Управление образования администрации города Шахтёрска
ГУМО учителей экономики
Инновационные технологии на уроках экономики
Сидоренко В.В.
Преподаватель географии и экономики
МОУ «Шахтёрская СШ с. Малоорловка»
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».
Плутарх
Цель современного обучения - это общекультурное,
личностное, познавательное
развитие учащихся ( владение универсальными учебными действиями ).
Понятие «педагогические технологии»
- технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации;
- это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Технологии, которые используются на уроках экономики
- Технология «дебаты»;
- Технология развития критического мышления;
- Технология использования в обучении игровых методов;
- Технология проблемного обучения;
- Технология проектов;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технологии интерактивного и дистанционного обучения;
Технология использования в обучении игровых методов
Игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).
В процессе игры:
- осваиваются правила поведения и роли;
- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся;
- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
Этот метод впервые был разработан в начале 1940-х годов американскими экономистами.
Игра — это способ практического освоения экономической теории, экономических отношений. С помощью игр можно смоделировать реальные процессы, которые происходят в экономике. Основное преимущество учебных игр — возможность применения теоретических знаний на практике.
Игры
- деловые;
- аттестационные;
- организационно-деятельностные;
- инновационные;
- рефлексивные игры по снятию стрессов;
- формированию инновационного мышления;
- поисково-апробационные .
Деловые игры
- Финансовая игра «День менеджера»;
- Деловая игра «Открытие фирмы»;
- Деловая игра «Три формы предпринимательства и налоговый инспектор»;
- Деловая игра «Операции на товарной бирже»;
- Деловая игра «Операции с ценными бумагами на фондовой бирже»;
- Деловая игра «Организуем новое дело»;
СКАЗКА «РОБИН ГУД»
Жил-был в Шервудском лесу Робин Гуд. Он грабил богатых людей и отдавал все украденные деньги бедным, не требуя ничего взамен.
Как-то вечером, разговаривая со своими друзьями он подумал и понял, что все время не сможет помогать людям, нарушая закон, необходимо найти какой-нибудь другой способ, чтоб и он получал деньги, и другие могли зарабатывать. Обдумав все как следует, Робин предложил совершить своим друзьям последнее ограбление и не раздавать деньги, а вложить их в общее дело. Он захотел открыть предприятие и изготавливать луки и стрелы. Тогда один из его друзей, Маленький Джо, возмущённо спросил:
А что же будет с бедняками?
- Всех, кому действительно нужны деньги, мы возьмем на работу, и они будут получать ежемесячную зарплату - ответил Робин.
Так они и сделали. Все были счастливы, но вскоре предприятие стало приносить малую прибыль, а сырье для производства резко подорожало, так как проводилась масштабная вырубка лесов. Все стали думать, как быть дальше, и Алан предложил:
- А давайте будем делать луки и стрелы не из дерева, а из пластмассы!
Робин и его друзья обдумали это предложение, просчитали все расходы и поняли, что это действительно выгодно. И после таких изменений их предприятие снова стало процветать. У них появилось много друзей-предпринимателей, и с каждым годом их товар пользовался все большим спросом, а они стали знамениты на весь мир.
Сказка «Подсолнух»
Иван Петрович Кузнецов, будучи человеком; «необразованным», не мог устроиться работать на высокооплачиваемую должность. Он решил исправить ситуацию. Взяв в банке ссуду на образование, поступил в университет на экономический факультет. Послушав несколько лекций, он понял, как нужно действовать. Иван пошёл на рынок и купил семена подсолнуха. На своём приусадебном участке, который он купил по низкой цене, он посеял их и стал обрабатывать, как положено, в то же время приобретал образование в университете. Осенью получил больше семян в 14 раз, чем приобрёл на рынке. Продолжая учебный процесс, в свободное от университета, Иван продолжал каждую весну сеять семена.
