СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные технологии получили свое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.

        

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС.»

 Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС. Марихина Е.В., воспитатель МДОУ «Солнышко», г.Черноголовка

Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Марихина Е.В., воспитатель

МДОУ «Солнышко», г.Черноголовка

Экологическое воспитание   систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры  Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Экологическое воспитание

систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры

Основная цель экологического воспитания –

сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Задачи экологического воспитания формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными  воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду прививать заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой воспитывать эстетические и патриотические чувства

Задачи экологического воспитания

формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе

формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными

воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду

прививать заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой

воспитывать эстетические и патриотические чувства

 Инновационные технологии получили свое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.  Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

Инновационные технологии получили свое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

Методическое сопровождение разработки и реализации экологических программ Р.I п. 1.1. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Р.I п. 2.8 Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка развивающая предметно-пространственная экологическая среда характер взаимодействия с ребенком характер взаимодействия с другими детьми система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому

Методическое сопровождение разработки и реализации экологических программ

Р.I п. 1.1. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Р.I п. 2.8 Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка

развивающая предметно-пространственная экологическая среда

характер взаимодействия с ребенком

характер взаимодействия с другими детьми

система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому

Направления инновационной деятельности  - Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования. - Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода.  - Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий  - Реализация личностно - деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде детского сада  - Разработка механизмов и инструментов реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности. - Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса, принципы событийного подхода.

Направления инновационной деятельности

- Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования. - Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода.

- Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий

- Реализация личностно - деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде детского сада

- Разработка механизмов и инструментов реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности. - Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса, принципы событийного подхода.

Виды образовательных технологий Проектные методы Экологическая тропинка Социально -игровые методы Мультимедийная презентация Использование компьютерных технологий

Виды образовательных технологий

Проектные методы

Экологическая тропинка

Социально -игровые методы

Мультимедийная презентация

Использование компьютерных технологий

     Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной  общеобразовательной программы, является  принцип интеграции образовательных областей.      Формы интеграции эксперименты совместные творческие проекты экскурсии совместные праздники Сюжетно-ролевые игры

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

Формы интеграции

эксперименты

совместные творческие проекты

экскурсии

совместные праздники

Сюжетно-ролевые игры

 Одним из важных условий реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.  Развивающая предметно – пространственная среда — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Одним из важных условий реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.

Развивающая предметно – пространственная среда — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Развивающая предметно – пространственная среда способствует:  - познавательному развитию ребенка  - эколого-эстетическому развитию  - предпочтение объектам природы перед искусственными предметами  - оздоровлению ребенка  - формированию нравственных качеств ребенка  - формированию экологически грамотного поведения  - экологизации различных видов деятельности ребенка

Развивающая предметно – пространственная среда способствует:

- познавательному развитию ребенка

- эколого-эстетическому развитию

- предпочтение объектам природы перед искусственными предметами

- оздоровлению ребенка

- формированию нравственных качеств ребенка

- формированию экологически грамотного поведения

- экологизации различных видов деятельности ребенка

Элементы развивающей предметно – пространственной среды Экологическая кабинет Экологическая тропинка Библиотека Изостудия (художественная студия) Лаборатория Музей, картинная галерея Фитобар Коридоры, холлы Живой уголок Театральная студия Территория ДОУ (ландшафт, архит. объекты) Уголки в группах Зимний сад Огород, сад Физкультурный зал Выставочный уголок Бассейн Музыкальный зал Компьютерный класс

Элементы развивающей предметно – пространственной среды

Экологическая кабинет

Экологическая тропинка

Библиотека

Изостудия (художественная студия)

Лаборатория

Музей, картинная галерея

Фитобар

Коридоры, холлы

Живой уголок

Театральная студия

Территория ДОУ (ландшафт, архит. объекты)

Уголки в группах

Зимний сад

Огород, сад

Физкультурный зал

Выставочный уголок

Бассейн

Музыкальный зал

Компьютерный класс

 Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологический кабинет, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах.  Такой экологический комплекс интегрирует различные образовательные области, что значительно повышает эффективность экологического воспитания дошкольников.

Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологический кабинет, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах.

Такой экологический комплекс интегрирует различные образовательные области, что значительно повышает эффективность экологического воспитания дошкольников.

Работа проводится по следующим направлениям организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы;  подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе), в том числе для сопровождения экологических игр. использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники,  живопись, глиняные игрушки). закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки; изготовление  наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам. подбор художественных произведений к экологической тематике; изготовление поделок, коллажей, макетов из природного материала. изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков. формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории ДОУ

Работа проводится по следующим направлениям

  • организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы; 
  • подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе), в том числе для сопровождения экологических игр.
  • использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники,  живопись, глиняные игрушки).
  • закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;
  • изготовление  наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
  • подбор художественных произведений к экологической тематике;
  • изготовление поделок, коллажей, макетов из природного материала.
  • изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
  • формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории ДОУ
А также: реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира). знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций). подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы   группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке. участие в подготовке и проведении  экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных. дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических  понятий. чтение с обсуждением  произведения. экологические акции и десант. наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ подборка наглядных пособий (календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов), включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).

