СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А»    

УП.01.02.  Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03  Автомеханик, 1 курс.

Цель занятия:

Обучение практическим приемамразборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы.

Просмотр содержимого документа
«Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А»»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»









Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А»

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик











Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения













Седельниково, Омской области, 2017

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

План занятия П/О

Группа11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.

Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей тормозной системы.

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемамразборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работтормозной системы.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работтормозной системы.

Развивающие:


Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


Воспитательные:


Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.



Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовыхавтомобилей : учеб.пособие для нач. проф. образования /Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центрАкадемия≫, 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб.пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Тема «Тормозная система автомобиляГАЗ-5ЗА»


Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А, приобрести первоначальные навыки в разборке-сборке агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а также регулировке свободного хода педали.


Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 1—3.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —

колесные тормозные механизмы (передние и задние), установленныена балках автомобиля ГАЗ-53А, главный тормозной цилиндр,гидровакуумный усилитель автомобиля ГАЗ-53А; компрессор,двухсекционные тормозные краны и регулятордавленияавтомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, предохранительный клапан

автомобиля ЗИЛ-130, стояночные тормоза в сборе, установленные на коробках передач автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, разрезы агрегатов, съемник колец, съемник для снятия тормозныхколодок, тиски, комплект инструментов, проволока, шплинты,ключи гаечные 11, 38, 41 мм, коловорот, ключ специальный,шплинтодер, выколотка из мягких металлов (медь, бронза), крючокдля снятия и установки пружины, щипцы для снятия чекипальцев, оправка, обжимка для чек, щупы 0,1, 0,4 и 0,6 мм.



1. Изучить тормозную систему автомобиля ГАЗ-53А (или ГАЗ-53-12) (см. рис. 1—3), включающую в себя колесный тормозноймеханизм, стояночный тормоз, главный тормозной цилиндри гидровакуумный усилитель.












Рис. 1. Колесный тормозной механизм (а) и колесный тормозной цилиндр (б) автомобиля ГАЗ-53А:

1колодка; 2, 11— пружины; 3 колесный тормозной цилиндр; 4 регулировочный

эксцентрик; 5 — скоба; 6— тормозной щит; 7 — палец; 8— эксцентриковаявтулка; 9перепускной клапан; 10, 14— резиновые колпаки; 12 манжета; 13поршень; 15— сухарь; 16корпус





1 2 3 4 5 6 7 83 4 5 6 7 8





а б


Рис. 2. Колесные тормозные цилиндры гидропривода тормозных механизмов:

а — двухпоршневой; б — однопоршневой; 1 — перепускной клапан; 2 — пробка;

3 — толкатель; 4 — резиновый чехол; 5 — корпус цилиндра; 6 — поршень; 7 —

резиновая манжета; 8 — пружина


























Рис. 3. Колесный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А:

1 — опорные пальцы; 2 — эксцентриковые шайбы; 3 — фрикционные накладки

колодок; 4 — направляющие скобы; 5 — регулировочный эксцентрик; 6 — опорный

диск; 7 — колесный цилиндр; 8, 9 — пружины; 10 — корпус колесногоцилиндра; 11 — манжета; 12 — защитный колпак; 13 — перепускной клапан; 14 —поршень; 15 — сухарь; 16 — контргайки (стрелками показано их затягивание)





2. Разобрать колесный тормозной механизм переднего колесаавтомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:

• вывернуть три винта крепления колесного тормозного барабанак ступице колеса и снять его;

• закрепить поршни колесного цилиндра от выпадения (стянутьпроволокой);

• вынуть конец стягивающей пружины из отверстия колодки спомощью тонкой отвертки;

• отвернуть контргайки опорных пальцев колодок со сторонытормозного щита, снять опорные пальцы, эксцентриковые шайбы,пластину;

• снять тормозные колодки, резиновые защитные чехлы, нажимныесухари с концов корпуса колесного цилиндра. Вывернутьиз корпуса цилиндра перепускной клапан, извлечь поршни, манжеты,разжимную пружину.


