СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструктивная карта к исследовательской работе "Создай лицо"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаются варианты генотипов и соответствующих фенотипов черт лица, которые позволят определить и нарисовать портрет ребенка, который у вас в этой работе получится.

 

Просмотр содержимого документа
«Инструктивная карта к исследовательской работе "Создай лицо"»

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА К работе «Создайте лицо»


Цель: показать на примере упрощенной модели причины различия генотипов близких родственников.

Объект исследования: человек.

Материал и оборудование: отсутствуют.

Наверное, вы не раз удивлялись, почему все люди так не похожи друг на друга, даже близкие родственники не выглядят точной копией друг друга. Это связано с большим разнообразием существующих характерных черт в человеческой популяции и новыми их сочетаниями, образующимися в процессе репродукции человека. Причины того, почему братья и сестры имеют различные генотипы, могут быть исследованы в результате проведения данной работы.

Возьмите монетку: орел — доминантный признак, решка — рецессивный. Подбрасывая монетку, определите, кто из родителей передал ребенку доминантный или рецессивный признак. Допустим, что ваш ребенок имеет гетерозиготу для данной черты лица, представленной в этой лабораторной работе. Заполните предлагаемую таблицу и нарисуйте портрет ребенка, который у вас в этой работе получится.

1. Определите пол ребенка. Генотип девочки XX (решка), генотип мальчика XY (орел).

2. Дайте имя ребенку.

3. Определите черты лица.

4. Нарисуйте портрет вашего ребенка и пусть ваш ребенок выглядит так, как если бы он(она) достиг(ла) совершеннолетия.


Признак

Ген от мамы

Ген от папы

Генотип

Фенотип






1. Форма лица:

круглая (RR, Rr) квадратная (rr)

2. Очертания подбородка:

очень выдающийся (VV, Vv) менее выдающийся (vv)

3. Форма подбородка наследуется только в том случае, если подбородок очень выдающийся, и не наследуется, если менее (т. к. здесь результат супрессии генов, называющийся эпистазом):

круглый (RR;Rr) квадратный (rr)


4. Ямочка на подбородке:

присутствует (АА; Аа) отсутствует (аа)

5. Цвет кожи — наследуется полимерными генами А, В, С, которые обладают аддитивным эффектом. За каждого родителя подбрасываем монету 3 раза для определения генотипа каждого из генов. Например, первая пара может иметь следующие генотипы: АА; Аа; аа — соответственно такие же пары образуются для генов В и С.

Чем больше доминантных генов присутствует в геноме, тем более активно проявляется пигментация кожи:

6 доминантных генов — очень черная кожа,

5 доминантных генов — очень коричневая кожа,

4 доминантных гена — темно-коричневая кожа,

3 доминантных гена — коричневая кожа,

2 доминантных гена — светло-коричневая кожа,

1 доминантный ген — смуглая,

0 доминантных генов — белая.

6. Цвет волос — подобно цвету кожи наследуется полимерными генами. Принимая во внимание, что в образовании цвета волос участвуют 4 гена — А, В, С, D, подбрасываем монету 4 раза за каждого родителя.

8 доминантных генов — черные волосы,

7 доминантных генов — очень коричневые волосы,

6 доминантных генов — темно-каштановые,

5 доминантных генов — каштановые,

4 доминантных гена — светло-русые,

3 доминантных гена — рыжеватая блондинка,

2 доминантных гена — блондинка,

1 доминантный ген — очень светлая блондинка,

0 доминантных генов — белые (альбинос).

7. Рыжие волосы определяются единственным геном, представленным двумя аллелями Red (R) и red (r), и проявляются только в сочетании с доминантным геном.

RR — ярко-рыжие; Rr — светло-рыжие; гг — отсутствие рыжих волос.

Рыжие волосы проявляются только если у вашего ребенка меньше 6 доминантных генов.

8. Тип волос:

курчавые (СС) вьющиеся (Сс) прямые (сс)


9. Волосы на лбу сходятся впереди в центре:

есть признак (WW, Ww) нет признака (ww)


10. Цвет бровей:

очень темный (НН), темный (Hh), светлый (hh).

Помните, что цвет бровей может быть иным, чем цвет волос.

11. Толщина бровей:

густые (ВВ; Вb) тонкие (bb)


12. Расположение бровей:

не соединяются (NN, Nn) соединяются (nn)

13. Цвет глаз.

Определяется результатом действия двух пар генов, доминантные аллели формируют пигмент, рецессивные — снижают представительство цвета. Первый ген представляет переднюю часть сетчатки, а второй — заднюю. Детерминируют первый ген А, а затем второй — В.

ААВВ — темно-карие; ААВв, АаВВ — карие; АаВв — светло-карие; ААвв, ааВВ — темно-синие; Аавв, ааВв — голубые; аавв — светло-голубые.

Примечание: в действительности, цвет глаз — намного более сложная система, чем предложенная.

14. Расстояние между глазами:

близко посаженные (TT)

среднее расстояние

(Tt)

широко расставленные (tt)

15. Размер глаз:



большие (ЕЕ)

средние (Ее)

маленькие (ЕЕ)

16. Форма глаз:



удлиненная (АА, Аа)


круглая (аа)


17. Расположение:



горизонтальное (НН, Нh)


угол поднят кверху (hh)


18. Ресницы:



длинные (LL, Ll)


короткие (ll)


19. Размеры рта



большой (ММ)

средний (Мm)

маленький (mm)

20. Толщина губ:



полные (LL,ll)


тонкие (ll)


21. Выпуклость губ:



очень выпуклые (НН)

умеренно выпуклые (Нh)

не выпуклые (hh)

22. Ямочки на щеках:



есть (DD, Dd)

нет (dd)


23. Размер носа:



большой (NN)

средний (Nn)

маленький (nn)

24. Форма ноcа:



круглый (Rr)


заостренный (rr)



25. Мочка уха:



свободная (FF, Ff)


сросшаяся (ff )


26. Ямка на мочке:




есть (РР, Рр)


нет (рр)


27. Волосы на ушах:



волосы на ушах — признак, сцепленный с полом, локализуется в
у-хромосоме и проявляется только у мужчин.

есть (НН, Нh)


нет (Hh)


28. Веснушки на щеках:



есть (FF, Ff)


нет (ff)


29. Веснушки на лбу:



есть (ZZ, Zz)


нет (zz)


Примечание: в данной задаче предложена упрощенная модель наследования некоторых черт лица. В действительности, в жизни все намного сложнее, так как большинство компонентов реализуется многими составными и определяется путем совместной работы нескольких генов.


Форма отчетности

Подготовить отчет в текстовом редакторе, сделать рисунок.


Контрольные вопросы

1. Дайте определение наследственности.

2. Дайте определение генотипа и фенотипа.

3. Какой организм называют гомозиготным, а какой гетерозиготным?

4. Какие свойства генетического кода вы знаете?

5. Что такое кариотип?

6. По какому признаку отличаются кариотипы мужчин и женщин?