СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Инструкция как средство формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы по формированию читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Инструкция как средство формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы»

Мастер-класс «Инструкция как средство формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы»

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор, не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна. Иными словами, мы должны овладеть функциональной грамотностью.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. 

Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место.

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст. Наши уроки – это тоже логически выстроенный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. 

Приёмов работы с текстом очень много и, думаю, что Вам всем они знакомы. Это и «Письмо с дырками (пробелами)», «Верите ли вы …», «Ассоциация», “Шаг за шагом”, «Составление кластера», «Корзина идей, понятий…», «Мозговой штурм», «Чтение в кружок», «Чтение с остановками», «Синквейн» и т.д. Все эти приёмы можно нужно использовать на любом уроке.

Я же предлагаю Вашему вниманию работу с инструкцией как одним из средств формирования читательской грамотности.

Тема моего выступления: «Инструкция как средство формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы».

Прежде всего, уточним понятие «инструкция».

Инструкция (лат. instructio «наставление») — это текст, который содержит распоряжение, указание, наставление. Такой текст определяет цель и объём задания, последовательность и способ его выполнения. 

Содержание инструкции передают особыми языковыми средствами, к которым относят:

  • глаголы в форме повелительного наклонения: напиши(те), прочитай(те), выдели(те), пусть поднимут, пусть подчеркнут; 

  • глаголы в неопределённой форме (инфинитиве): прочитать, выделить, подчеркнуть;

  • глаголы прошедшего или настоящего времени изъявительного наклонения в значении повелительного наклонения: открыли тетради, записали число, участники встают;

  • слова категории состояния: можно перейти, нужно выключить;

  • односоставные определённо-личные предложения: Возьмите брусок, просверлите в нём отверстие;

  • односоставные инфинитивные предложения: Прослушать текст, подготовиться к сжатому изложению.

Инструкции встречаются в различных областях деятельности: не только в учёбе, спорте, но и в бытовых ситуациях, например в кулинарии.

Другими словами, инструкция — это такой тип речи, который имеет особые содержательные, композиционные и языковые черты. Инструктивная речь — речь, регламентирующая правила поведения и устанавливающая порядок действий для достижения поставленной цели.

Обратимся учебнику.

Все задания в учебниках относятся к инструкциям, которые нужно выполнить, и я учу детей правильно работать с ними. Все задания мы с ребятами читаем с карандашом в руках.

Предлагаю и вам поработать с заданиями. Возьмите, пожалуйста, карточку жёлтого цвета.

Фрагмент 1 – задание из учебника

Начинаем работу.

- Прочитайте задание самостоятельно, глазками.

- Что будем делать сначала? Подчёркиваем.

- Что нужно сделать следующим шагом? Подчёркиваем.

- Сколько всего заданий нужно выполнить?

Возьмите карточку розового цвета. Это задание по математике.


- какое первое задание?

- второе?

- третье?

Аналогичную работу провожу и при выполнении заданий из ВПР

Фрагмент 2- ВПР.

Карточка зелёного цвета.

1.Выпиши из текста 10-е предложение.

1)  Подчеркни главные члены.

2)  Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

2. Выпиши из предложения 4 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Инструкции могут быть и звуковыми.

Весь наш урок, по сути, можно назвать инструкцией, а нашу речь на уроках - инструктивной:

- откройте тетради,

- запишите число,

- посмотрите на доску,

- прочитайте,

- найдите лишнее и т.д.

Очень важно, чтобы дети учились чётко следовать инструкции, данные учителем. Именно на этом была организована моя работа с детьми во время дистанционного обучения. В прошлом году уже в ноябре, когда мы только ещё учились читать, вновь возникла необходимость дистанционного обучения. С детьми более старших классов было проще: они уже научились выходить на связь в онлайн-режиме, а вот с 1 классом это оказалось затруднительным – родители, в основном, работают с утра, дети самостоятельно подключиться к онлайн-уроку не могут (многие ещё и читать не научились). Вечером же проводить уроки нецелесообразно. А учиться писать и читать необходимо. Стала думать. Если писать инструкции, то обучение ляжет на плечи родителей, т.к. не все дети, как я уже говорила, ещё умели читать на тот момент. И это ещё полбеды. Основная проблема для меня виделась в том, что мне потом пришлось бы повторно объяснять детям, т.к. не все родители ответственно подходят к работе дома. Создать просто презентацию, тоже не выход. И я решила создавать презентации с голосовым сопровождением – инструкцией.

Вот отзывы родителей:

«Очень удобно. Включила ребёнку презентацию и 20 минут можно к нему не подходить. Он слушает голос учителя, выполняет его инструкции, прописывает, считает, читает. Ребёнок усваивает материал. Он спокоен и я спокойна. Ни слёз, ни истерик».

«Я не учитель, поэтому объяснить материал своему ребёнку при всём желании не смогу так, как в школе. Да и заставить сына заниматься дома очень сложно. Уговариваю. Тут запускаю презентацию, отправленную учителем. И вдруг Дима говорит: «Мама! Это же Светлана Олеговна». Мгновенно преображается, собирается, усаживается за стол. «Здравствуйте, ребята!» – звучит голос учителя, и Димка отвечает: «Здравствуйте, Светлана Олеговна!»». Многие родители сказали: «Как будто сами на уроке побывали». А самое главное, это результат. После недельного дистанционного обучения при выходе в школу мои дети пришли не как чистый лист, а как будто и не уходили. Я не увидела пробелов или не усвоенный материал, мне не пришлось возвращаться к пройденному, чтобы объяснять это ещё раз. Да, составление такой презентации требует много времени (на 1 урок у меня уходило от 2 до 3 часов поначалу), но это того стоит.

Во 2 классе стало попроще: дети уже умеют читать, писать, да присоединиться к онлайн-трансляции уже может большинство. Но, конечно, есть и такие, кто не мог присутствовать на таких уроках по разным причинам. Для таких детей я стала создавать инструкции – маршрутные листы.

Пример 4 – маршрутный лист

Здесь также всё чётко, понятно. Такие маршрутные листы я составляю и для болеющих детей.

Таким образом, представленная мною работа с инструкцией способствует эффективной организации работы на всех уроках и дома по формированию читательской грамотности. Такая работа обеспечивает развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская деятельность».

Рефлексия.

А сейчас я предлагаю провести рефлексию. Я предлагаю Вам задание, которое нужно выполнить, опять же, по инструкции.

Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в

своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

Обратная связь

Спасибо за работу!