Инструкционно-технологическая карта № 8
Для выполнения практического занятия по дисциплине
«Экономическая теория»
ТЕМА: «Определение уровня и темпов инфляции»
Цели занятия:
Образовательная:
Научить рассчитывать уровень и темп инфляции
Научить определять темп инфляции
Систематизировать знания по теме «Инфляция и антиинфляционная политика»
Способствовать отработке навыков расчета уровня и темпа инфляции с помощью электронной таблицы Excel
Развивающая:
продолжить формирование навыков групповой работы;
развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).
Воспитательная:
развитие коммуникативных навыков;
воспитывать любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, деловитость, предприимчивость
воспитание информационной культуры;
Тип урока - практическое занятие
Метод обучения – словесный, практический
Обеспечение - инструкционно-технологическая карта, компьютер
Междисциплинарные связи
Обеспечивающие – математика, информатика, история
Обеспечиваемые – статистика, финансы, денежное обращение и кредит, маркетинг, цены и ценообразование, информационные технологии в профессиональной деятельности, экономика организации
Студент должен:
Иметь представление:
Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция спроса, инфляция издержек. Инфляция и безработица. Главная проблема инфляции. Уровень и темп инфляции. Особенности антиинфляционной политики в России.
Знать:
Сущность инфляции, ее причины и типы;
Уметь:
Определять типы и уровень инфляции.
Время занятия – 2 часа
Место проведения – компьютерный класс
Материальное оснащение – инструкционные карты, карточки опроса, компьютер, интерактивная доска, локальная сеть
Литература:
Основная:
В.Г. Слагода Экономическая теория: учебник.-4 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 368 с. Стр. 244-256
Т.Г. Тальнишних Основы экономической теории: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений – 4 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. Стр. 214-219
Дополнительная:
Камаев В.Д. Основы экономики: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 160 с. Стр 195-206
Интернет-ресурсы:
http://microeconomica.economicus.ru/
http://college.ru/economics/economy.html
http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_finance_2.html
http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Nikolaeva/index.html
http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Econtheory1/index.html
Методические указания
Коэффициент монетизации характеризует объем реальной денежной массы в стране на определенный год.
Коэффициент монетизации=М2/ВВП*100%
Скорость обращения денег - это интенсивность движения денег как средства обращения и средства платежа, показывает количество сделок, в которых участвует каждая одноименная денежная единица в течение года. Скорость обращения денег представляет собой число оборотов денежной массы в год. Скорость оборота денежной массы может быть выражена отношением объема валового внутреннего продукта (ВВП) страны к величине агрегата М2.

Чем выше V, тем меньше нужно денежной массы для производства годового ВВП.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде и отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, а также при пересчете ряда показателей системы национальных счетов текущих цен в постоянные цены.


Еще одна возможность измерения инфляции связана с использованием “правила величины 70”, позволяющего подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен “Правило 70-ти” можно представить в виде формулы:

где N - количество лет, необходимых для удвоения темпов инфляции, P - темп ежегодного роста цен (%).
ЗАДАЧИ
Задача №1
В среднем за год в Российской Федерации денежный агрегат М2 и ВВП составили:
| 01.01.2009 | 01.01.2008 | 01.01.2007 | 01.01.2006 | 01.01.2005 | 01.01.2004 | 01.01.2003 |
М2 (млрд. руб) | 13 493,2 | 13 272,1 | 8 995,8 | 6 044,7 | 4 363,3 | 3 212,6 | 2 134,5 |
ВВП | 39100,7 | 41428,6 | 33247,5 | 26917,2 | 21609,8 | 17027,2 | 13208,2 |
Задание
1.На основании приведенных данных с помощью программы Excel рассчитайте коэффициент монетаризации и скорость денежного обращения за указанные годы.
2.Постройте гистограмму «Скорость денежного обращения», графики денежного агрегата и ВВП
3. Проанализируйте полученные результаты
Ход выполнения:
Откройте программу Microsoft Excel.
Переименуйте Лист 1 на «Задача 1».
Постройте следующую таблицу, записав значения в соответствующие ячейки таблицы

С помощью соответствующих формул рассчитайте коэффициент монетизации и скорость денежного обращения.
Постройте гистограмму «Скорость денежного обращения» за период с 2003 по 2009 год. Сделайте необходимые выводы
Сохраните файл под названием «Практическая работа студента ФИО»
Задача №2
Перед вами таблица, содержащая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике некоторой страны.
Индексы потребительских цен на товары и услуги
(в % к декабрю предшествующего года)
Год | ИПЦ | Темпы инфляции по ИПЦ (% за год) | Уровень инфляции |
1993 | 940 | - | - |
1994 | 315 | | |
1995 | 231,3 | | |
1996 | 121,8 | | |
Задание
Внимательно изучите их и составьте рассказ о динамике потребительских цен в этой стране за 1993 – 1996 год.
Рассчитайте темп и уровень инфляции
Отразите на графиках темпы инфляции
Ход выполнения:
Откройте файл «Практическая работа студента ФИО»
Лист 2 переименуйте «Задача 2»
Заполните таблицу соответствующими данными

Рассчитайте темпы и уровень инфляции
Постройте график «Темпы инфляции»
Проанализируйте график
Задача №3
Перед вами таблица, содержащая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике некоторой страны.
Индексы потребительских цен на товары и услуги
(в % к декабрю предшествующего года)
Год | ИПЦ | Темпы инфляции по ИПЦ (% за год) | Уровень инфляции |
1990 | 246,0 | - | - |
1991 | 273,0 | | |
1992 | 313,95 | | |
1993 | 367,32 | | |
Задание
Внимательно изучите их и составьте рассказ о динамике потребительских цен в этой стране за 1990 – 1993 год.
Рассчитайте темп и уровень инфляции
Отразите на графиках темпы инфляции
Ход выполнения - аналогично задаче 2.
Задача 4
В таблице приведены следующие данные об индексах потребительских цен по годам:
Год | Индекс потребительских цен |
1 | 100 |
2 | 110 |
3 | 112 |
4 | 114 |
Задание
Рассчитайте уровень инфляции для каждого года.
Определите количество лет, необходимое для удвоения уровня цен, исходя из «правила 70».
Результаты расчетов обобщить в таблице:
Год | ИПЦ | Уровень инфляции | Удвоение цен |
1 | 100 | | |
2 | 110 | | |
3 | 112 | | |
4 | 114 | | |
Вопросы для самоконтроля
Что потребительская корзина? Как она рассчитывается?
В чем разница между открытой и закрытой инфляцией?
Что может быть причинами инфляции спроса и издержек?
Задание на дом
В.Г. Слагода Экономическая теория: учебник.-4 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 368 с. Стр. 244-256
Т.Г. Тальнишних Основы экономической теории: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений – 4 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. Стр. 214-219