Инновационные подходы в методике преподавания иностранных языков
Автор: Федорова Олеся Юрьевна
Организация: МБОУ СОШ №22
Населенный пункт: Республика Татарстан г. Набережные Челны
Педагогические инновации - это инновации в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, направленные на повышение их эффективности, инновационный процесс заключается в формировании и развитии контента и организации нового. В развивающейся образовательной системе внедряются инновационные процессы по следующим направлениям: формирование нового образовательного контента, разработка и внедрение новых педагогических технологий. Инновационные методы обучения - это методы обучения, предполагающие новые способы взаимодействия «преподаватель - ученик», определенное новшество в практической деятельности в процессе усвоения учебного материала.
При обучении учеников иностранным языкам наиболее эффективными методами являются следующие: мультимедийная презентация, метод проектов, тестирующие интерактивные программы on-line, интерактивные доски, мультимедийные программы, создание языкового портфеля ученика, кейс-метод (основан на ситуационной методике обучения).
Особенно хочется выделить два метода: метод проектов и создание языкового портфеля ученика
Метод проектов
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Проектное обучение на уроках иностранного языка строится на принципах личностно-ориентированного образования. Продвижение по маршруту познавательной деятельности школьников происходит в результате личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы над проектом.
Для того, чтобы педагог смог овладеть методом проектом, необходимо знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы.
Е.С. Полат, А.В. Конышева и др. предлагают классифицировать проекты следующим образом:
· исследовательские проекты (данный вид проектов характеризуется продуманной структурой, чётким понимание задумки и важностью для учащихся);
· творческие проекты (имеют соответствующее оформление результатов проектной деятельности – фильм, интервью, оформление книги и т.д.);
· ролево - игровые проекты (присутствует открытая схема до окончания работы над проектом, ученик берут на себя роли в зависимости от поставленной цели);
· информационные проекты (данный вид работы направленна сбор какой-либо информации по заданной теме и доведение данной информации до широкой аудитории)
· практико-ориентированные проекты (отличие данного вида – обозначенные продукт деятельности)
Также проекты могут быть сгруппированы и по количеству участников:
· индивидуальные;
· личностные;
· парные;
· групповые.
Индивидуальные проекты имеют ряд преимуществ. Данный вид развивает глубокое чувство ответственности у ученика и приносит ему огромный опыт работы. Групповая и парная работа над проектом развивает навыки сотрудничества. В данном виде проектов каждый ученик может быть и лидером, и ведомым, что достаточно хорошо повышает мотивацию к изучаемому предмету.
Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе.
Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт/ результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет/набор материалов дает возможность ученику и преподавателю по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, проанализировать и оценить объем учебной работы и спектр достижений обучаемого в области изучения языка и иноязычной культуры.
Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными.
По своей концептуальной сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации. Одним из важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в частности, с “разовыми” текстами, является возможность для ученика самостоятельно проследить свою динамику уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени. В определенной ситуации работу обучаемого с языковым портфелем можно соотнести с составлением своего личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность в ход учебного процесса.
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языком всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.