Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Марихина Е.В., воспитатель
МДОУ «Солнышко», г.Черноголовка
Экологическое воспитание
систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры
Основная цель экологического воспитания –
сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи экологического воспитания
формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе
формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными
воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду
прививать заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой
воспитывать эстетические и патриотические чувства
Инновационные технологии получили свое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
Методическое сопровождение разработки и реализации экологических программ
Р.I п. 1.1. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Р.I п. 2.8 Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка
развивающая предметно-пространственная экологическая среда
характер взаимодействия с ребенком
характер взаимодействия с другими детьми
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому
Направления инновационной деятельности
- Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования. - Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода.
- Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий
- Реализация личностно - деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде детского сада
- Разработка механизмов и инструментов реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности. - Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса, принципы событийного подхода.
Виды образовательных технологий
Проектные методы
Экологическая тропинка
Социально -игровые методы
Мультимедийная презентация
Использование компьютерных технологий
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
Формы интеграции
эксперименты
совместные творческие проекты
экскурсии
совместные праздники
Сюжетно-ролевые игры
Одним из важных условий реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.
Развивающая предметно – пространственная среда — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Развивающая предметно – пространственная среда способствует:
- познавательному развитию ребенка
- эколого-эстетическому развитию
- предпочтение объектам природы перед искусственными предметами
- оздоровлению ребенка
- формированию нравственных качеств ребенка
- формированию экологически грамотного поведения
- экологизации различных видов деятельности ребенка
Элементы развивающей предметно – пространственной среды
Экологическая кабинет
Экологическая тропинка
Библиотека
Изостудия (художественная студия)
Лаборатория
Музей, картинная галерея
Фитобар
Коридоры, холлы
Живой уголок
Театральная студия
Территория ДОУ (ландшафт, архит. объекты)
Уголки в группах
Зимний сад
Огород, сад
Физкультурный зал
Выставочный уголок
Бассейн
Музыкальный зал
Компьютерный класс
Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологический кабинет, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах.
Такой экологический комплекс интегрирует различные образовательные области, что значительно повышает эффективность экологического воспитания дошкольников.
Работа проводится по следующим направлениям
- организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы;
- подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе), в том числе для сопровождения экологических игр.
- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, живопись, глиняные игрушки).
- закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;
- изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
- подбор художественных произведений к экологической тематике;
- изготовление поделок, коллажей, макетов из природного материала.
- изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории ДОУ
А также:
- реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
- знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций).
- подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке.
- участие в подготовке и проведении экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных.
- дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических понятий.
- чтение с обсуждением произведения.
- экологические акции и десант.
- наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ
- подборка наглядных пособий (календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов),
- включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).
Успешная реализация невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс. Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей в данном направлении.
В своей работе с родителями дошкольников в рамках программы использую традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.
Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического воспитания дошкольников в МДОУ д/с «Солнышко»
привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, трудовой деятельности
«Экологический стенд» в экологическом уголке - выпуск газет, плакатов, папок передвижек
Беседы за круглым столом, совет родителей в нетрадиционной форме (ток- шоу, деловые игры и др.)
консультации для родителей
анкетирование по проблеме экологического воспитания
Рекомендации воспитателям по вопросам экологического воспитания в современной образовательной среде ДОУ:
Создать рациональную предметно – пространственную среду для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей.
Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка.
Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.
Мероприятия по использованию инновационных технологий должны охватывать все виды деятельности дошкольников.
Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Использованные источники
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения – 1.10.2015).
- 2. Ахунзянова В. Моделирование предметно – развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС [Электронный ресурс] / Ахунзянова В. // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/01/modelirovanie-predmetno-razvivayushchey-sredy-v-dou-v (дата обращения – 3.10.2015).
3.Боршевецкая Л.А. Особенности проектирования развития воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Л.А. Боршевецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/210838/ (дата обращения – 5.10.2015).
4. Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / И.Г.Дорошина //Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/17/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-povsednevnoy (дата обращения – 5.10.2015).
- 5. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и Природа» [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: «Карапуз-дидактика», 2005. – 192 с. – ISBN 5-9715-0004-Х.
- 6. Сахаутдинова М.Ф. Проектная деятельность в ДОУ. Экологический проект «Деревья нашего участка» [Электронный ресурс] / М.Ф. Сахаутдинова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601732/ (дата обращения – 5.10.2015).
- 7. Тимофеева И.В. Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ [Электронный ресурс] / И.В.Тимофеева // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/10/razvivayushchaya-sreda-dlya-ekologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения 4.10.2015).
- 8.Удовика А. В. Инновационный подход к организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. В. Удовика // Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-k-organizatsii-raboty-po-ekologicheskomu-obrazovaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения –4.10.2015).
- 9.Чердымова Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников [Электронный ресурс] / Е. И.Чердымова // Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-formirovanii-ekologicheskogo-soznaniya-u-doshkolnikov (дата обращения – 4.10.2015).
- 10. Шевякова Л. Г. Инновационный опыт по экологическому воспитанию дошкольников [Электронный ресурс] / Л. Г. Шевякова // Международный образовательный портал Maam . ru . – Режим доступа: http :// www . maam . ru / detskijsad / inovacionyi - opyt - po - yekologicheskomu - vospitaniyu - doshkolnikov . html (дата обращения – 4.10.2015).