А также:

  • реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
  • знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций).
  • подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы   группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке.
  • участие в подготовке и проведении  экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных.
  • дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических  понятий.
  • чтение с обсуждением  произведения.
  • экологические акции и десант.
  • наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ
  • подборка наглядных пособий (календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов),
  • включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).
    Успешная реализация невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс.   Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей в данном направлении.    В своей работе с родителями дошкольников в рамках программы использую традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.

Успешная реализация невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс. Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей в данном направлении.

В своей работе с родителями дошкольников в рамках программы использую традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.

Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического воспитания дошкольников в МДОУ д/с «Солнышко» привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, трудовой деятельности «Экологический стенд» в экологическом уголке - выпуск газет, плакатов, папок передвижек Беседы за круглым столом, совет родителей в нетрадиционной форме (ток- шоу, деловые игры и др.) консультации для родителей анкетирование по проблеме экологического воспитания

Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического воспитания дошкольников в МДОУ д/с «Солнышко»

привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, трудовой деятельности

«Экологический стенд» в экологическом уголке - выпуск газет, плакатов, папок передвижек

Беседы за круглым столом, совет родителей в нетрадиционной форме (ток- шоу, деловые игры и др.)

консультации для родителей

анкетирование по проблеме экологического воспитания

 Рекомендации воспитателям по вопросам экологического воспитания в современной образовательной среде ДОУ:    Создать рациональную предметно – пространственную среду для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей. Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка. Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу. Мероприятия по использованию инновационных технологий должны охватывать все виды деятельности дошкольников.

Рекомендации воспитателям по вопросам экологического воспитания в современной образовательной среде ДОУ:

Создать рациональную предметно – пространственную среду для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей.

Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка.

Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.

Мероприятия по использованию инновационных технологий должны охватывать все виды деятельности дошкольников.

 Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Использованные источники   1.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения – 1.10.2015).  2. Ахунзянова В. Моделирование предметно – развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС [Электронный ресурс] / Ахунзянова В. // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/01/modelirovanie-predmetno-razvivayushchey-sredy-v-dou-v (дата обращения – 3.10.2015).  3.Боршевецкая Л.А. Особенности проектирования развития воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Л.А. Боршевецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/210838/ (дата обращения – 5.10.2015).

Использованные источники

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения – 1.10.2015).

  • 2. Ахунзянова В. Моделирование предметно – развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС [Электронный ресурс] / Ахунзянова В. // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/01/modelirovanie-predmetno-razvivayushchey-sredy-v-dou-v (дата обращения – 3.10.2015).

3.Боршевецкая Л.А. Особенности проектирования развития воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Л.А. Боршевецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/210838/ (дата обращения – 5.10.2015).

 4. Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / И.Г.Дорошина //Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/17/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-povsednevnoy (дата обращения – 5.10.2015).  5. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и Природа» [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: «Карапуз-дидактика», 2005. – 192 с. – ISBN 5-9715-0004-Х.  6. Сахаутдинова М.Ф. Проектная деятельность в ДОУ. Экологический проект «Деревья нашего участка» [Электронный ресурс] / М.Ф. Сахаутдинова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601732/ (дата обращения – 5.10.2015).  7. Тимофеева И.В. Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ [Электронный ресурс] / И.В.Тимофеева // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/10/razvivayushchaya-sreda-dlya-ekologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения 4.10.2015).

4. Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / И.Г.Дорошина //Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/17/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-povsednevnoy (дата обращения – 5.10.2015).

  • 5. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и Природа» [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: «Карапуз-дидактика», 2005. – 192 с. – ISBN 5-9715-0004-Х.
  • 6. Сахаутдинова М.Ф. Проектная деятельность в ДОУ. Экологический проект «Деревья нашего участка» [Электронный ресурс] / М.Ф. Сахаутдинова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601732/ (дата обращения – 5.10.2015).
  • 7. Тимофеева И.В. Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ [Электронный ресурс] / И.В.Тимофеева // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/10/razvivayushchaya-sreda-dlya-ekologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения 4.10.2015).
 8.Удовика А. В. Инновационный подход к организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. В. Удовика // Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка».  – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-k-organizatsii-raboty-po-ekologicheskomu-obrazovaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения –4.10.2015).  9.Чердымова Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников [Электронный ресурс] / Е. И.Чердымова // Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка».  – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-formirovanii-ekologicheskogo-soznaniya-u-doshkolnikov (дата обращения – 4.10.2015).  10. Шевякова Л. Г. Инновационный опыт по экологическому воспитанию дошкольников [Электронный ресурс] / Л. Г. Шевякова // Международный образовательный портал Maam . ru . – Режим доступа: http :// www . maam . ru / detskijsad / inovacionyi - opyt - po - yekologicheskomu - vospitaniyu - doshkolnikov . html (дата обращения – 4.10.2015).
  • 8.Удовика А. В. Инновационный подход к организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. В. Удовика // Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-k-organizatsii-raboty-po-ekologicheskomu-obrazovaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения –4.10.2015).
  • 9.Чердымова Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников [Электронный ресурс] / Е. И.Чердымова // Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-formirovanii-ekologicheskogo-soznaniya-u-doshkolnikov (дата обращения – 4.10.2015).
  • 10. Шевякова Л. Г. Инновационный опыт по экологическому воспитанию дошкольников [Электронный ресурс] / Л. Г. Шевякова // Международный образовательный портал Maam . ru . – Режим доступа: http :// www . maam . ru / detskijsad / inovacionyi - opyt - po - yekologicheskomu - vospitaniyu - doshkolnikov . html (дата обращения – 4.10.2015).