МБОУ «СОШ с.Михайловское»
Интеграция национально - регионального компонента на уроках
математики
Учитель начальных классов
Маргиева Мая Мухадзировна
Владикавказ - 2023
Интеграция национально - регионального компонента на уроках математики
... для человека естественно любить свою семью,
своё село и город, свою страну и её народ ...
Д. С. Лихачёв
Пожалуй, самая важная задача учителя - вырастить учеников настоящими патриотами, людьми, знающими народную культуру, традиции и умеющими передавать их следующим поколениям.
Интеграция национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:
Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, искусства) в программу изучения математики. На уроках я ввожу фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями нашей республики. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора.
Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития РСО-Алании.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока.
При изучении математики имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это даёт возможность ученику увидеть применение полученных знаний в жизненных ситуациях, развивая познавательный интерес к предмету.
Хорошо проводить математические диктанты, используя числовые данные из сведений о городе, селе. Например: наша школа была основана 1913 году. Запишите эту дату разрядными единицами.
Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.
В содержание некоторых разделов программы включила региональный компонент для того, чтобы обучающиеся лучше знали особенности: природы, климата, населения, культуры, экологии Северной Осетии. Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?»
На уроках математики я использую задачи с краеведческим содержанием.
Один из таких уроков, например, урок по теме: «Сложение и вычитание трехзначных чисел», «Скорость, время, расстояние» повторили знания и умения по данной теме, но урок еще был посвящен знакомству с горой Казбек…
Скалистый хребет горы
Казбек
1 . В Скалистом хребте выделяются вершины:
Кариухох - 3440 м
Кионхох - 3422 м
Столовая - 2993 м
Тбаухох - 2980 м
Чызджытыхох - 2823 м.
а) расположить числа в порядке возрастания; убывания;
б) образуйте неравенства;
в) составьте задачи на сравнение.
2. Вершины Главного хребта на территории РСО - Алания:
Чанчахи - 4461 м
Караугом - 4364 м
Лабода - 4314 м.
Поставить вопросы, ответить на вопросы.
3440 м
Туристы идут со V- 215 м/ч. Высота горы 3440 м .Сколько времени им нужно чтобы подняться на вершину горы?
Туристы идут со V- 215 м/ч. За сколько часов поднимутся на вершину горы высотой 3440 м,если сделают перевал на 1 час?
Какая разница между двумя пиками? На сколько метров один выше другого?
Как называется это гора?
Переведите в дециметры.
Где спрятан ответ?
2993м
Тбау – хох 2980 м
Чызджыты хох 2823 м
На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного села, не ставится цель обязательного запоминания учащимися дат и событий.
Главное - помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека - часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения.
«ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ…» Северная Осетия оказывает непосредственную помощь участникам СВО на Украину.
Осенью 2022 года сбор средств в Фонд обороны был дополнен сбором теплых вещей для участников СВО. В армию из республики было отправлено сотни вещей.
Из них: 358 пар шерстяных носков, резиновых сапог на 203 пары меньше, чем носков, а шерстяных рукавиц на 709 пар больше, чем носков и сапог вместе. Сколько всего сапог, носков и рукавиц было отправлено на фронт осенью 2022 года?
Краткая запись задачи:
Задание : дополните краткую запись задачи необходимыми данными из условия задачи и выполните решение.
носки
сапоги - ?,на меньше
рукавицы - ?, на больше, чем
Сколько всего носков ,сапог и рукавиц ?
?
Решение:
1) Сколько пар сапог было отправлено в Фонд обороны ?
358 пар
203 пары
155 пар
2) Сколько пар носков и сапог было отправлено в Фонд обороны?
358 пар
155 пар
513 пар
Решение:
3) Сколько пар рукавиц было отправлено в Фонд обороны ?
513 пар
709 пар
1222 пары
4) Сколько всего сапог, носков и рукавиц было отправлено в Фонд обороны?
358 пар
155 пар
1222 пар
1735 пар
Ответ: осенью 2022 года в Фонд обороны было отправлено всего 1735 пар сапог, носков и рукавиц.
Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку.
Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.
Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоции на уроке, усилением практической направленности школьного курса математики, повышением качества математических знаний и умений.
В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.
Благодарю за внимание!