Интегрированное подгрупповое занятие для детей с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и аппликации «Космос»
Задачи:
• Образовательные:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса; космонавтах, космодроме Байконур, видах транспорта (наземном, водном, подземном, воздушном);
- Совершенствовать технику аппликации;
- Развивать композиционное решение, гармонично размещать детали на листе бумаги, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию.
• Коррекционные:
- развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику;
- развивать ориентировку на микро и макропространстве;
- развивать прослеживающую функцию глаза;
- развивать сенсорные представления, закреплять названия цветов.
• Речевые:
- Развивать навыки речевого общения;
- Учить отвечать на вопросы;
- Развивать навыки правильного грамматического строя речи;
- Упражнять в употреблении слов, обозначающих пространственные направления.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций, книг о космосе, космонавтах, планетах;
• чтение стихотворений по теме «космос»;
• конструирование «Ракета»;
• рисование «В далёком космосе»;
• прослушивание аудиозаписей «Музыка Вселенной», «Песня Земли»;
• чтение сказок «Заяц-трусишка», «Трусливый заяц»;
• беседа на тему «Трусость»;
• просмотр мультфильма «Трусливый бегемот»;
• рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт»,
• чтение стихотворений, рассказов по теме «Транспорт»;
• разгадывание загадок о транспорте;
• знакомство с политической картой Евразии.
Словарная работа: космос, космонавт, космодром, Байконур, Казахстан, Апатиты, скафандр, ракета.
Материалы, инструменты: карта Евразии на магнитной доске, магниты, 2 маленьких флажка на липкой основе, фотографии космодрома Байконур, изображения космонавтов в скафандрах, карточки с различным видом транспорта, бумажные смайликов, ножницы, клей – карандаш, клеёнки, салфетки, простые карандаши, квадраты из цветной бумаги, прямоугольники из цветной бумаги, белые квадраты из бумаги, тарелочки для мусора, изображение космонавта (аппликация).
Ход занятия:
В. предлагает встать детям в круг. Ребята, давайте поприветствуем друг друга, но сделаем это необычным способом! Поворачиваясь к своему соседу слева будем говорить слова-приветствия, улыбаясь и произнося их искренне! (в. поворачивается к своему соседу слева) Приветствую тебя! (ребенок, которому произнесли слово-приветствие, поворачивается к своему соседу слева) Здравствуй! (поворачивается к своему соседу слева) Доброе утро! (поворачивается к своему соседу слева) Привет! (поворачивается к своему соседу слева) С добрым утром! (поворачивается к своему соседу слева) Салют!
В: Молодцы! Ребята, какую тему мы изучали на этой неделе?
Дети: Мы изучали тему «Космос».
В: Правильно! Кто скажет, какой сегодня день недели, какое число и месяц?
Дети: Сегодня пятница, 11 апреля.
В: Какой праздник отмечает Россия 12 апреля?
Дети: День Космонавтики!
В: Мы с вами говорили про космос, планеты, про солнечную систему и звезды! Мы много нового узнали на этой неделе! Я предлагаю вам создать собственную солнечную систему и побывать в ней настоящими космонавтами!
В: С такой дружной и бесстрашной командой не страшно и в космос отправляться! Но чтобы стать космонавтами, надо что делать?
Дети: Чтобы стать космонавтами надо много тренироваться!
В: Правильно! Прошу вас выйти и начать нашу тренировку!
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета
(Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловкими
Начинаем тренировку:
(остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
В: Откуда ракеты отправляются в космос?
Дети: Ракеты отправляются в космос с космодрома.
В: Самый известный космодром называется Байконур (обращает внимание на мольберт с фотоБайконура). Он находится в Казахстане. Давайте посмотрим, где это на карте. Мы с вами находимся в Каменске _Уральском. Вот здесь (в. показывает на карте, прикрепляет флажок на липкой основе там, где находится город К-У). Космодром Байконур находится вот здесь (В. показывает на карте, прикрепляет флажок на липкой основе там, где находится космодром Байконур). Казахстан от К-У находится очень далеко.