Уже на вторую весну у Ивана не хватило земли, чтобы использовать все семена. И тогда он решил пойти на маслобойню и получить из семян подсолнуха растительное масло. Он так и сделал. Продавая масло на рынке, он получал дополнительный доход. Такими образом, на 3 весну Иван Петрович расширил производство растительного масла, зарегистрировал своё частное предприятие и, окончив университет, и став очень преуспевающим предпринимателем, имел возможность сразу выплатить банку, взятую у него ссуду с процентами. И продолжал расширение своего бизнеса.
Технология проблемного обучения
Кейс - это описание сложной ситуации с сопутствующими фактами, понимание которой требует ее разделения на отдельные части, а затем — анализ каждой части и объединение выводов для получения целостной ситуации. Метод case study позволяет решить определенные задачи: выделение комплекса проблем конкретной ситуации, определение ее структуры, определение факторов, обусловивших возникновение данной ситуации, ее моделирование; построение системы оценок, прогнозирования будущего состояния, разработка рекомендаций и программы действий по решению ситуации
«Калькуляция себестоимости продукции», «Прибыль и рентабельность — показатели эффективности работы организации», «Тарифная система оплаты труда»
Технология проектов
Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы). Метод проектов относится к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей. Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой — интегрирование знаний и умений из различных областей науки.
Критерии оценивания выполненных проектов
- соблюдение требований к оформлению работы;
- полнота раскрытия темы;
- объем использованной информации, выходящей за рамки программы;
- новизна, научное и практическое значение результатов работы;
- объем использованной литературы;
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления, четкость структурирования работы;
- доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования;
- понимание сути заданных вопросов, аргументированность, лаконичность и понятность ответов.
Технологии интерактивного и дистанционного обучения
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
(«Организационно – правовые формы хозяйствования», «Налоговая система в РК», «Страхование», «Основные и оборотные средства предприятия»)
Викторина «Из истории экономической мысли»
- В XVI и XVII веках европейские страны находились под влиянием меркантилистов. В чем состояла сущность их экономических воззрений?
- Группа французских философов и экономистов XVIII века получила в истории название «физиократы». Каковы были их взгляды на экономику?
- Кто впервые обосновал теорию рыночного ценообразования? Назовите имя этого английского экономиста.
- Так называемая «австрийская школа» обосновала теорию предельной полезности благ.
а) Каких экономистов относят к этой школе?
б) В чем состоит сущность теории предельной полезности?
- Кто является автором экономической теории, обоснованной в книге «Экономика несовершенной конкуренции» (1933 год)?
- С какого года существует Нобелевская премия по экономике? Назовите 5 лауреатов Нобелевской премии по экономике.
- На надгробном камне видного американского экономиста начертано: «Отец научного менеджмента». Назовите имя этого экономиста.
Меркантилисты считали, что богатство страны увеличивается лишь внешней торговлей — превышением вывоза товаров над ввозом, которое иностранцы оплачивают золотом и серебром. Они выступали за развитие промышленности, однако видели в ней только источник товаров для экспорта, средство зарабатывать деньги на мировом рынке. Богатство представлялось им лишь в денежной форме. Для обеспечения превышения вывоза над ввоз ом и притока денег в страну меркантилисты требовали большого вмешательства государства в экономику, жесткой регламентации хозяйственной жизни — ограничения импорта, поощрения экспорта, запрещения вывоза драгоценных металлов.
Предложения группы французских философов и экономистов XVIII века сводились к тому, что общество должно отойти от практики поддержки предпринимательства и промышленности.
Физиократы считали, что продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы являются истинным источником богатства. Иными словами, согласно взглядам физиократов, только земля и труд земледельца дают приращение стоимости и обеспечивают богатство общества.
Теория рыночного ценообразования впервые была изложена в трудах великого английского экономиста Альфреда Маршалла (1842—1924). Его учебник «Принципы политической экономии» (1890) лег в основу экономического образования на полвека — до 40-х годов XX века. Большую часть жизни Маршалл преподавал экономику в Кембриджском университете (США). Его самый знаменитый ученик Джон Мейнард Кейнс называл Маршалла «величайшим экономистом девятнадцатого века».
К числу представителей «австрийской школы» относят К. Менгера (1840—1921), В. Визера (1881—1926), Э. Бам-Баверка (1851—1914).
