СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.

Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и

законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться. Согласно идеальным канонам, инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Просмотр содержимого документа
«« Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».»

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 6 имени М.А.Киняшова

города Благовещенска Республики Башкортостан











Педагогический совет

Педсовет

« Инклюзивное образование в современной школе:

проблемы, перспективы».



Докладчики: Машкина Н.М.

Лавданникова М.Г.

Анализ анкет: Бородкина М.Н.

Из опыта работы: Гизатуллина А.М.

Бикбулатова Р.А.

Вениаминова С.Я.

Давлетбаева Т.Е.

Руководитель группы: Луговая Л.П.





01.03.2016 г.



« Инклюзивное образование в современной школе:

проблемы, перспективы».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наш педсовет я начну с мудрой китайской притчи.

А о чем она вы скажете после её прослушивания.



1 слайд.

  1. Притча «Трещина в кувшине»

У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.


- Как вы думаете, о чем эта притча? Определите в группе основную тему и идею притчи.

(Каждая группа выражает свое мнение по содержанию притчи)


Да, вы правы, это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!

Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.



-Уважаемые коллеги. Какое понятие в настоящее время всё чаще стало появляться в педагогической практике?

Да, это понятие «инклюзивное образование».

2 слайд. Тема сегодняшнего педсовета «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».

-как эту притчу можно связать с нашей темой?

(дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.)


3 слайд. Практическая часть

Давайте попробуем почувствовать себя в роли таких кувшинов с трещинками. (Раздаем очки, беруши). Одна группа надевает очки, другая беруши, третья будет выполнять задание одной рукой. Перед собой вы видите цветную бумагу, из нее мы будем изготавливать человечков. А вы подумайте, какие чувства у вас будут возникать при работе.

Во время работы я вам прочитаю стихотворение В. Беляевой

«Я свяжу тебе жизнь… »

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток.

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы —

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи.

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь:

Чтоб связать тебе жизнь

Я тайком распускаю свою.

Ведущий: Итак, получились человечки, что вы испытывали, какие трудности? Почувствовали ли вы, что ваши возможности ограничены? Что или кто помог вам выполнить эту работу?

Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?

-Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?

- Есть ли преимущества инклюзии для детей с ОВЗ?

-Подумайте, какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования? (Например, совершенствование материально – технической базы, создание индивидуальных программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д. )

4-5 слайд. Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим сегодня на педсовете.

  1. Что такое инклюзия, инклюзивное образование и об основных плюсах инклюзивного образования для детей с ОВЗ расскажет заместитель директора по УВР Лавданникова М.Г.


6 слайд Ведущая: Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.

Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и

законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться. Согласно идеальным канонам, инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.


  1. Слайд «Об обеспечении равного доступа к образованию всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья» расскажет Машкина Н.М.

Ведущий: Как отметила Надежда Михайловна, первичной и важнейшей ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. В целях выявления профессиональной готовности к реализации ФГОС для детей с ОВЗ вам, уважаемые коллеги было предложено анкетирование.

  1. Слайд. О результатах анкетирования расскажет Бородкина М.Н..

Как видите, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Есть над, чем работать.

Ведущий. Очень важным умением в работе детьми с педагога с ограниченными возможностями здоровья, является ещё и умение разрабатывать индивидуальную программу. Луговая Л.П.

  1. Слайд. При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума (внешкольных связей) ребенка;

  • диагностические исследования.



10 слайд. Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка



  • Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

  • Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

  • Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

  • Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

11 слайд Динамика работы

1. Выявление актуальных проблем ребенка.

2. Разработка путей поддержки и коррекции.

3.Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).

4. Реализация намеченной программы.



Программа индивидуального развития утверждается на педсовете школы. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.

Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.

Индивидуальная программа обучения, составленная для учащихся с

различными возможностями, помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат.

Качественно составленный индивидуальный учебный план также помогает

учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в

определённых образовательных областях (целевых направлениях). Это не

означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно

включено в индивидуальный учебный план (программу). Скорее,

индивидуальная программа фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени.

При правильном использовании, такие программы могут стать прекрасными

помощниками в ежедневной учительской практике.

  1. Слайд О технологии работы социального педагога с детьми с ОВЗ расскажет Гизатуллина А.М.

Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии. Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико.

  1. 19 слайд О специфике логопедической работы с учащимися с ОВЗ расскажет учитель-логопед Бикбулатова Р.А.

Для ребенка, обучающегося на дому знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.

  1. Слайд Светлана Яковлевна работает в классе, где у детей есть ОВЗ. Она представит свой опыт работы.



Зачастую для детей, обучающихся в режиме надомного обучения, самый высокий авторитет – учитель. Таким учителем является Татьяна Егоровна.

  1. Татьяна Егоровна имеет большой педагогический стаж в работе с детьми, не имеющими ОВЗ, но у неё за три года накопился опыт работы с ребёнком имеющим ОВЗ. И расскажет заповеди для учителя, который работает с детьми вообще и с детьми имеющими ОВЗ.



21 слайд РЕФЛЕКСИЯ

Уважаемые коллеги. Мы сегодня рассмотрели важный вопрос

« Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».

И чтобы подвести итоги нашего педсовета, мы предлагаем вам поработать в группах и выразить свои чувства.

Первая группа - работает с песком,

Вторая группа - работает с красками,

Третья группа- с соленым тестом.

Используйте человечков, которых вы сделали в начале педсовета. Не случайно мы взяли все эти техники, они дают хороший результат и применяются при работе с детьми с ОВЗ.

И последний вопрос:

22 слайд. Решение педсовета:

1.В целях обеспечения реализации права на образование учащихся с ОВЗ составить Адаптированную образовательную программу начального общего образования для обучения лиц с ОВЗ с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

2. Специалистам и педагогам продолжить совместную работу по адаптации детей-инвалидов к новым формам обучения.

3. Привлекать здоровых детей к оказанию помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и режимных моментах.

4. Провести анкетирование родителей по психологической готовности принять инклюзивное образование.

   В заключение хочется сказать двумя крылатыми фразами «Я не волшебник, я только учусь» и «Все будет хорошо». Думаю, что инклюзивное образование станет неотъемлемой частью нашего общества.  Не исключены и ошибки, но хочется верить, что здравый смысл и доброта спасут этот мир.