В: (раздает каждому ребенку по карточки с изображением разного вида транспорта) посмотрите на свои карточки и скажите, на чем мы сможем доехать до Казахстана, а на чем нет. Карточки, которые подходят – мы прикрепляем с помощью магнита на карту, а которые не подходят, складываем в сторонку.
В: Пора отправляться в полет на самолете до космодрома Байконур! (приглашает детей на ковер):
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолет.
(Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
В: Мы с вами оказались на Байконуре. Вы готовы становиться космонавтами и выходить в открытый космос!
Дети: Мы готовы!
В: Каждый из нас сделает вот такого смелого космонавта! Какого цвета скафандр у космонавта на образце?
Дети: Скафандр салатового цвета!
В: Как вы думаете, почему у космонавта скафандр салатового цвета?
Дети: Мы не знаем.
В: Посмотрите на солнечную систему (показывает ватман «Солнечная система», какие цвета здесь вы видите?
Дети: Мы видим, синий, фиолетовый, темно-синий и темно-зеленый цвет.
В: Возьмите кусочек синей бумаги, и приложите к солнечной системе, хорошо будет видно кусочек бумаги? (Дети выполняют действия).
Дети: Кусочек бумаги синего цвета плохо видно!
В: Попробуйте приложить кусочки бумаги разного цвета и скажите, какие лучше всего видно (дети выполняют действия).
Дети: Хорошо видны кусочки бумаги желтого, оранжевого, красного, розового, белого, салатового и голубого цвета.
В: Вы теперь знаете зачем космонавту скафандр салатового цвета?
Дети: Да!
В: Зачем?
Дети: Чтобы лучше видно было космонавта в открытом космосе.
В: Правильно! У наших космонавтов будут разноцветные скафандры, чтобы хорошо видеть друг друга в открытом космосе и знать, что, например, в голубом скафандре у нас Филипп, а в зеленом – Рома, и так все выберут свой цвет. Наша солнечная система станет яркой и красивой! Посмотрите и выберите цвет будущего скафандра для вашего космонавта (дети выбирают цвет).
В: Посмотрите внимательно, из каких геометрических фигур состоит скафандр у космонавта?
Дети: Скафандр состоит из двух кругов и пяти прямоугольников (одного большого и четырех маленьких).
В: Перед каждым из нас стоит тарелочка с геометрическими фигурами, посмотрите, какие фигуры перед вами?
Дети: Перед нами два квадрата и два прямоугольника.
В: Берем большой цветной квадрат и вырезаем из него круг – шлем нашего космонавта. Рома, расскажи, пожалуйста, как ты будешь вырезать из квадрата круг?
реб.: Я возьму квадрат и аккуратно ножницами буду отрезать уголки, чуть-чуть закругляя. У меня получится круг.
В: Все правильно ответил Ваня (Вырезаем). Берем один из прямоугольников и складываем пополам, вот так (показываю). Берем в руки ножницы и вырезаем одинаковые прямоугольники. Вырезали, молодцы, положили в сторонку. Взяли другой прямоугольник и вырезаем точно также. Взяли в руки белый квадрат и вырезали из него круг. Хорошо, все детали положили на тарелочку, ножницы убрали в стаканчики. Мы с вами вырезали части нашего космонавта, и наши пальчики очень устали! Сделаем зарядку для наших пальчиков!
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел отсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон…
Кто не видит – выйди вон.
В: Нам осталось только выпустить космонавтов в открытый космос! Посмотрите, как я выпущу своего героя: сначала я приклеиваю его шлем, затем туловище, руки, ноги, но это еще не все! Я приклеиваю белый круг, как вы думаете, что это?
Дети: Это специальное стекло на шлеме у космонавта, чтобы он мог видеть все вокруг себя.
В: Правильно, это стекло, которое находится на шлеме. Ребята, выпустите своих космонавтов в открытый космос, я считаю, они уже готовы бороздить просторы солнечной системы! (Дети приклеивают детали, дефектолог индивидуально помогает). Какие замечательные у нас получились космонавты, как настоящие.
В: У вас на столах лежат смайлики. Если вам занятие понравилось, то вы поднимите веселый смайлик, если нет, то грустный. Молодцы! А что мы с вами сегодня делали? А вы сможете научить кого-то дома делать такого же космонавта?
В: Наше занятие окончено, всем спасибо за работу!