3. Собрать колесный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А,соблюдая последовательность выполнения операций, обратнуюразборке. Опорные пальцы устанавливать метками внутрь.

Помнить, что колесные тормозные цилиндры гидроприводовтормозных механизмов (см. рис. 2) передних и задних колес различаютсятолько размерами.


4. Выполнить полную регулировку колесного тормозного механизмаавтомобиля ГАЗ-53А (см. рис. 3) следующим образом:

• вращая тормозной барабан по ходу движения автомобиля повернуть опорный палец передней колодки против часовой стрелки до взаимного касания колодки и тормозного барабана, послечего палец поворачивать в обратную сторону до наступления момента

свободного вращения тормозного барабана;

• повернуть опорный палец задней колодки по часовой стрелке,выполняя те же операции, что и при регулировке переднейколодки. Опорные пальцы передней и задней колодок должны бытьповернуты на одинаковый угол;

• поворачивая подпружиненные болты регулировочных эксцентриков,выполнить частичную регулировку тормозного механизма(при вращении тормозного барабана), подводя накладкиколодок к барабану для обеспечения минимального зазора междуними и выполняя такие же операции, как и при полной регулировке.




Контрольные вопросы

1. В какой последовательности разбирают тормозной механизмавтомобиля ГАЗ-53А?

2. Как извлечь из главного тормозного цилиндра сдвоенныйвпускной-выпускной клапан?

3. Каким должен быть свободный ход тормозной педали на автомобилеГАЗ-53А и чем он регулируется?

4. Как проверить, что произошло открывание компенсационногоотверстия в цилиндре при растормаживании?











Инструкционно-технологическая карта № 1

Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А

Последовательность

операций

Инструмент,

приспособление

Технические условия

и указания

1. Снятие колесного тормозного механизма

1. Вывернуть винты крепления

тормозного барабанак ступице колеса

Отвертка


2. Снять барабан



3. Закрепить поршниколесного тормозногоцилиндра от выпадения

Проволока, пассатижи


4. Снять пружину, стягивающую

колодки

Отвертка или

длинный стержень


5. Отвернуть контргайкиопорных пальцев колодок

Ключ гаечный

24 мм


6. Вынуть опорные пальцы,

Эксцентриковыешайбы, пластину опорныхпальцев



7. Снять тормозные колодки



2. Разборка и снятие колесного тормозного цилиндра

1. Снять с колесноготормозного цилиндрасухари и защитные резиновыеколпаки

Пассатижи, отвертка


2. Извлечь из корпусаколесного тормозногоцилиндра поршни, манжеты, разжимную пружину



3. Вывернуть из корпусаперепускной клапан

Ключ гаечный

11 мм


4. Вывернуть болты крепления

защитного экранаи корпуса колесного

тормозного цилиндра

Ключ гаечный

12 мм


5. Снять защитный экрани корпус колесноготормозного цилиндра



3. Сборка и установка колесного тормозного цилиндра

1. Установить защитныйэкран и корпус колесноготормозного цилиндрана тормозной щит



2. Завернуть болтыкрепления защитногоэкрана и корпуса цилиндра

Ключ гаечный

12 мм


3. Завернуть в корпусцилиндра перепускнойклапан

Ключ гаечный

11 мм


4. Установить в корпусцилиндра поочередноразжимную пружину,

манжеты, поршни



5. Установить на колесныйцилиндр резиновыезащитные колпаки и сухари



4. Установка колесного тормозного механизма

1. Установить опорныепальцы колодок в пластину



2. Установить на опорныепальцы эксцентриковыешайбы



3. Надеть колодки наопорные пальцы и установитьих в отверстия

тормозного щита


Накладка передней

колодки должна быть

длиннее

4. Навернуть контргайки

на опорные пальцы

Ключ гаечный

24 мм

Опорные пальцы повернутьтак, чтобы

метки были рядом

5. Установить стягивающуюпружину

Пассатижи, отвертка


6. Надеть барабан наступицу



7. Завернуть винтыкрепления барабана

Отвертка

Винты крепления расположены

по окружности

неравномерно


























11