Согласно теории предельной полезности благ, разработанной представителями «австрийской школы», ценность благ определяется ограниченностью и редкостью и сводится к пользе, которую может принести последний экземпляр товаров данной группы.
Величина ценности материальных благ, согласно этой теории, определяется величиной пользы, которую приносит человеку та или иная вещь. Но при этом речь идет не о величине пользы вообще, а о предельной полезности вещи.
Предельная полезность — это не наибольшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради получения которой эта вещь еще может рациональным образом употребляться.
Создателем теории несовершенной конкуренции является Джоан Робинсон, профессор Кембриджского университета (Великобритания).
Основываясь на теории А. Маршалла, экономисты 30-х годов опирались в своих исследованиях на концепции совершенной конкуренции и монополии. Но совершенная конкуренция, с множеством покупателей и продавцов, знающих все о ситуации на рынке, так же редка, как и совершенная монополия, когда покупатели, не найдя замены, вынуждены платить назначенную монополистом цену. То, что происходит в реальной жизни, находится где-то между этими крайностями. Д. Робинсон определила такую ситуацию как несовершенную конкуренцию.
Нобелевская премия по экономике существует с 1968 года. Среди лауреатов Нобелевской премии такие всемирно известные ученые, как Поль Самюэльсон, Василий Леонтьев, Саймон Кузнец, Милтон Фридман, Леонид Канторович.
Отцом научного менеджмента называют Фредерика Уинслоу Тейлора
Головоломка
Переставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы слева по вертикали можно было прочитать русскую поговорку, начинающуюся на букву «У» и оканчивающуюся на «Г». Если вы правильно выполните условие, то справа прочтете такую же по смыслу немецкую поговорку
Е
Т
У
Д
О
Л
Е
Л
Р
Н
В
Г
Г
Ь
Д
А
Г
О
Д
У
Н
И
Р
Н
О
О
Е
Т
О
И
Ж
П
О
Ж
Кроссворд «Для начинающих»
Впишите по горизонтали экономические термины:
- Вывоз товара за рубеж.
- Система экономических отношений, основанная на частной собственности.
- Равенство спроса и предложения.
- Обеспечение потребностей в товарах и услугах.
- Потребность в товарах и услугах.
- Бизнесмен.
- Состязательность на рынке.
- Деньги, полученные от продажи товара.
- Учреждение, торгующее деньгами.
Тест «Основы менеджмента»
1. Является ли менеджмент видом деятельности по управлению людьми в различных организациях? (Да. Нет)
2. Существует ли различие между менеджером и предпринимателем? (Да. Нет)
3. Какая школа впервые обосновала менеджмент как самостоятельную область знаний:
- классическая школа,
- школа научного менеджеризма.
4. Можно ли считать планирование одной из важнейших функций управления, согласующей стратегию управления с реальной действительностью? (Да. Нет)
5. Какие особенности должна учитывать функция мотивации:
- разнообразные интересы и потребности людей,
- способы и методы организации системы управления.
6. На каких стадиях управленческого цикла используется функция контроля:
- на конечной стадии принятия решения,
- на всех стадиях процесса управления.
7. Какие организации можно отнести к сложным?
- колледж,
- аэропорт.
8. Может ли менеджер без наличия полноценной информации эффективно работать в системе управления? (Да. Нет)
9. Можно ли принимать управленческие решения на основе интуиции и использования собственного личного опыта? (Да. Нет)
10. Какие методы управления учитывают материальную заинтересованность работников:
- социально-психологические,
- экономические.
«ОНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
1.1; 2.1; 3.2; 4.1; 5.1; 6.2; 7.2; 8.2; 9.1; 10.2.
