большое количество мероприятий, которые, в первую очередь, были направлены на улучшение качества жизни миллионов людей. Среди самых масштабных в Челябинской области – рекультивация Челябинской городской свалки (2021 г.), мазутохранилища в Златоусте (2022 г.), крупных свалок в Карталах и Верхнем Уфалее (2023 г.), рекультивация свалок в Магнитогорске и Златоусте (2024 г.), с 2019 года извлекли более 500 тысяч кубометров донных отложений из городского пруда на реке Ай в Златоусте. К сегодняшнему моменту в Челябинске снижение совокупного объема выбросов составило почти 48% по сравнению с 2017 годом, в Магнитогорске – почти 22%. Работы сделано очень много.


















6

Перспективы развития экологического образования, как мы можем помочь природе?

Становление человеческого общества стало возможным благодаря умению человека использовать с помощью орудий труда повышенное по сравнению с естественным состоянием количество различных ресурсов окружающей среды. Хотя отдельные локальные экологические кризисы, связанные с разрушением природных систем, происходили и ранее, в целом они позволяли человеческому обществу поступательно развиваться. Ситуация изменилась в современную эпоху, когда помимо истощения непосредственно используемых природных ресурсов встал вопрос о нарушениях глобальных биосферных обратных связей, которые позволяли биосфере достаточно эффективно регулировать параметры окружающей среды в пределах относительно оптимальных для развития высокоразвитых форм жизни на Земле.

Ряд серьезных экологических проблем отмечается и на территории Челябинской области. Повышенное загрязнение атмосферного воздуха наблюдается в таких городах, как Магнитогорск, Челябинск, Златоуст. Подвергается сильному загрязнению и часть водных объектов - реки Миасс (ниже г. Челябинска), Уфа, Урал, Увелька и другие. Имеются участки почв с повышенным содержанием тяжелых металлов и других химических веществ. Под значительным антропогенным давлением находится растительный и животный мир.

Возникновение и развитие культуры как способа передачи информации тесно связано с процессом становления человеческого общества, и поэтому культура в значительной мере ответственна за возникновение экологических проблем. Без серьезных изменений в сфере культуры решение как глобальных, так и региональных экологических проблем невозможно.

Процесс экологизации культуры возможен по двум направлениям. Первое направление связано с индивидуальным образованием, воспитанием и другими формами воздействия на членов общества как личностей. Второе направление связано с необходимостью изменять в той или иной степени все сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую, духовную.

В рамках первого направления наиболее проработанным элементом является существующая система дошкольного, школьного и профессионального экологического образования в системе образования.




7


В дошкольных образовательных учреждениях воспитание происходит в различных формах: изучение правил поведения в природе с помощью символов, знаков, моделей, использование календарей природы и погоды, опыты и эксперименты с природным материалом и многое другое.

Школьное экологическое образование реализуется в основном в рамках факультативных и элективных курсов, дополнительного образования.

В центрах детского творчества реализуются образовательные программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям.

Следует отметить слабую экологизацию основных школьных предметов и недостаточный охват школьников дополнительным экологическим образованием, а также недостаточное взаимодействие учреждений базового и дополнительного экологического образования.

В Челябинской области накоплен определенный опыт работы по экологическому образованию в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Среди других форм экологического образования можно отметить такие, как участие в работе научного общества учащихся, участие в различных конкурсах и олимпиадах и другое.

Развивается экологическое образование в системе высшего профессионального образования. Ряд высших учебных заведений Челябинской области в своем составе имеют специализированные кафедры, выпускающие специалистов в сфере охраны окружающей среды. Ведется в той или иной мере экологизация всего образовательного процесса. При этом наблюдается явный недостаток учебных материалов с включением местной специфики.

Помимо системы образования, экологическое образование должно вестись по многим другим направлениям, и одно из них - семейное образование и воспитание. Эффективность экологического воспитания в семье напрямую зависит от поддержки семьи, совпадения ценностей семьи и школы. Низкий уровень экологической культуры родителей значительно снижает эффективность дошкольного и школьного экологического образования и воспитания.




8

Около 10 процентов территории Челябинской области занимают особо охраняемые природные территории, обладающие уникальными особенностями флоры и фауны, которые могут более широко использоваться в учебно-воспитательном процессе, в том числе и для воспитания экологического патриотизма.


Для чего необходимо продумать сеть маршрутов и систему организации экологических походов и экскурсий (включая экотуризм) и при этом продумать таким образом, чтобы минимизировать возможный ущерб природной среде.

На сегодняшний день слабо развит процесс экологизации культуры быта и досуга. Практически отсутствует пропаганда продуктов питания, предметов быта, бытовой техники, при производстве которых учитывались экологические требования.

Освещение проблем экологии в средствах массовой коммуникации не всегда адекватно существующей ситуации и не соответствует своей значимости в современных условиях. Параллельно с деятельностью по формированию экологической культуры отдельного человека необходимо вести работу и по изменению культурных норм общества в целом, в том числе в экономической, социальной, политической и духовной сферах.



























9

Заключение


Я считаю данные экологические проекты полезными всему обществу, ведь благодаря улучшению экологической ситуации в Челябинской области улучшится и здоровье всех людей, проживающих в ней. С помощью этих проектов во всей области, а в частности, в более загрязненных городах таких, как Челябинск, Магнитогорск и Карабаш можно будет дышать свежим воздухом, а не выхлопными газами от автомобилей, отходами заводов и свалок. Я думаю, что в результате все реки и пруды будут очищены, и в них не будет погибать рыба и остальные организмы.

При этом особое внимание нужно уделять экологическому образованию: о проблемах в сфере экологии стоит сообщать детям не только в образовательных организациях, но и в семье. Родители должны не только говорить об этом, но и подкреплять свои слова действиями, без этого не будет должного эффекта. Необходимо использовать игры и задания, которые помогут детям понять важность сохранения чистоты природы и бережного отношения к нашей планете. Также нужно знакомить детей с книгами и фильмами, которые помогут понять важность экологии, рассказывать детям о долгосрочных последствиях нарушения экологического баланса и как важно беречь природу для будущих поколений.

















10

Литература


1. Нацпроект «Экология» в Челябинской области: основные итоги 2024 года в цифрах. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mineco.gov74.ru/mineco/view/news.htm?id=11618352 (дата обращения 20.02.2025).

2. Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области на период до 2025 года (утв. приказом МОиН Челябинской области от 05.10.2020г. № 01/2091) Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsch3-korkino.educhel.ru/activity/eco/doc/1942456 (дата обращения 21.02.2025).

3. Экологические проблемы в нашем регионе: как мы можем помочь природе? Электронный ресурс. Режим доступа: https://cheleco.tilda.ws/ (дата обращения 22.02.2025
























11