Тест «Государство и экономика»
Соотнесите понятия с примерами и определениями
Понятия
Примеры и определения
(1) Акцизы
() Регулирование ставки процента Центрального банка
(2) Фискальная политика
() Превышение расходов государства над доходами в течение некоторого периода времени
(3) Кривая Филлипса
() Сумма денег, которую население планирует израсходовать на приобретение товаров и услуг
(4) Национальный доход
() Регулирование доходов и расходов государства
(5) Внутренний государственный долг
() Долг государства отечественным фирмам и гражданам
(6) Методы монетарной политики
(7) (Совокупный опрос
() Свод государственных доходов и расходов за период времени
() Зависимость между инфляцией и безработицей
(8) Добавленная стоимость
() Специальный налог на отдельные товары
(9) Валовой национальный продукт
() Рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных за год из факторных ресурсов, принадлежащих резидентам
(I0) Дефицит бюджета
() Вновь созданная в народном хозяйстве стоимость
(II) Государственный бюджет
() Выпуск облигаций государственного займа
(І2) Уменьшение денежной массы в обращении
() Сумма продаж фирмы за вычетом стоимости материалов и промежуточных готовых изделий, использованных в производстве проданных товаров
(13 ) Дефлятор ВНП
() Отношение номинального ВНП к реальному ВНП
Тест «Государство и экономика»
6, 10, 7, 2, 5, 11, 3, 1, 9, 4, 12, 8, 13
РЕБУСЫ
Ответ: товары
Ответ: экспорт
СЛОВОКАТЫ
Впишите определения.
1. Выплата пожилым людям и пенсионерам
2. Предпринимательство
Впишите определения.
1. Способ учета движения денег у клиентов банка.
2. Текущая вода
3. Способ сверки материальных ценностей.
4. Показатель реальной стоимости ценных бумаг .
Чайнворд «Для знатоков»
- Цена, умноженная на количество продаж.
- Владелец акции.
- Доход, получаемый собственником и не связанный с его личной предпринимательской деятельностью.
- Левая сторона бухгалтерского баланса предприятия.
- Денежная единица той или иной страны.
- Вид косвенного налога.
- Ценная бумага, получаемая кредитором при выдаче ссуды под залог.
- Периодически функционирующий рынок.
- Временное владение и пользование каким-либо имуществом.
- Ревизор.
- Сфера свободного обращения товаров и капиталов.
- Договор купли-продажи.
- Предложение, поступающее при проведении торгов.
- Вывоз без переработки товаров, которые ранее были ввезены на территорию страны.
- Продукция, предназначенная для продажи.
- Плата за продукцию, произведенную по лицензии.
- Затраты на производство и реализацию товара.
- Ввоз в страну товаров иностранного производства.
- Ставка платежей.
- Контракт с определенным сроком поставки.
- Потребность в товарах и услугах.
- Уменьшение начальной цены товара.
- Извещение о переводе денежных сумм, отправке товара.
- Сделка с премией.
- Плата за неисполнение взятого на себя обязательства.
- Поручительская надпись на векселе
Технология развития критического мышления
Одной из основных целей экономического образования является формирование экономического образа мышления. Джон Мейнард Кейнс удачно сформулировал это: «Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Но что такое техника мышления? В самых общих чертах можно сказать, что это некая предпосылка о том, чем человек руководствуется в своем поведении.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
- Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.
- Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей.
Синквейн
1 строка – название темы
2 строка – это определение темы в двух прилагательных
3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.
ЭКОНОМИКА
Точная, определяющая
Производит, обменивает, распределяет
Наука о ведении домашнего хозяйства
Хозяйство
Технология «дебаты»
Дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме
Виды дискуссий:
- круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);
- экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)
- форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);
- симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);
- дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);
- «судебное заседание» (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела);
Положительным при использовании инновационных технологий в процессе изучения является повышение качества образования за счет
- большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
- возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения дисциплины;
- регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
- самоконтроля;
- поддержки активных методов обучения;
- образной наглядной формы представления изучаемого материала;
- развития самостоятельного обучения.
Инновационные технологии создают благоприятную образовательную среду для проведения эффективных учебных занятий, предоставляя педагогам возможность соблюдения следующих основополагающих постулатов современного обучения
- учащийся не должен получать всю информацию в готовом виде, в противном случае через пару таких занятий его познавательная активность станет близка к нулю;
- на учебном занятии нельзя использовать только одну форму работы. Максимальный временной период продолжительности одного вида учебной деятельности не должен превышать 20 минут;
- смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности учащегося.